рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Религия в первобытных культурах

Работа сделанна в 2002 году

Религия в первобытных культурах - Реферат, раздел Культура, - 2002 год - Религия и культура Религия В Первобытных Культурах. Вс Более Глубокий Интерес Сегодня Проявляетс...

Религия в первобытных культурах. Вс более глубокий интерес сегодня проявляется с сакральному периоду бытия, когда мир является людям в своей изначальной цельности, таинстве и всемогуществе. Исследования племн, сохранивших до нашего времени первобытный уровень развития, позволили обрисовать общую модель свойственного древнему человеку архаического сознания.

Она основана на видении мира целостным, взаимозависимым, взаимообусловленным.

В традициях и верованиях народов, сохранивших черты архаического прошлого, исследователи отмечают одну важнейшую особенность, отличающую их мышление от современного. По утверждению В.Ф.Арсеньева, первобытное мышление ориентировано исключительно на мистические причины, действие которых оно чувствует повсюду. Арсеньев В.Ф. Звери. Боги. Люди М 1991 с.31. Например, допускается, что одно и то же существо может в одно и то же время пребывать в двух или нескольких местах.

Животные и люди воспринимаются в таком единстве, что даже возможность перехода из одного облика в другой считается вполне очевидной. Все явления в большом и малом, земном и космическом, преходящем и вечном связаны между собой, обладают способностью к передаче своих свойств и к перевоплощению. Реальной полагается способность материального воздействия на явление через мысленные и физические манипуляции с его образом. В процессе длительной эволюции архаического сознания, его рационализации появляются и закрепляются в культуре представления о сверхъестественном. В основе этих представлений лежат верования в одушевление всей природы верования, которые достигают высшей своей точки в олицетворении е Для примитивных человеческих племн солнце и звзды, деревья и реки, облака и ветры становятся личными одушевлнными существами, которые живут наподобие людей или животных Тайлор Э.Б. Первобытная культура М 1989 с. 129. Термин анимизм от лат. anima душа, дух впервые был употреблн немецким химиком и физиологом Г.Э.Шталем 1660 - 1734, но в научный оборот его ввл Э.Б.Тайлор.

Анимизм это вера в духов и души, управляющих людьми, предметами и явлениями окружающего мира. Тейлор, исследуя анимистические представления в работе Первобытная культура, выдвигает гипотезу, согласно которой появление тонкого, невещественного образа, составляющего причину жизни и мысли, независимо и нераздельно владеющего личным сознанием и волей своего телесного обладателя, то есть души, вызвано двумя причинами во-первых, они первобытный люди старались понять что составляет причину бодрствования, сна, экстаза, болезни и смерти во-вторых, они задавались вопросом, что такое человеческие образы, появляющиеся в снах и видениях.

Душа способна покидать тело и переноситься с места на место.

Большей частью неосязаемая и невидимая, она обнаруживает также физическую силу и является людям спящим и бодрствующим, преимущественно как фантам, как призрак, отделнный от тела, но сходный с ним. Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и влиять на них. Тайлор Э.Б. Первобытная культура С. 213. Тайлор доказывает, что анимистические представления в дальнейшем трансформировались в первобытные верования анимизм, тотемизм, фетишизм и магию.

Тотемизм комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанный с представлениями о родстве между группами людей и тотемами животными или растениями, которые, согласно мифическим представлениям, являлись предком покровителем данного рода и каждого его члена, символом кровного родства.

Фетишизм от фр. fetiche вещь, идол поклонение неодушевлнным предметам, которым приписывались чудодейственные свойства скалы, деревья, раковины, различные бытовые предметы горшки, калебасы сосуды из тыквы, барабаны и т.п Магия от греч. mageia колдовство, волшебство обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на других людей и окружающую действительность. Представления о сверхъестественном становятся основой развития более сложного видения мира и воздействия человека на окружающую среду, что и проявляется в магии.

Как ни парадоксально это выглядит в обыденных представлениях, именно магия, как это блестяще показал английский учный Дж. Фрезер, предшественница науки, потому что она исходит из тех же оснований, из того, что вс в мире связано причинно-следственной связью. А значит, магические ритуалы могут дать в руки человека рычаг управления природой и богами.

Как система природных законов, то есть совокупность правил, которые определяют последовательность событий в мире, она может быть названа магией теоретической. В качестве же предписаний, которым люди должны следовать, чтобы достигать своих целей, она может называться магией практической, Фрезер Дж. Золотая ветвь М 1980 с. 20. пишет Дж. Фрэзер. В магии пока ещ слиты реальность и вымысел, опыт и фантазия. Магическое мышление абсолютно безразлично к противоречиям, очевидным для нас. Объясняется это тем, что в нм чувственное преобладает над логическим, иррациональное над рациональным.

Дж. Фрезер пишет о том, что человек той эпохи никогда не подвергает анализу мыслительные процессы, на которых основываются его действия Там же В процессе передачи из поколения в поколение знаний, сведений об обычных и необычных явлениях формируется особая форма закрепления памяти человечества миф. Мифы представляют собой сложное культурное явление. В них своеобразно запечатлена древняя история человечества, и каждое новое поколение современных людей прочитывают е в духе усвоенных или утраченных культурных традиций.

Анализ большого числа мифов примитивных культур показал, что они отвечают всем требованиям логического понятийного мышления, а это означает, что на уровне историко-культурного типа но не на уровне индивида первобытной культурой уже достигается тот тип рациональности, который присущ понятийной мысли вообще. Миф это чувственное представление о мире, когда человек не противопоставляет себя природе.

В нм всегда присутствует обобщающее начало. Мифы объясняют появление различных природных и культурных особенностей, повествуют о происхождении космоса и человека, рассказывают о звздах и планетах, о чудесных существах родоначальниках племени, о фантастическом сверхъестественном родстве между определнными группами людей родом, племенем и тотемом, воспевают подвиги героев, предупреждали о конце мира и катастрофах. Мифы отражают самые различные стихии, свойственные природе, космосу, человеку.

В них живут и действуют боги, одержимые человеческими страстями, обладающие теми же пороками и добродетелями. Мифы слагались в ту историческую эпоху, когда звери представлялись равными богам, боги людям, а люди зверям. В те далкие времена человек не отделял себя ещ от природы и не проводил чткого различия между разными сферами своей деятельности. Мифология того периода включала всю культуру первобытного человека. Лишь позднее из не выделились религия, наука, искусство.

В муках познания и преобразования природы люди сами создавали себе богов, одновременно полагаясь на их защиту, поддержку и всевидение. Мифологическое познание это познание эзотерическое, или, иным словом, тайное. Оно передавалось через ритуальные посвящения особо подготовленным лицам и само по себе, как полагается, обладало некой сверхъестественной силой. Мифология и за пределами первобытного строя на протяжении всей истории человечества была и по сей день остатся существенным аспектом культуры. 3. Гносеологические познавательные основания перехода от политеизма к монотеизму.

По мере постижения человеком природы, овладения вс новыми законами бытия развивалась его способность к абстрагированию, обобщению, анализу. Мир становился для него вс более объмным в своих пространственно-временных границах, создавались вс более достоверные модели микро- и макро-космоса. Тысячелетиями слагаемая мифологическая история оттеснялась конкретной историей событий, времн, фактов более поздних эпох. Сила человеческого интеллекта воплощалась в сложных технических конструкциях, постижении законов природы, логико-дедуктивных методах доказательства.

Развиваемые в недрах религиозного миропонимания научные идеи и принципы не могли не оказать влияния и на собственно теологические рассуждения и выводы. Стала использоваться идея доказательства, сформировался символический язык религиозной атрибутики, сложились разные теософские школы.

Основные мировые религии буддизм, христианство, ислам содержат собственные теологические обоснования, этические принципы, уходящую своими корнями в глубь веков фактологическую основу. Пришедший на смену политеизму многобожие монотеизм единобожие таких, в частности, религий, как христианство, ислам, иудаизм, своеобразно предупредил развитие научного знания. Последнее в свом становлении движется от многообразия эмпирически выявленных зависимостей к их единой сущностной основе. Единый Бог мыслится как первооснова Мира, его первопричина и общий принцип развития.

Слово религия произошло от латинского глагола religare связывать. На заложенную в этом термине смысловую противоречивость обратил внимание А.Мень. Если вдуматься в это слово, отмечает он, то обнаруживается два его прямо противоположных смысла связывать, соединяя дух человека и Бога, но и связывать путами по рукам и ногам. Дилемма полноты бытия и рабского сознания пронизывает вс религиозное исповедание. Мень А. История религии, В 7 т Т.1 М 1991 с. 72. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религия и культура

Религия возникает в истории человечества вместе с осознанием человеком самого себя и противопоставлением себя окружающей действительности. Традиционно возникновение религиозных представлений о мире связывают с… Таким образом объясняют возникновение политеистических религиозных систем, в которых множество богов олицетворяют…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Религия в первобытных культурах

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религиозная вера в жизни ученых
Религиозная вера в жизни ученых. Традиционная схема, в которой научное знание вытесняет предшествующее ему религиозное, не объясняет, почему учные, чей вклад в мировую науку очевиден, продолжали ос

Религия в европейской культуре христианская модель мира и проблема соотношения веры и разума
Религия в европейской культуре христианская модель мира и проблема соотношения веры и разума. Мы знаем, что периодически в истории под прессом неопровержимых доказательств в трагедиях и мука

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги