рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Организация театральных представлений. Архитектура римского театра актеров

Организация театральных представлений. Архитектура римского театра актеров - Реферат, раздел Культура, Римский театр Организация Театральных Представлений. Архитектура Римского Театра Актеров. П...

Организация театральных представлений. Архитектура римского театра актеров. Представления устраивались в Риме во время различных государственных праздников.

Пьесы шли на празднике патрициев Римских играх, справлявшихся в сентябре в честь Юпитера, Юноны и Минервы на празднике плебеев Плебейских играх, происходивших в ноябре на Аполлоновых играх в июле. Спектакли давались также во время триумфальных и погребальных игр, при выборах высших должностных лиц и по другим поводам. На римских праздниках сценические игры шли нередко вместе с цирковыми играми и гладиаторскими сражениями, причем зрители часто отдавали предпочтение последним.

Постоянного театра в III в. до н.э как и позже, вплоть до середины I в. до н.э в Риме не было. Сооружению его противился консервативный сенат. Для представлений на форуме воздвигался деревянный помост высотой в половину человеческого роста. На сценическую площадку вела узкая лесенка в 4-5 ступенек, по которой актеры поднимались на сцену. В комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с выходящими на нее фасадами двух-трех домов. Все действие развертывалось перед домом.

Зрители сидели на скамейках перед сценой. Но иногда сенат запрещал устраивать в этих временных театрах места для зрителей сидеть на представлениях, по мнению сената, было признаком изнеженности. Все построенные для театральных игр сооружения ломались по их окончании. Играли в трагедиях и комедиях уже не любители, а артисты-профессионалы. Их называли актерами или гистрионами. Римские актеры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и по сравнению с греческими актерами они занимали, в своей массе, низкое общественное положение. Объясняется это тем, что почти с самого своего возникновения римский театр выступал как чисто светское учреждение и, как уже говорилось, не был связан с каким-либо культом, подобным культу Диониса в Греции.

Кроме того, в течение долгого времени театр рассматривался правящими сословиями Рима только как одно из развлечений, причем такое, которое вызывало к себе иногда даже презрительное отношение со стороны нобилей. На актерской профессии лежало клеймо бесчестия, за плохую игру можно было подвергнуть актера порке.

Актеры объединялись в труппе во главе с хозяином антрепренером, который по договоренности с властями организовывал театральное представление и сам обычно играл главные роли. Женщин в труппе не было, женские роли исполнялись мужчинами. Тем не менее в Риме были актеры, которые пользовались уважением римского народа. Это прежде всего трагический актер Эзоп и комический актер Росций. Об Эзопе рассказывали, что его игра отличалась величественностью.

Эзоп тщательно обдумывал свои движения и согласовывал их с ролью, которую ему приходилось играть. Очень серьезно относится Эзоп к подбору масок и очень увлекался своей ролью. Рассказывают, что однажды, играя свою роль царя Атрея, он до такой степени вошел в роль, что убил скипетром оказавшегося рядом раба. О Росции говорили, что он даже долго репетировал роль, тщательно отрабатывая каждый жест. Игра его, по свидетельству современников, отличалась живостью, движения были стремительны.

Не чуждался Росций и портретного сходства. Он так отомстил однажды своему врагу играя в комедии Плавта мерзкого сводника, он придал этому персонажу наружность своему врагу и выставил его тем самым на всенародное осмеяние. Нам известно, что искусство Росция высоко ценил выдающийся римский оратор и политический деятель Цицерон. У Росция было много учеников. В подборе их он был очень строг, зато из его учеников выходили хорошие актеры. Актеры-профессионалы, выступавшие в трагедиях и комедиях в III и II вв. до н.э играли без масок.

Маска появилась в этих жанрах довольно поздно лишь в 130 г. до н.э. по другим сведениям только с начала I в. до н.э ок. 90 г. до н.э Поэтому, в отличие от греческого театра, зрители в Риме могли следить и за мимикой актеров. Однако в виде исключения маски и раньше использовались в театре, когда например, надо было обыграть мотив двойника в комедии. Костюм трагических актеров в общем был таким же, каким римляне получили его от греков.

Но в связи со стремлением уже внешним обликом выразить величие трагических персонажей римские актеры старались особенно подчеркнуть рост посредством более высоких котурнов, более высокого онкоса и парика над маской, после того как последняя была введена в театре. Мягкие утолщенные подошвы греческих котурнов превратились в римском театре в громоздкие деревянные подставки высотой до 20 см. у римских трагических масок широкие отверстия для рта и глаз красивые прически с локонами, падающими на лоб и на плечи борода у мужчин тоже завита локонами.

Костюмом комических актеров был паллий, т.е. греческий плащ, ниспадающий широкими складками. Рабы носили плащ, напоминавший скорее большой шкаф при ходьбе или беге они свертывали его и перекидывали через плечо. Молодые люди, солдаты, путники носили хламиду, т.е. короткий плащ он покрывал плечи и на правом плече застегивался булавкой, так что правая рука оставалась свободной. Греческому хитону соответствовала римская туника, которая у женщин спускалась до пят. На ноги комические актеры надевали сокки низкие легкие башмаки, которые в жизни, как правило, носили только женщины.

Важным событием в театральной жизни Рима I в. до н.э. было появление первого постоянного театра, построенного из камня. Он был сооружен в 55 г. до н.э. Помпеем. В конце I в. до н.э. в Риме было построено еще два каменных театра. От одного их них, театр Марцелла, сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам.

Архитектура римского театра имела ряд особенностей, отличавшихся его от греческого театра. Места для зрителей располагались в один или несколько ярусов в виде полукруга. Орхестра имела тоже форму полукруга, на ней помещались места для сенаторов. Сценическая площадка просцениум была приподнята над уровнем орхестры на 1,5 м фасад скены богато декорирован над просцениумом возвышалась деревянная крыша. Римский театр имел занавес перед началом спектакля он опускался в продольную щель просцениума, открывая сценическую площадку, а в конце спектакля закрывал ее, поднимаясь вверх.

Плавт. Продолжателем дела Невия как комедиографа был его младший современник Тит Макций Плавт ок. 254 184 гг. до н.э Предание гласит, что Плавт в молодости был актером ателланы на это будто бы указывает его имя Макций от Макка. Творчество Плавта относится к тому периоду истории Рима, когда он из сельскохозяйственной общины становится сильнейшим государством сначала на Апеннинском полуострове, а затем в бассейне Средиземного моря. Многочисленные успешные войны поставляют в Рим огромное количество рабов и богатств, максимальная выгода извлекается с завоеванных земель.

Благодаря интенсивному развитию товарно-денежных отношений растет ростовщичество. Сдвиги, происходившие в социально-экономической жизни общества, расшатывали строгий, патриархальный уклад жизни, рождала индивидуалистические настроения. Как уже говорилось, после Пунических войн началось активное проникновение в римскую культуру греческих элементов.

Шла интенсивная эллинизация римского общества. Все эти черты римской жизни нашла отражение в комедиях Плавта. По единодушной оценки древних, Плавт был самым блестящим представителем паллиаты. Действующие лица его пьес те же, что у Менандра и других представителей новой аттической комедии. Излюбленный персонаж Плавта хитрый, пронырливый раб, помогающий своему молодому хозяину улаживать его любовные дела. Хотя Плавт заимствовал сюжеты для своих пьес из новой аттической комедии, он ярко запечатлел в них и черты римской жизни.

В его пьесах постоянно упоминаются римские учреждения и должностные лица, римские праздники, различные стороны римского быта, в том числе и театрального. В комедиях Плавта, по выражению Н.А. Добролюбова, зрители узнавали самих себя и своих нравы. Плавт сочувственно относился к плебейским низам рабовладельческого общества и осуждал людей, стремящихся к нечестной наживе. В его комедиях есть нападки на ростовщиков, торговцев, сводников.

Критика эта велась обычно с моральных позиций. Хотя имущественное неравенство среди свободных было уже достаточно резко выражено во времена Плавта, оно еще не осознавалось как антагонистическое противоречие внутри класса рабовладельцев. Пьесы Плавта очень динамичны по развитию действия, проникнуты пафосом неистощимой энергии и здорового оптимизма. Плавт искусно сумел соединить новую аттическую комедию с элементами народной римской ателланы с ее буффонадой, живостью действия, непристойными, но остроумными шутками.

Большое место в комедиях Плавта отводится пению и музыке. До него в новой аттической комедии пение и музыка играли роль интермедий и использовались лишь в антрактах. У Плавта же этот музыкальный элемент кантики от латинского canto пою в некоторых комедиях преобладает. Одни из кантиков представляли собой арии, другие исполнялись речитативом под музыкальный аккомпанемент. Характеры героев Плавта статичны, психология действующих лиц почти не раскрывается, но свойственный ему прием гротеска делает его персонажей театрально выразительными.

От Плавта дошла до нас 20 комедий полностью и одна в отрывках. В них большей частью идет речь о том, как влюбленный молодой человек при помощи своего энергичного и хитрого раба уводит от сводника свою возлюбленную, которая часто оказывается свободнорожденной гражданкой, потерянной в детстве своими родителями. После раба самый занимательный персонаж в комедиях Плавта парасит.

Это человек свободный, но бедный и всегда голодный. Однако среди комедий Плавта есть и такие, которые отступают от указанной сюжетной схемы. Например, Близнецы, Клад и др В комедии Близнецы Менехмы рассказывается о том, как Менехм из Сиракуз отправляется на розыски своего брата-близнеца, пропавшего еще в детстве. Со своим рабом Мессенноном и находит брата. Благодаря необычайному сходству близнецов происходит ряд забавных эпизодов. Стащив у жены дорогой плащ, Менехм из Эпидамна дарит его своей любовнице и просит ее устроить обед для него и для парасита. Но на обед попадает Менехм из Сиракуз, только что приехавший в Эпидамн.

Разгневанная изменой мужа и кражей плаща, матрона изливает свой гнев на его брата-близнеца. Возмущению матроны нет предела, когда сиракузский Менехм совершенно искренне заявляет, что он видит ее впервые. Матрона приводят своего отца, и тот собирается вразумить мнимого зятя. Желая избавиться от назойливого старика и его дочери, приезжий Менехм прикидывается безумным.

Старик бежит за лекарем, но в руки лекаря и его слуг попадет настоящий муж. После многих недоразумений близнецы в конце концов встречаются друг с другом, и комедия заканчивается сценой узнавания. Близнецы блестящая комедия интриги. Характеры в ней очерчены лишь бегло. Действие развивается стремительно, одно недоразумение нанизывается на другое. Наряду с главными героями в пьесе выводится яркий образ парасита это Пеникул, любящий хорошо поесть и получивший свое имя от губки, которой вытирают стол после пира. Интересен также образ матроны.

Благодаря большому приданому она чувствует свою материальную независимость и стремится полностью подчинить себе мужа. Маска жены с приданым часто встречалась в связи с растущей имущественной самостоятельностью женщин и увеличением числа браков по расчету. Комедия Плавта Близнецы послужила основой для Комедии ошибок Шекспира. Но Шекспир усложнил сюжет, введя, кроме близнецов-господ, близнецов-слуг. В комедии Клад осмеивается человеческая скупость, доведенная до невероятных, просто бессмысленных пределов и превращающая носителя этой страсти в существо, отравляющее жизнь и себе самому, и своим близким.

Таким скупцом изображен бедняк Эвклион, в руках которого оказался горшок с золотом. В прологе комедии бог домашнего очага Лар сообщает зрителям, что это он открыл Эвклиону клад, который был спрятан в глубине очага еще дедом Эвклиона. Дочь его Федра почитала Лара, постоянно делала ему приношения, и вот только ради Федры, которую обесчестил на празднике Цереры один знатный юноша Ликонид, Лар и открыл старику клад, чтобы ему легче было выдать замуж свою дочь. В прологе есть краткое указание на последующее развитие событий и на благополучную развязку.

Комедия Клад отличается искусным сценическим построением. Скупость Эвклиона характеризуется и его поступками, и тем, что говорят о нем другие. Так, первый акт начинается с ого, что Эвклион избивает и выгоняет из дому старую служанку Стафилу, чтобы она не пронюхала, где спрятано золото. Раб Стробил характеризует скупость Эвклиона в мелких выражениях, носящих отчасти характер народных пословиц.

Ложась спать, Эвклион повязывает рот мешком, чтобы не упустить дыхания умываясь, плачет, так как жалко проливать воду. В пьесе много буффонады. В трагикомическом кантике, который поет Эвклион, обнаружив пропажу кубышки ее украл раб Стробил. Впрочем, Эвклион не надеется узнать что-нибудь от зрителей, так как среди них нет честных людей. Комедия Клад приобрела в последующее время не меньшую популярность, чем Хвастливый воин. Так, при создании своей комедии Скупой Мольер взял за образец Клад. Комедии Плавта прожили большую историческую жизнь, хотя в средние века Плавт был основательно забыт богословы считали, что его пьесы содержат в себе много безнравственного.

Зато в эпоху Возрождения Плавт как бы снова воскрес для европейского театра. Его комедии усиленно переводят, по его образцу писатели-гуманисты создают свои произведения.

Теренций. После Плавта писал комедии Теренций, принадлежавший уже к следующему поколению. Уроженец Африки, он еще мальчиком был привезен в Рим, где стал рабом одного римского сенатора. Заметив выдающиеся способности юноши, сенатор дал ему хорошее образование и потом отпустил на волю. Теренций находился в дружеских отношениях со многими знаменитыми людьми, входящими в кружок просвещенного патриция Сципиона Младшего и бывшими приверженцами греческой культуры и греческого образования.

Именно в это время благодаря завоеваниям Рима Восточного Средиземноморья влияние греческой культуры на римскую становится особенно интенсивным. Римляне знакомятся с греческой образованностью уже непосредственно на ее родине. Теренций написал шесть комедии, и все они до нас дошли. Почти все свои комедии Теренций заимствует у Менандра, причем значительно подчеркивает греческий колорит. Сюжетами его комедий являются семейные конфликты. У Теренция обычно нет такой динамики в развитии интриги, как у Плавта, он отказывается от театральных средств и приемов ателланы, которыми охотно пользовался предшественник.

Зато Теренций стремится дать более глубокую психологическую характеристику своих персонажей, создавая интересные жизненные образы. Одна из лучших комедий Теренция Братья. Пьеса ставит вопрос о воспитании молодых людей. В ней выводятся два старика-брата горожанин Микион и деревенский житель Демея. У Демеи два сына Эсхин и Ктесифон. Старшего сына, Эсхина, он отдал на воспитание своему брату Микиону. И вот между обоими стариками происходят постоянные споры по вопросу о воспитании.

Микион считает, что не следует держать молодых людей в строгости наоборот, надо снисходительно относительно ко всем увлечениям молодости, и тогда будут говорить правду своим родителям. Демея не согласен со взглядами брата детей надлежит воспитывать в строгости и ни на минуту отпускать с них глаз. Комедия начинается с того, что Демея сообщает брату Микиону о новом возмутительном поступке Эсхина.

Он ворвался в дом сводника, избил хозяина и увел от него свою любовницу арфистку. Ктесифон никогда не совершил бы подобного поступка Но в дальнейшем выясняется, что Эсхин отнял арфистку у сводника не для себя, а для брата Ктесифона. Теренций хорошо изобразил по контрасту характеры Микиона и Демеи. Микион тип богатого, благодушного и со всеми обходительного старого горожанина, сторонника гуманных методов воспитания юношества. Демея грубоватый и скупой деревенский житель.

Всю жизнь он провел в заботах и трудах, чтобы оставить кое-какой достаток своим сыновьям. В тонкости воспитания он не вдается, считая, что сыновей надо держать в ежовых рукавица. Демея обладает здравым смыслом, но в тоже время крайне самонадеян. Исследователи считают, что Теренцй изменил конец не дошедший до нас комедии Менандра Братья. У Менандра, вне всякого сомнения, побеждал Микион с его гуманными гуманными принципами воспитания. У Теренция тоже подчеркивается правильность педагогических приемов Микиона, однако не без оговорки.

Показ на римской сцене полной победы педагогических принципов Микиона был бы еще не своевременным. Объясняясь насмешкой, почему его братья любят Микона, Демея говорит, что брат всегда им потакал, был к ним неразумно добрым. Комедии Теренция знакомили римских зрителей с миром более сложных душевных переживаний, хотя и ограниченных рамками семейных отношений. Теренций может быть назван предшественником новой европейской драмы. Влияние взглядов, высказанных в его пьесе Братья, чувствуется, например, в комедии Мольера Школа мужей.

После смерти Теренция пьеса его в течение нескольких десятилетий еще ставятся на сцене, но затем исчезают из театрального репертуара. И вообще и паллиата, главные образы которой были уже исчерпаны, замирает и уступает место новому жанру комедии с национальным, римским содержанием.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Римский театр

Они жили по нижнему течению реки Тибра в области, которая называлась Лациум.Столицей их был город Рим, основанный, по преданию, в 753г. до н.э. В… Греки с давних пор имели свои колонии в Южной Италии и в Сицилии. Что же… Вскоре после этого начались завоевания Рима в Италии. Благодаря выгодному географическому положению центр Италии и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Организация театральных представлений. Архитектура римского театра актеров

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Появление литературной драмы в Риме. Ливий Андроник Гней Невий
Появление литературной драмы в Риме. Ливий Андроник Гней Невий. Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков, перевели на латинский язык и приспособили к своим понятиям и вкусам.

Римский театр императорской эпохи
Римский театр императорской эпохи. В I в. до н.э. в результате гражданских войн республика в Риме пала. После победы над Антонием в 31 г. до н.э. Октавиан, получивший впоследствии почетное прозвище

Литературный мим
Литературный мим. В первые века империи продолжали еще ставиться паллиаты и тогаты старых драматургов. Однако самым распространенным из всех драматических жанров был мим. Мим эпохи империи сильно о

Колизей должен быть разрушен
Колизей должен быть разрушен. Карфаген должен быть разрушен эта крылатая фраза римских императоров, ненавидящих африканского полководца Ганнибала, вторгнувшегося в Италию со своими боевыми слонами,

Театральное дело в Риме
Театральное дело в Риме. В Риме, как и в Греции, драматические представления были связаны с культом. Они являлись одним из видов игр, устраивавшихся во время различных празднеств. Нар

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги