Социальные предпосылки юродства и причины его широкого распространения на Руси

Социальные предпосылки юродства и причины его широкого распространения на Руси. Конечно, помимо религиозного смысла у юродства были и конкретные социальные предпосылки, являвшиеся одновременно и причинами его широкого распространения на территории русского государства. Первой из них было наличие на Руси смехового мира. Эта оборотная сторона жизни русского общества давала юродивым богатую почву для пародирования, подражания и самоуничижения.

К тому же, не будь на Руси этого антимира, сомнительно чтобы к юродивым бы стали относиться с тем уважением и даже почитанием, которое юродивые получили.

В противном случае не будь у народа представления о смеховой культуре, юродивые, скорее всего, стали бы восприниматься людьми либо как просто душевнобольные, либо как обыкновенные хулиганы, но никак не в образе божьих людей. Другой причиной появления юродивых было то, что простые люди очень часто страдали от произвола, насилия, корыстолюбия, эгоизма властьпридержащих.

При этом пожаловаться было некому, а если кому и удавалось добраться до более высоких лиц, чем его обидчик, то обычно дело решалось вс равно не в его пользу и человека, решившего правду искать, за этот поиск наказывали. Тем более указать правителю на его недостатки и вовсе было делом смертельно опасным.

Юродивые же, во-первых, до некоторой степени пользовались неприкосновенностью, и в силу этого могли себе позволить больше, чем остальные люди а во-вторых, для юродивого пострадать от произвола власти было даже и к лучшему этим он подавлял свою гордыню, усмирял тело, а если его казнили, то погибал он за правду и за веру, впрочем, такое случалось редко. Вот пример невиданной благосклонности к юродивым Иван Грозный собрался в поход против Пскова, готовя этому городу такую же страшную участь, что постигла Новгород.

Однако жители Пскова проявили удивительную покорность войско Ивана IV было встречено хлебом солью. Грозный слушал молебен в храме Троицы, поклонился гробу св. Всеволода-Гавриила, с удивлением рассматривал тяжлый меч сего древнего князя и зашл в келью к старцу Салосу Николе, который под защитой своего юродства не убоялся обличать тирана в кровопийстве и святотатстве. Пишут, что он предложил Иоанну в дар кусок сырого мяса что царь сказал Я христианин и не ем мяса в великий пост, а пустынник ответствовал ты делаешь хуже питаешься человеческою плотию и кровию, забывая не только пост, но и бога Грозил ему, предсказывал несчастья и так устрашил Иоанна, что он немедленно выехал из города жил несколько дней в предместии дозволил воинам грабить имение богатых людей, но не велел трогать иноков и священников взял только казны монастырские и некоторые иконы, сосуды, книги и, как бы невольно пощадив Ольгину родину, спешил в Москву 14. Доказательством того, что юродство принимает почти массовый характер и встречает одобрение не только простого народа, но и церкви может служить большое количество храмов, построенных во имя их. Так в Новгороде почитали Николая Кочанова, Михаила Клопского, Иакова Боровицкого, в Устюге Прокопия и Иоанна, в Ростове Исидора, в Москве Максима и Василия Блаженного, в Калуге Лаврентия, в Пскове Николу Салоса15.