Закат юродства

Закат юродства.

Со времени правления Петра I на юродивых начинаются гонения церковная власть предписывает помещать этих людей в монастыри с употреблением их в труд до конца жизни. А Указом 1732 г. впускать юродивых в кошунных одеждах в церкви 16 запрещается.

Таким образом, юродство на Руси утрачивает покровительство государственной, а, следовательно, и церковной к тому времени уже поставленной в зависимое от правящих кругов положение властей.

С конца XVI в. количество канонизированных юродивых резко уменьшается, как и упоминания о них в различных исторических источниках.

Последнее, впрочем, вполне естественно если юродивые официально не считались более божьими людьми, то просвещнные люди а ведь именно они и занимались созданием того, что мы сейчас называем письменными источниками на них просто перестали обращать внимание. В новое время была канонизирована лишь одна юродивая Ксения Петербургская. Двадцати шести лет она потеряла мужа и стала юродивой Христа ради уверяли, впрочем, что она сошла с ума действительно раздала имущество, ходила в одежде мужа, ночевала где придтся.

Часто видели, как она уходила за город и молилась в поле, поворачиваясь попеременно на четыре стороны света. Видели также, как она украдкой работала по ночам, принося кирпичи на постройку большой церкви, воздвигавшейся в е районе. Население пригорода, где она жила, е обожало. Матери давали ей покачать своих детей или поцеловать их, и это считалось благословением. Извозчики умоляли е сесть к ним на несколько мгновений и после этого были уверены, что хорошо заработают за день. Продавцы силой совали ей в руки свой товар, если она к нему прикасалась, покупатели обязательно должны были прийти.

Ксения при жизни стала знаменитым чудотворцем. В частности, она предсказала кончину императрицы Елизаветы Петровны 5 января 1761 г После смерти е почитание распространилось не только в народе, но и в высших слоях общества. Например, известно, что будущий император Александр III был исцелн от возвратного тифа при помощи песка с могилы блаженной и молитвы ей 17. Однако в народе юродство по-прежнему оставалось популярно.

Об этом можно судить хотя бы по тому, что этот феномен русской культуры продолжал существовать вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Доказательством этого являются образы юродивых в литературе конца XIX начала XX веков, например, в произведениях таких выдающихся писателей как Ф. М. Достоевский Братья Карамазовы и Л. Н. Толстой Детство. Эд. Радзинский высказал даже довольно спорное, на мой взгляд, но вполне имеющее право на существование мнение о том, что Григорий Распутин был последним в России юродивым.

Я лично не стану делать никаких высказываний по данному поводу, т. к. не занималась ещ темой Распутина довольно серьзно и поэтому не могу ни согласиться, ни попытаться опровергнуть Радзинского. Таким образом, можно сказать, что юродство как особая черта русской духовной культуры была искоренена только при советской власти в силу того, что за эти немногим более 70-ти лет было сделано почти невозможное русская духовность и религиозность были уничтожены почти полностью.

В наше время предпринимаются попытки воскрешения этих черт русского характера, но, на мой взгляд, это представляется весьма проблематичным. Нынешний взрыв религиозности это не что иное, как просто дань моде. Та же истовая и глубокая вера русского народа, существовавшая ещ в конце XIX в. невоскресима, как невозродим и такой феномен российской культуры как юродство.