рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия культуры О. Шпенглера

Работа сделанна в 2002 году

Философия культуры О. Шпенглера - Реферат, раздел Культура, - 2002 год - Учение Освальда Шпенглера о локальных культурах и их перерастании в цивилизации Философия Культуры О. Шпенглера. Подобно Ницше, Он Был Ярким Представителем Ф...

Философия культуры О. Шпенглера. Подобно Ницше, он был ярким представителем философии жизни.

Также он считался классиком цивилизационного подхода к истории, т.е. такого ее рассмотрения, когда историчискими субъектами выступают не отдельные народы и государства, а их обширные многовековые конгломераты, объелиненные общей, прежде всего духовной культурой. Именно в этом Шпенглер повторял нашего соотечественника Н.Я. Данилевского и так же, как он, был одним из самых последовательных критиков европоцентризма и теории непрерывного прогресса человечества, считая Европу уже обреченным и умирающим его звеном. Шпенглеру принадлежит распространенная трактовка различий между понятиями культура и цивилизация, подробно развитая им в книге Закат Европы. В этой книге он рассматривает историю, как чередование культур, каждая из которых представляется им в виде неких изолированных друг от друга организмов, коллективных личностей каждая из которых, подобна людям, их составляющим, обладает некой символической прадушой, генетическим кодом из них развивается, расцветает, стареет и гибнет. Помимо души, каждая культура имеет свою физиогномику, т.е. меняющееся выражение лица и жестов, отражающих в ходе истории своеобразие этой души в виде искусства и особенностей народной жизни.

В истории человечества он выделяет 8 культур египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-исламскую, западноевропейскую и культуру майя в Центральной Америке.

В качестве новой культуры, по Шпенглеру, грядет русско-сибирская культура.

С наступлением цивилизации начинает преобладать массовая культура, художественное и литературное творчество теряет свое значение, уступая место бездуховному техницизму и спорту. В 20-е годы Закат Европы, по аналогии с гибелью Римской империи, воспринимался как предсказание апокалипсиса, гибели западноевропейского общества. История, как известно, не подтвердила пророчеств Шпенглера, а новой русско-сибирской культуры, под которой подразумевалось так называемое социалистическое общество, пока не получилось.

Показательно, что некоторые консервативно националистические идеи Шпенглера широко использовались идеологами фашисткой Германии. Работа Шпенглера Закат Европы вышла в свет в 1918 году и сразу же стала знаменитой. Книга открывается слова В этой книге будет сделана попытка, определить историческое будущее. Немецкий теоретик создает свой метод исследования истории, в рамках которого рассматривает ряд культурных формаций древности, и на основе проводимых им параллелей с современностью пытается определить судьбу Запада.

Не случайно во введении к своему творению Шпенглер говорил о важности использования аналогий, замечая при этом, что Техники сравнения еще не существует, и утверждает, что здесь-то и скрыт корень, из которого только и может последовать широкое решение проблемы истории. В истории культуры найдется не так много случаев, когда научный труд вызывает не только реакцию научного сообщества, но и широчайший отклик в умах людей, далеких от сферы научного исследования культуры.

В то же время справедливая критика традиционных теорий, исследование современной социокультурной ситуации, попытка проанализировать истоки культурного кризиса делают Закат Европы чрезвычайно актуальным. Сделанные О. Шпенглером выводы о неизбежной гибели Запада оспариваются многими исследователями его творчества его критикуют за чрезмерный пессимизм и недостаток фактического материала, но вместе с тем никто не сомневается в ценности.

Книга Шпенглера была не только исследованием. Это была книга-диагноз, книга- пророчество. Автор не только изучает историю культуры, но и ставит вопрос о будущем европейской культуры вопрос, на который сам автор дает неутешительный и горький ответ. И в этом своем качестве книга Шпенглера - это предостережение. Обдумывая огромный историко-культурный материал, Шпенглер предлагает отказаться от привычной для нас схемы Древний мир - Средневековье - Новое время, в рамках которой обычно прослеживались основные этапы развития мировой культуры.

Шпенглер отказывается от стремления свести весь культурно-исторический процесс к одной стержневой логике, пронизывающей всю историю и находящей свое завершение в некоей высшей точке. Для Шпенглера нет единой мировой культуры. Есть лишь различные культуры, каждая из которых имеет свою собственную судьбу У человечества нет никакой идеи, никакого плана Душа культуры Собственная идея каждой культуры, о которой говорит Шпенглер, вовсе не аналогична идее культуры, как ее понимает например Гегель.

Если у Гегеля первичной была логика, то у Шпенглера первичной является душа культуры. Логика же, как впрочем, и искусство, наука, политика, всегда вторичны по отношению к этой душе. В шпенглерском понимании культура - это символически выраженная система, в которой реализует себя соответствующая душа Культура как совокупность чувственно ставшего выражения души в жестах и трудах, как тело ее, смертное, переходящее культура как совокупность великих символов жизни, чувствования и понимания таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет. Большое значение имеет, какой смысл у Шпенглера приобретает термин душа применительно к культуре.

Для него термин душа культуры есть яркое и в то же время точное выражение того обстоятельства, что основание культуры несводимо к разуму. У каждой культуры есть своя собственная душа реализующаяся во множестве индивидуальных жизней.

Душа каждой культуры уникальна и не может быть до конца выражена рациональными средствами. Поэтому так трудно вникнуть во внутренний мир людей иной культуры, понять природу их символов, чувств, верований Каждой великой культуре присуще тайный язык мирочувствование, вполне понятный лишь тому, чья душа вполне принадлежит этой культуре. Шпенглер останавливается на рассмотрении трх исторических культур античной, европейской и арабской.

Им соответствуют три души - аполоновская, избравшая в качестве своего идеального типа чувственное тело фаустовская душа, символом которой является беспредельное пространство, динамизм магическая душа, выражающая постоянную дуэль между душой и телом, магические отношения между ними. Отсюда вытекает Содержание каждой из культур. Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека детство, юность, возмужалость и старость. Переход культуры к цивилизации Чем более приближается культура к полудню своего существования, тем более мужественным, резким, властным, насыщенным становится ее окончательно утвердившийся язык форм, тем увереннее становится она в ощущении своей силы, тем яснее становятся ее черты. В раннем периоде все это еще темно, смутно, в искании, полно тоскливым стремлением и одновременно боязнью.

Наконец при наступлении старости начинающейся цивилизации, огонь души угасает. Угасающие силы еще раз делают попытку, с половинным успехом в классицизме, родственном всякой умирающей культуре проявить себя в творчестве большого размаха душа еще раз с грустью вспоминает в романтике о своем детстве.

Наконец, усталая, вялая и остывшая, она теряет радость бытия и стремится как в римскую эпоху из тысячелетнего света обратно в потемки перводушевной мистики, назад в материнское лоно, в могилу Шпенглер О. Закат Европы. Т.1 - Москва, 1993 - стр.266 Для Шпенглера все культуры равноправны каждая из них уникальна и не может быть осуждена с внешней позиции, с позиции другой культуры.

Феномен других культур говорит на другом языке. Для других людей существуют другие истины. Для мыслителя имеют силу либо все из них или не одна из них. Сконцентрировав сво внимание не на логике, а на душе культуры, он сумел точно подметить своеобразие европейской души, образом которой может как считает сам автор являться душа гтевского Фауста - мятежная, стремящаяся преодолеть мир своей волей. Шпенглер считает, что каждая культура имеет не только сво искусство, но и сво собственное естествознание и даже свою уникальную природу, т.к. природа воспринимается человеком через культуру. Каждой культуре присущ уже вполне индивидуальный способ видения и познания мира - как природы, или - одно и то же - у каждой есть своя собственная, своеобразная природа, каковой в точно таком же виде не может обладать ни один человек иного склада.

Но в ещ более высокой степени у каждой культуры есть собственный тип истории, в стиле которой он непосредственно созерцает, чувствует и переживает общее и личное, внутреннее и внешнее, всемирно-историческое и биографическое становление. По Шпенглеру, в основе каждой культуры лежит душа, а культура - это символическое тело, жизненное воплощение этой души. Но ведь вс живое когда-нибудь умирает.

Живое существо рождается, чтобы реализовать свои душевные силы, которые затем угасают со старостью и уходят в небытие вместе со смертью. Такова судьба всех культур. Шпенглер не объясняет истоки и причины рождения культур, но зато их дальнейшая судьба нарисована им со всей возможной выразительностью. Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека.

У каждой есть сво детство, своя юность, своя возмужалость и старость. Культура рождается в тот миг, когда из пра-душевного состояния вечно-младенческого человечества пробуждается и отслаивается великая душа Некий образ из безобразного, ограниченное и переходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной, наподобие растения.

Шпенглер О. Закат Европы Т.1 Москва, 1993 - стр.264 Кризис в культуре наступает тогда, когда ее душа осуществит всю совокупность своих возможностей, в виде народов, языков, религиозных учений, искусств, государств и наук. Вследствие этого культура вновь возвращается в объятья первобытной души. Однако протекание культуры не есть плавный, спокойный процесс. Это живое бытие есть напряженная страстная борьба внешняя за утверждение ее власти над силами хаоса и внутренняя за утверждение ее власти над бессознательным, куда этот хаос, злобствуя, укрывается.

Смерть культуры есть исчерпание е души, когда е смыслы уже не вдохновляют людей, обращнных теперь не к осуществлению культурных ценностей, а к утилитарным целям и благоустройству жизни. Этот период Шпенглер связывает с наступлением эпохи цивилизации. Цивилизация есть неизбежная судьба культуры, Будущий Запад не есть безграничное движение вперд и вверх, по линии наших идеалов.

Современность есть фаза цивилизации, а не культуры. В связи с этим отпадает ряд жизненных содержаний как невозможных. Как только цель достигнута, и вся полнота внутренних возможностей, завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, она отмирает, е кровь свртывается, силы надламываются - она становится цивилизацией. И она, огромное засохшее дерево в первобытном лесу, ещ многие столетия может топорщить свои гнилые сучья. Здесь мы подходим к рассмотрению внутреннего содержания понятия цивилизации.

В общепринятом понимании слово цивилизация близко по значению к культуре в понимании О. Шпенглера, но автор Заката Европы подразумевает под этим термином нечто другое. Как ни парадоксально это звучит, в определенном смысле Шпенглер противопоставляет культуру и цивилизацию, и название теория локальных цивилизаций применительно к нему следует преобразовать в теорию локальных культур. Сама идея разделения культуры и цивилизации не нова, но Шпенглер нетрадиционно подошел к этому вопросу, гармонически объединив терминологию со своей концепцией. Немецкий теоретик под цивилизацией понимает итог, завершение и исход всякой культуры.

Цивилизация - это те самые крайние и искусственные состояния, осуществить которые способен высший вид людей. О. Шпенглер называл цивилизацией одряхлевшую культуру, реализовавшую свои цели, подошедшую к концу своего существования.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Учение Освальда Шпенглера о локальных культурах и их перерастании в цивилизации

Только за 20-е гг. первый том этого культурологического бестселлера выдержал на многих языках 32 издания. Необычная творческая биография немецкого мыслителя. Сын мелкого почтового… Также он считался классиком цивилизационного подхода к истории, т.е. такого ее рассмотрения, когда историчискими…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия культуры О. Шпенглера

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Различие культуры и цивилизации
Различие культуры и цивилизации. В чм же различия между культурой и цивилизацией Очень хорошо различия между ними сформулировал Н. Бердяев, основную мысль из работы которого вывел профессор И.Я. Ле

Цивилизация как гибель культуры
Цивилизация как гибель культуры. Почему же цивилизация, несущая человеку социальное и техническое благоустройство жизни вызывает у Шпенглера ощущение гибели культуры Ведь сохраняются прекрасные про

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги