Цивилизация как гибель культуры

Цивилизация как гибель культуры. Почему же цивилизация, несущая человеку социальное и техническое благоустройство жизни вызывает у Шпенглера ощущение гибели культуры Ведь сохраняются прекрасные произведения искусства, научные достижения, мир культурных символов.

Шпенглер увидел более глубокую и неочевидную сторону дела. Культура жива до тех пор, пока она сохраняет глубоко интимную, сокровенную связь с человеческой душой. Душа культуры живт не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры. Всякое искусство смертно, не только отдельные творения, но и сами искусства. Если культура перестанет притягивать и вдохновлять человеческие души, она обречена. Отсюда Шпенглер видит опасность, которую нест с собой цивилизация. Нет ничего дурного в благоустройстве жизни, но когда оно поглощает человека целиком, то на культуру уже не остатся душевных сил. Он ничего не имеет против удобств и достижений цивилизации, но он предупреждает против цивилизации, вытесняющей подлинную культуру Культура и цивилизация - это живое тело душевности и е мумия.

Шпенглер не отрицает цивилизацию, но он и не человек цивилизации, способный откинуть в сторону старый культурный хлам ради того, чтобы уютно чувствовать себя в мире обыденных забот.

Отсюда вытекает его двойственное мироощущение, которое блестяще охарактеризовал Н. Бердяев Своеобразие Шпенглера в том, что ещ не было человека цивилизации с таким сознанием, как Шпенглер, печальным сознанием неотвратимого заката старой культуры, который обладал бы такой чуткостью и таким даром проникновения в культуры прошлого. Цивилизаторское самочувствие и самосознание Шпенглера в корне противоречиво и раздвоено. В нм нет цивилизаторского самодовольства, нет этой веры в абсолютное превосходство своей эпохи над предшествующими поколениями и эпохами.

Шпенглер является человеком цивилизации, он - человек старой европейской культуры. Шпенглер был одним из первых, кто почувствовал эту трагедию, и он первый, на мой взгляд, с изумительной силой и выразительностью выразил е в формах теоретической мысли.