Основные этапы жизни и деятельности Н.А.Бердяева

Основные этапы жизни и деятельности Н.А.Бердяева. Николай Александрович Бердяев 1874 1948 известный философ, литератор, публицист, общественный деятель.

Один из властителей дум ХХ века, экзистенциальный мыслитель, страстно отзывающийся на глубинные сдвиги в человеческом духе, христианский гуманистический наследник Вл. Соловьева, чувствующий свою ответственность за судьбу человека в современном мире. О жизни и творчестве Н.А.Бердяева не так много известно в широких слоях русского общества. После высылки его из России его труды долгое время находились под запретом.

Серия публикаций его основных работ появилась в России в начале 90-х годов. В это же время стало возможным изучение культурологии как науки. Для лучшего понимания трудов Н.А.Бердяева большой интерес представляет знакомство с его жизненным путем. В 1894-1897 гг. Бердяев учился в Киевском университете на физико-математическом, затем юридическом факультетах, откуда был исключен за участие в студенческих демонстрациях.

В период до 1909 года он прошел путь от имманентного идеализма, критического марксизма и эстетического модернизма к христианству нового сознания. С 1909 г. начался религиозный этап жизни и творчества Бердяева. Он входил в среду православного возрождения, участвовал в Религиозно-философском обществе, в деятельности издательства Путь. Изучал русскую религиозную мысль, восточную патристику, литературу по аскетизму. В центре его размышлений в этот период - послереволюционный кризис духа и проблема ответственности за него определенных общественных сил. Бердяев критиковал церковь в русле идей В.С.Соловьева, интеллигенцию Бердяев обвинял в подчинении утилитарно-общественным целям, в измене бескорыстной истине и метафизическому духу великих русских писателей и призывал ее порвать с радикализмом. Выход из Религиозно-философского общества в 1912 г. ознаменовался в последующем серией статей Типы религиозной мысли в России 1916 г В этот период Бердяева интересовали проблемы творчества Смысл творчества.

Опыт оправдания человека , 1916 г Первоначальный подъем духа у Бердяева во время Февральской революции 1917 г вызванный вступлением в великую неизвестность и бескровным падением священного русского царства, которое приравнивалось им к падению Рима и Византии, сменился страхом перед нараставшей стихией насилия.

В стихии коммунистической революции, которую он считал возмездием за пороки старого общества и противником которой он был как враг насилия, в годы советской власти Бердяев переживал чувство наибольшей остроты и напряженности жизни. В это время он читал лекции, выступал в клубе анархистов, проводил у себя дома литературно-философские вторники 1917-1922. В 1918 г. Бердяев был избран вице-президентом Всероссийского союза писателей.

В 1920 г. Бердяев профессор Московского университета. Зимой 191819 он организовал Вольную академию духовной культуры ВАДК, где читал лекции на философско-исторические и философско-религиозные темы, вел семинар по Достоевскому, в результате чего родилась книга Миросозерцание Достоевского, определившая восприятие писателя на Западе.

В 1920 г. был арестован и допрошен Дзержинским, которому высказал все, что он думает о коммунистической идеологии и новом режиме. В 1922 г. выслан из России. До 1924 г. Бердяев живет в Берлине, учреждает здесь Русский научный институт, открывает Религиозно-философскую академию, продолжая программу московской ВАДК. Он читает лекции по истории русской мысли и этике, редактирует альманах София. Дом его становится центром оживленных литературных собраний не только русской, но и немецкой интеллигенции.

Краткий период творчества Бердяева в Берлине можно назвать историософским продумываются мысли о путях русской и мировой истории, родившиеся прежде всего в революционном пожаре в России, но также навеянные углубляющейся секуляризацией духа и наступлением массового общества в Европе Смысл истории.

Опыт человеческой судьбы , Берлин. 1923 г. Размышление о судьбах России и Европы, 1924 г C 1924 г. Бердяев навсегда поселяется в Париже Кламар. Здесь он занимается обширной литературной, научно-лекционной и редакторско-издательской деятельностью. Выступает одним из основателей Лиги православной культуры 1930 г читает лекции в Русском центре и прославленном Богословском институте 1934 г Дом в Кламаре становится центром притяжения интеллектуальной элиты Франции и местом регулярных коллоквиумов.

Парижский этап жизни Бердяева богат философским творчеством Философия свободного духа , 1927 О назначении человека , 1931 Я и мир объектов , 1934 Дух и реальность , 1935 и др Бердяев выступает и как культурно-исторический публицист, выделяющий центральные явления духа, творчества, церкви, общества. В центре всегда остается судьба России. Он раздумывает над ее национальным лицом, духовным складом Русская идея , 1946, никогда не забывая о случившейся с ней катастрофой. Однако Бердяев, не перестававший до конца дней заявлять о правде коммунизма, а также не вполне изживший в себе марксизм, трактует Октябрьскую революцию прежде всего как национальную, списывая издержки марксистской идеи за счет национальной почвы.

Во время Второй мировой войны Бердяев пережил патриотически-ностальгические настроения, его идейная неприязнь к советскому государству потускнела, что до крайности обострило отношения с эмиграцией. Однако по окончании войны Бердяев испытал разочарование в своих надеждах на близкое либеральное перерождение советского режима, но окончательно их не утратил Истина и откровение , 1996. Умер Бердяев за письменным столом, завершая работу над книгой Царство Духа и царство Кесаря 1949. Похоронен на старом кладбище в Кламаре. 2. Взгляд Н.А.Бердяева на развитие культуры Философия Н.А.Бердяева явилась гениальным выражением духовного драматизма переломной эпохи, когда человеческий дух обнаруживает, что старые культурные формы стали тесны для его развития и ищет для себя новых форм и способов воплощения.

Трудно найти серьезную философскую или культурологическую проблему, которая бы так или иначе не получила своего осмысления в трудах Бердяева.

Для культурологии работы Бердяева значимы прежде всего тем, что в них раскрывается драма культурного творчества, понятого как реализация изначальной и неотъемлемо присущей человеку свободы. 2.1.