Политическая культура России

Политическая культура России. преемственность эпох. Полис 2 1994 Для политической культуры России характерно почти постоянное отсутствие базового консенсуса, национального согласия, нередко болезненный разлад между социальными группами. Если посмотреть на политическую историю России трех последних столетий нетрудно заметить постоянный конфликт субкультур - западнической и почвеннической радикальной и патриархально - консервативной, анархической и этатисткой, а в современных условиях - демократической и коммунопатриотической.

Малютин М Юсуповский А. Расстановка политических сил в России и прогноз их роли в ближайшей перспективе.

М 1993 При этом для последних примерно полутора веков характерно существование активной, порой агрессивной и достаточно многочисленной контрэлиты, мобилизующей и аккумулирующей потенциал социального и политического протеста, стремящейся свергнуть элиту и занять ее место.

В общем, для политической культуры России характерно почти постоянное отсутствие базового консенсуса, национального согласия, надлом этнического поля Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории М. Айрис-Пресс Рольф 2000 нередко болезненный разлад между социальными группами. Различия субкультур подчас столь разительны, что может создаться впечатление, будто в России сосуществуют отдельные нации, не объединенные почти ничем, кроме общности языка и территории.

Происходит столкновение различных политических субкультур представители которых пользуются различными схемами политической аргументации, это ведет к естественному уходу с легальной плоскости в асоциальную среду проявления политико- субкультурных действий.

Наблюдение этого химерического, по терминологии Гумилева, симбиоза дало И.Р.Шафаревичу основание говорить о сосуществовании в России и отнюдь не мирном большого и малого народов со взаимоисключающими ценностными установками . диссонанс между формально доминирующей вестернизированной культурой образованного общества начиная с эпохи Петра 1 и традиционно-ориентированным духом страны. России присуща специфическая державная наднациональная идея гуманного империализма, претерпевающая в зависимости от смен режимов различные метаморфозы.

В российском менталитете также преобладает государственная, а не национальная самоидентификация гражданина национальный фактор маргинален, а государство и большинство населения национально и религиозно толерантны в качестве доказательства этого тезиса можно указать на поразительную легкость, с которой русские вступают в межнациональные и даже межрассовые браки. В таких условиях имперское сознание парадоксальным