Древнерусская иконопись

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ РЕФЕРАТ тема ДРЕВНЕРУССКАЯ ИКОНОПИСЬ выполнила студентка гр. БП-61 Урусова А.Г. проверил КЕМЕРОВО 1998 СОДЕРЖАНИЕ 1. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ 1. Корни древнерусской иконописи 3 1.2. Причины забвения русской иконы 3. Признание громадного художественного значения древнерусской иконы и возрождение интереса к ней 2. ЯЗЫК ИКОН 1. Сюжеты древнерусской живописи 2. Образы Спаса 3. Образы Богородицы Список литературы 1. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ 1. Корни древнерусской иконописи Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей стране, и не менее огромны трудности ее восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня.

Их испытываю практически все и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была доступна всем. Дело в том, что коренятся эти трудности не просто в недостатке знаний у отдельного человека, причина их гораздо шире она в драматической судьбе самого древнерусского искусства, в драмах нашей истории. Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи.

Икона от греческого слова, обозначающего образ, изображение возникла до зарождения древнерусской культуры, получила широкое распространение во всех православных странах.

Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой. Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху ее рассвета. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии.

И в это-то время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства, непревзойденный шедевр - икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской. Через изобразительное искусство античная гармония и чувство меры становятся достоянием русского церковного искусства, входят в его живую ткань. Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпосылки и, можно сказать, уже подготовленная почва. Последние исследования позволяют утверждать, что языческая Русь имела высокоразвитую художественную культуру.

Все это способствовало тому, что сотрудничество русских мастеров с византийскими было исключительно плодотворным. Новообращенный народ оказался способным воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на Руси. С глубокой древности слово Икона употребляется для отдельных изображений, как правило написанных на доске.

Причина этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом. Подавляющее большинство русских церквей были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске живописи по свежей сырой штукатурке не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера. Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок иконы, написанные на досках сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом - левкасом, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

Недаром было отмечено, что в Древней Руси икона явилась такой же классической формой изобразительного искусства, как в Египте - рельеф, в Элладе - скульптура, а в Византии - мозаика. Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - воплотить слово воплотить в образы христианское вероучение.

Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское слово. Прежде всего это Священное Писание, Библия Библия по-гречески - книги - книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа. Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее - ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал.

Искусство византийского, православного мира - всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византиии разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ. В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства.

Именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту. 2.

Причины забвения русской иконы

Но, к счастью, это забвение древних национальных корней не было в Росс... Древняя художественная система в сильно упрощенном виде сохранялась ли... . 1.3. Постепенно вся эта живопись, как и вся допетровская старина, предавала...

Признание громадного художественного значения древнерусской иконы и возрождение интереса к ней

Интерес к древнерусской культуре вызвал обращение и к ее живописи. Уже... Они становятся предметом изучения для историков, но подлинное открытие... Только во второй половине столетия такой представление было разрушено. Учились у них видеть и сквозь потемневшую олифу виртуозную точность ри... В прах разлетелся миф о черных иконах.

Сюжеты древнерусской живописи

Таинственная загадочная красота иконы восхищала и увлекала, ее художес... Начавшееся возвращение к нему идет трудно и медленно. Рассматривая ико... Вопросы эти, кажущиеся на первый взгляд простыми и наивными, чрезвычай... Без ответа на них невозможно самое первое приближение к древнерусской ... Рассмотрим наиболее часто встречающиеся композиции русских икон.

Образы Спаса

Древне. Эти сюжеты, почерпнутые из христианского слова, в основной своей части... Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно поднята в жесте молени... С теми же атрибутами Владыки мира, что и Спас Вседержитель, с Евангели... Традиционно расположены на любом его изображении по обеим сторонам от ...

РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ

РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ М Изобразительное искусство, 1978. 2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи М Просвещение, 1993. 3. Володарский Н.И. По залам Третьяковской галереи М Изобрази тельное искусство, 1970. 4. Иванов А.П. Духовные основы церковного искусства Журнал московской патриархии N5 1989, с.67. 5. Любимов Л.Д. Искусство древней Руси М Просвещение, 1974. 6. Успенский А.А. Искусство русской церкви.

Иконопись Журнал московской патриархии N8 1987, с.73. 7. Ямщиков М.С. Сокровища Суздаля М. Изобразительное искусство, 1970.