рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История создания краеведческого музея

Работа сделанна в 1999 году

История создания краеведческого музея - Дипломная Работа, раздел Культура, - 1999 год - Министерство Общего И Професионального Образования Самарский Государственный ...

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЕГО КОЛЛЕКЦИИ Дипломная работа студентки 5 курса исторического факультета Феоктистовой Н.С. Самара 1999 год Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. Общественно-культурная жизнь Самары 11 Глава II. Самарский музей в конце XIX - начале XX веков 1. Создание музея. 2. Формирование коллекции. 3. Культурно-просветительская деятельность Музея. 33 4. Люди Музея. 41 Глава III. Самарский Музей в годы гражданской войны 50 Заключение 61 Приложения 63 Список использованных источников 67 Список использованной литературы 68 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. В последнее время наблюдается небывалый взлет интереса к краеведению.

Не обделен вниманием и Самарский край. Что касается его истории, то особо популярны проблемы культуры как носителя местного своеобразия, колорита.

Интерес вызывают также и отдельные аспекты этой проблемы. В частности, до сих пор остается очень популярной тема жизни и творчества П.В. Алабина, его подвижнической деятельности. По сути, практически любое широкое исследование самарской культуры во 2й половине XIX в. так или иначе соприкасается с деятельностью П.В. Алабина, поистине разностороннего талантливого человека. Известно, что П.В. Алабин был не просто общественным деятелем, его в равной степени можно назвать писателем, ботаником, археологом, этнографом, историком, краеведом, библиографом, музейным работником, организатором и учредителем школ. Кабытов П.С. Легендарный самарец Пётр Владимирович Алабин С, 1990 г с.3. Однако, несмотря на достаточно значительное количество литературы, посвященной как деятельности П.В. Алабина, так и самарской культуре, многие вопросы из этих тем остаются ещё малоизученными.

Ярким примером этого является одно из любимых детищ Алабина П.В самарский краеведческий музей.

История его создания, формирования коллекции, и вообще деятельность музея в конце XIX в. малоизвестны. Многие монографии и сборники, которые уделяют определённое внимание самарской культуре этого периода, лишь вскользь упоминают о существовании музея в Самаре, или вообще не содержат даже упоминания о нём. Между тем, появление в 80е годы XIX в. в провинциальном купеческом городе музея не только одно из свидетельств бурного экономического и культурного развития края, но и яркое явление в культурной жизни Самары.

Уникальность самарского музея в том, что уже при создании он имел научную основу, разработанную П.В. Алабиным. В результате своего развития самарский музей к началу XX в. стал одним из очагов широкого распространения науки и культуры в народные массы. Однако об этой деятельности самарского музея практически ничего не известно.

Что касается других аспектов этой проблемы, то в существующей литературе они освещены не достаточно полно. Поэтому изучение истории создания самарского музея и формирование его коллекции представляет большой интерес. Объект исследования Объектом данного исследования является деятельность самарского краеведческого музея в период его создания. Прежде следует отметить, что в любом исследовании, так или иначе относящемся к самарской культуре, необходимо хотя бы кратко освятить состояние культуры Самары в рассматриваемый период.

Как уже говорилось, появление музея в Самаре было связано с экономическими, политическими, социальными и культурными изменениями в жизни города. Поэтому историю создания музея в Самаре невозможно исследовать в отрыве от общего состояния культуры. И поэтому в работе определенное место занимает обзор общественно-культурной жизни Самары во 2й половине XIX в. Что касается непосредственно объекта исследования, то следует заметить, что как таковой краеведческий музей в Самаре появляется в 20е годы нашего века в результате выделения филиалов из единого музея, который до революции носил название Самарский Городской Публичный Музей. Краеведческий музей с полным основанием можно считать главным наследником Самарского Городского Публичного Музея. Поэтому непосредственным объектом исследования является деятельность именно этого музея.

Основное внимание в работе уделено двум наиболее важным видам деятельности музея в период его создания формирование коллекции и культурно-просветительская деятельность.

Невозможно полностью воссоздать историю самарского музея, обойдя вниманием людей, которые немало сделали для его создания в Самаре. Поэтому в работе определенное внимание уделяется деятельности П.В. Алабина, который стоял у истоков музея, К.П. Головкина, благодаря которому в музее была создана богатая художественная коллекция, Н.И. Федорова, который сменил в 1896 году П.В. Алабина на посту заведующего музеем, С.Е. Пермякова, который руководил музеем с 1902 по 1917 гг. Хронологические рамки Так как объектом исследования является деятельность музея в период его формирования, то начальная хронологическая рамка работы очевидна.

Хотя официальной датой открытия музея считается 19 ноября 1886 года, мысль о его создании зародилась раньше во время подготовки к празднованию двадцатипятилетнего юбилея царствования Александра II, т.е. в 1879-1880 годах. Уже в феврале 1880 года был готов проект музея и тогда же в музей поступили первые экспонаты.

Поэтому с полным основанием можно считать, что музей начал создаваться с февраля 1880 года. Конечная хронологическая дата определяется 1922 годом годом окончания гражданской войны. Следует сказать, что и для истории музея характерно разделение на дореволюционный и послереволюционный периоды. В 1917 году музей продолжал свою работу, но затишье граничило с закрытием. Однако исследование не заканчивается на 1917 г. и в работе изучается также история музея в первые послереволюционные годы. Это связано с тем, что период с 1917 по 1922 годы является переходным в истории самарского музея.

В течении этих нескольких лет он испытал на себе ряд преобразований, которые в конечном итоге привели к выделению из единого музея нескольких филиалов. Бывший Самарский Городской Публичный Музей был преобразован в краеведческий. Так как объектом исследования является история создания краеведческого музея и формирования его коллекции, то необходимо проследить всю историю Самарского Городского Публичного Музея вплоть до его преобразования в краеведческий музей.

Именно поэтому конечной хронологической рамкой работы является 1922 год. Историография Уже упоминалось, что в самарском краеведении особо популярны проблемы культуры. Несмотря на это культурную жизнь Самары во 2й половине XIX в начале XX в. освещают лишь три работы статья Е.А. Культура провинциальной России Бажанов Е.А. Вольный город пионеров Дикого поля С, 1995 г. работа Беляевой Е.Ю. Самарская бытокультура 2й половины XIX - начала XX вв. Беляева Е.Ю. Самарская бытокультура 2й половины XIX - начала XX вв. Автореф.

С, 1996 г. статьи Едидовича Л М. Горький и самарская культура. Самарские губернские ведомости 1997 год 7, 1998 год 4. Можно также выделить несколько статей, посвящённых отдельным вопросам этой темы. Самарская область, C, 1996 г. Некоторое представление о состоянии культуры Самары во 2й половине XIXв. Дают два историко-статистических сочинения П.В. Алабина.

Алабин П.В. Трёхвековая годовщина города Самары С, 1887 г 25-летие Самары как губернского города С, 1877 г. Что касается места Самарского Городского Публичного Музея в этих работах, то, как уже говорилось, в большинстве общих работ, он упоминается лищь вскользь. Самарская летопись. С, 1993 г. Т2. История Куйбышевской области 1917-1980 годы Саратов 1981 г. и др. История создания краеведческого музея в Самаре в литературе отражена не достаточно полно.

Подавляющее большинство - это статьи из различных газет и сборников. Все эти работы условно можно разделить на пять групп. В числе первых следует выделить четыре статьи, которые непосредственно посвящены Самарскому Городскому Публичному Музею и его деятельности. Это статья Лазаревой И.Н. Самарский публичный музей шаги истории Лазарева И.Н. Самарский Публичный музей шаги истории Краеведческие записки вып.8 С, 1996г. две статьи Т. В. Крайновой - Любимое детище Алабина Крайнова Т.В. Любимое детище Алабина Волжская коммуна, 1994 г, 9 сентября. и Областной краеведческий музей имени П.В. Алабина Крайнова Т.В. Областной краеведческий музей имени П.В. Алабина Самарская область С, 1996г Статья Широковой В.Н. От первых шагов до наших дней. Из истории создания Куйбышевского областного музея краеведения Широкова В.Н. От первых шагов до наших дней. Из истории создания Куйбышевского областного музея краеведения Краеведческие записки, вып. 5, Куйбышев, 1979 г. Все эти статьи воссоздают историю самарского музея и содержат ценную информацию по истории создания музея.

В частности, большое внимание уделяется непосредственно началу формирования музея - причинам и целям создания, проектам П.В. Алабина.

Большое внимание уделяется также и формированию коллекций. Этому вопросу посвящены две статьи Т.В. Крайновой и статьи И.Н. Лазаревой. Но если И.Н. Лазарева в этом вопросе рассматривает прежде всего принципы комплектования, то Крайнова Т.В. уделила прежде всего внимание роли П.В. Алабина в формировании общей коллекции и роли Головкина в создании художественной коллекции в самарском музее.

Нашла отражение и деятельность музея в годы гражданской войны. Наиболее полно этот вопрос освещён в статье Лазаревой И.Н. Здесь помимо описания событий содержится очень подробный анализ нового проекта музея, разработанного его руководством в 1921 году. Что касается остальных статей, то информация о музее в годы гражданской войны содержится и в них, но описание это выглядит довольно схематичным.

В целом все эти четыре статьи дают яркое представление по отдельным аспектам истории самарского музея. Однако многие вопросы из истории формирования самарского музея вообще не нашли отражения в этих статьях. Например, ни одна из четырёх статей не содержит какой бы то ни было информации о культурно-просветительской деятельности музея до революции. Между тем, это одно из самых главных направлений деятельности Самарского Городского Публичного Музея, о чём подчеркивалось в проектах П.В. Алабина.

В этой связи следует сказать и о специфике статей, которая не позволила рассмотреть ряд вопросов, а рассматриваемые - осветить с достаточной полнотой. Другую группу работ составляют небольшие статьи из самарских газет. Среди них следует выделить Хронику подготовленную Т.В. Крайновой и И.Н. Лазаревой Из хроники, подготовленной Крайновой Т.В. и Лазаревой И.Н. Самарские губернские ведомости, 1996 г сентябрь, октябрь, ноябрь которая имеет большое значение при исследовании вопросов, связанных непосредственно с основанием в Самаре музея в 80е годы XIX века. Ряд статей представляют из себя краткую историческую справку и не содержат новой информации по истории музея.

Здесь живет история Самарские известия, 1997 г 21 января Наследие прошлого храня Волжская заря, 1996 г 26 ноября Чумаш Р. Надобно родиться в России, чтобы так чувствовать Вечерняя Самара, 1996 г 6 февраля Земскова Г. Хранители вечности Волжская заря, 1986 г 13 ноября Конякина Т. Обращенный в будущее Волжская заря, 1985 г 18 мая Печенегов А. Путешествие в историю Волжский комсомолец, 1971 г 17 июля. Третью группу составляют несколько работ, которые непосредственно не посвящены Самарскому Городскому Публичному Музею, но затрагивают ряд вопросов, касающихся деятельности музея.

В частности, статья Р. Ключниковой Алабин весь ещё не изучен Ключникова Р. Алабин весь ещё не изучен Волжская заря, 1995 г 7 февраля. посвящена археологическим находкам, которые были найдены при непосредственном участии П.В. Алабина и которые хранятся в музее.

Следует выделить также и статьи Т.В. Крайновой, в которых рассматривается история Самарского Археологического общества и Самарского общества Археологии, Истории, Этнографии и Естествознания. Крайнова Т.В. Самарское Археологическое общество 1916-1919 гг. Краеведческие записки, вып.4 1995 год Крайнова Т.В. Самарского общества Археологии, Истории, Этнографии и Естествознания Краеведческие записки, вып.7 С, 1995 год. Автор уделяет определенное внимание и самарскому музею в годы гражданской войны, так как деятельность исследуемых обществ была сосредоточена в основном вокруг музея.

Надо отметить, что информация из этих статей имеет очень большое значение для воссоздания истории самарского музея в годы гражданской войны. Следует выделить также и другую статью Крайновой Т.В посвещённой К.П. Головкину. Крайнова Т.В. К.П. Головкин жизнь и деятельность Головкин К.П. к 120-летию со дня рождения С 1995 г. Также как и две предыдущие, рассматриваемая статья содержит много нового материала по истории музея и деятельности К.П. Головкина, которая была связана с Самарским Городским Публичным Музеем.

Можно отметить также и статью Черновой В.А которая посвящена Самарскому обществу Археологии, Истории, Этнографии и Естествознания. Чернова В.А. Самарское Общество Археологии, Истории, Этнографии и Естествознании и его роль в формировании художественной коллекции Самарского художественного музея Краеведческие записки, вып.8 1996 год. В ней, в частности, содержатся сведения, которые помогают прояснить некоторые события из истории музея в годы гражданской войны.

Четвертая группа работ - статьи из путеводителей. Среди всех путеводителей необходимо выделить только три - те, которые содержат историческую справку. Беркутов Н.М. Музей Средневолжской области, с 1929 г. Средневолжский государственный краевой музей. С, 1930 г Путеводитель по Куйбышевскому областному музею краеведения, Куйбышев, 1978 г. Наиболее полную и ценную информацию содержит путеводитель, изданный в 1930 г. Здесь достаточно полно и подробно описана вся история музея, начиная с 1880 г. Наибольший интерес представляет описание истории музея в первые послереволюционные дни и годы гражданской войны.

Пятую группу составляют два дореволюционных издания, которые сами по себе могут служить источниками в работе, но они содержат также и информацию по истории музея. Это Зал императора Александра II изданный в 1898 году и Указатель предметов, хранящихся в музее Н.М. Фёдорова, изданный в 1898 году. Оба содержат очень подробное описания формирования музея в первые годы. Зал императора Александра II посвящён прежде всего целям и задачам формируемого в Самаре музея.

Указатель предметов. содержит подробное описание формирования коллекции с 1880 по 1898 годы. В заключении обзора литературы, так или иначе посвященной истории самарского музея, можно сделать следующий вывод Все рассмотренные статьи, дополняя друг друга, воссоздают историю самарского музея.

При этом практически каждая статья в изложении истории музея придерживается определённой схемы излагаются причины и цели создания музея в Самаре, организация музейной работы и кратко история музея в годы гражданской войны. Однако подавляющее большинство из рассмотренных работ в основных вопросах из истории музея повторяют друг друга. Кроме того, практически во всех статьях многие вопросы остались не до конца выясненными. Прежде всего это относится к вопросу о состоянии музея в послереволюционные годы. Более того, часть вопросов, касающихся деятельности Самарского Городского Публичного Музея остались без внимания. В частности ни одна из рассмотренных статей не содержит какой-либо информации о культурно-просветительской деятельности музея.

Чтобы полностью воссоздать историю самарского музея необходимо исследовать также и все доступные источники. Цели и задачи Целью данной работы является воссоздание истории организации краеведческого музея в Самаре и формирование его коллекции.

Достижение этой цели возможно путем решения следующих задач Проанализировать условия основания музея в Самаре Исследовать этапы формирования коллекции Самарского Городского Публичного Музея, начиная с 1880 года и пополнения коллекции до 1922 года Рассмотреть вопрос о культурно-просветительской деятельности музея. Для того, чтобы полностью воссоздать историю музея необходимо исследовать также вопросы Люди Музея и Музей в годы гражданской войны. Источники Основными источниками для написания работы явились, главным образом, неопубликованные материалы, извлечённые из архива краеведческого музея имени П.В. Алабина.

К ним относятся материалы, позволяющие воссоздать история организации и деятельности музея с 1885 года по 1955 год. Документы носят разнообразный характер выписки из журнала городской думы, таблицы пополнения музея экспонатами, доклады, протоколы, акты проверки. Материалы содержат различные документы, относящиеся к истории музея.

Документов, характеризующих деятельность музея в дореволюционные годы сравнительно не много. Однако и они помогают раскрыть многие вопросы из истории музея, в частности, такой сложный вопрос как формирование коллекций. Подавляющее большинство материалов - документы, относящиеся к периоду после февраля 1917 года. Это различные описи предметам, взятым из национализированных домов, магазинов и т. п. Наибольший интерес представляют те документы, которые проясняют историю в годы Гражданской войны.

Именно на основании этих документов и стало возможным восстановить некоторые события, связанные с историей музея в эти сложные годы. Для воссоздания истории музея в конце XIX начале XX вв. большую роль сыграли так называемые Отчёты по работе музея, которые ежегодно издавались руководством. Отчёты дают яркое представление о состоянии музея в тот или иной год. Именно из них можно почерпнуть самую полную достоверную информацию о пополнении собираемой коллекции, о посещении музея, об ассигновании Городской Думой. Среди источников следует упомянуть также и Указатель предметов, хранящихся в Самарском Городском Публичном Музее Федорова Н.М изданный в 1898 году. Это подробный каталог всех музейных экспонатов и коллекций.

К источникам можно отнести и историко-статистическое сочинение П.В. Алабина Трехвековая годовщина города Самары. В этом сочинении, изданном в 1887 году, был опубликован проект формируемого в Самаре Публичного музея. Использование всего комплекса документов позволило решить поставленные задачи. Структура работы Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, двух приложений.

Глава I. Общественно-культурная жизнь Самары

в Самаре, ставшей хлебной столицей России, бурно развивалась промышлен... Обучение проходило также в восьми детских приютах. Но по большей части состав труппы Самарского театра бывает очень неудо... Для общения родовитых и образованных горожан существовало несколько пр... с.1274 Большую роль сыграли также и многие самарские коммерсанты, зани...

Глава II. Самарский музей в конце XIX - начале XX веков

Глава II. Самарский музей в конце XIX - начале XX веков 1.

Создание музея

Создание музея. Основание Самарского Городского Публичного Музея относится к 80м годам XIX века. Это одно из свидетельств бурного социально-экономического развития не только Самары, но и всей России в пореформенный период.

Самарский краеведческий музей возник по инициативе общественности, признававшей необходимость широкого распространения науки и культуры в народных массах. Характерной особенностью Самарского краеведческого музея является то, что уже при создании он имел свою концепцию развития.

В этом - целиком заслуга П.В. Алабина. Именно ему музей обязан своим рождением. Фактически музей основывался в течении шести лет. Мысль о создании музея зародилась во время подготовки к празднованию двадцатилетнего юбилея царствования императора Александра II. 19 ноября 1879 года проходило заседания Самарской Городской Думы, на котором было решено избрать комиссию по выработке предложений к юбилею.

На создание комиссии ушла целая неделя с 19 по 27 ноября 1879 года. Образованная 27 ноября 1879 года Подготовительная комиссия по выработке предложений к юбилею двадцатипятилетия царствования Александра II, состояла из десяти гласных Самарской Городской Думы под председательством городского главы М.Н.Назарова. В Подготовительную Комиссию вошёл также и П.В. Алабин. 29 января 1880 года на заседании Самарской Городской Думы Алабин зачитал доклад Комиссии, которая признала необходимость сооружения памятника, вполне достойного величине торжественного события и соответствующего идее, служащей основанием всей благотворной деятельности Царственного Юбиляра. Таковым памятником, по мнению Самарской Городской Думы явилось бы каждое учреждение, которое бы образовывалось бы с целью умственного и нравственного развития отечественного общества следовательно предстояло только наметить такое учреждение означенного характера, которое в данном случае отвечало бы потребностям Городского Общества в возможно большей степени. Далее в докладе говорилось, что музеи по всей Европе признаны одним из действительнейших средств образования - что в Европе издавна, а в последнее время и у нас в России, правильно устроенный и вполне доступный публике музей, признаётся одним из лучших способов проведения необходимых сведений в народную массу. Поэтому в заключении доклада был сделан вывод, что лучшим памятником к двадцатилетнему юбилею царствования Александра II является сооружение вполне приличного здания для существующей уже в Самаре Публичной библиотеке и в том же здании - устройство Публичного Музея. Этот музей должен был иметь общеобразовательный характер и служить средством изучения Самарского края.11 Алабин П.В. Зал императора Александра II в городе Самаре, С, 1889 г с.1 Пятого февраля этого же года Самарская Городская Дума постановила соорудить на углу Дворянской и Алексеевской улиц ныне улица Куйбышева и улица Красноармейская здание для библиотеки и музея.

В этот же день П.В. Алабин представил на обсуждение Самарской Городской Думы проекты Зала императора и музея.

Проект музея включал 16 отделов географический, палеонтологический, минералогический, ботанический, зоологический, ихтиологический, энтомологический, антропологический, сельскохозяйственный, технический отдел, отдел кустарной промышленности, отделы исторический, археологический, а также художественный и изящных искусств.

Были определены также цели, задачи и принципы работы музея.

Но наиболее полно, обстоятельно все вопросы, связанные с деятельностью и самим существованием музея, были раскрыты П.В. Алабиным в проекте 1886 года. Именно второй вариант проекта был принят за основу в том же году. В июле 1886 года в Проекте Публичного Музея Алабин определил цели, задачи, направления в деятельности музея, его устройство и систему административного руководства.

И в 1880 году, и в 1886 году предполагалось создать 16 отделов.

Кроме специальной цели - наглядного ознакомления с Самарским краем в отношениях антропологическом, с его живым и растительным миром, сельским хозяйством и промышленностью заводской, ремесленной, кустарной, фабричной - ставилась задача развивать эстетический вкус в посетителях не только выстановленными произведениями искусства, но и образцами и моделями действующих и изобретенных орудий и машин, служащих для облегчения труда .22 Алабин П.В. Трёхвековая годовщина города Самары, С, 1887 г с 162-164 Таким образом музей рассматривается как хранилище не только эстетических, но и научных образцов и технического опыта.

В августе 1880 года последовал ответ от Самарской Городской Думы на доклад Подготовительной Комиссии о необходимости в Самаре музея и первоначальный проект П.В. Алабина по устройству этого музея. 17 августа .1889 года за 3973, г. Самарский Губернатор А.Д. Свербеев уведомил Самарского Городского голову М.Н. Назарова о воспоследовавшем Высочайшим соизволении на приведение в предположение предположений Думы об устройстве в городе Самаре Публичного Музея .33 Фёдоров М.Н. Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном Музее с,1898 г. с.1 Формирование Музея с 1880 года с разрешения Самарской Городской Думы принял на себя действительный статский советник, член попечительского Комитета при Самарской Публичной библиотеке, а затем его председатель, гласный Городской Думы в 1871-1877 году и 1892-1896 годах, городской голова с 1885 по 1891 годы Пётр Владимирович Алабин.

Его энергии и неустанным трудам Музей обязан не только своим созданием, но и почти всем, что было в нём собрано с 1880 по 1896 годы. С 1880 года деятельность Музея находилась в ведении Попечительского Комитета при Самарской Александровской Публичной библиотеке.

Но в 1882 году 15 апреля М.Н. Назаров, председатель попечительского Комитета, просил члена комитета П.В. Алабина специально заняться формированием, собиранием экспонатов и хранить в своём ведении до времени доступного обозрения и пользования публикой, а также завести книгу для записей экспонатов и пожертвований для музея .44 Из хроники, подготовленной Т.В. Крайновой и И.Н. Лазаревой Самарские губернские ведомости, 1996 г сентябрь Таким образом, П.В. Алабин стал первым заведующим Публичным Музеем и Залом императора Александра Второго.

Ещё до официально открытия музея 13 ноября 1886 года. По проекту публичного Музея, составленного П.В. Алабиным в июле 1886 года административное руководство музеем должен был осуществлять хранитель, который отвечал за устройство и хранение музея, а также комплектовал, систематизировал, научно описывал музейные предметы, составлял отчёты по работе музея и его смету.

В последствии планировалось увеличение штата путём введения новых должностей - руководителя по осмотру и служителя. Но, фактически, до 1886 года и после музей продолжил управляться Комитетом по заведыванию библиотекой и музеем, во главе которого до 1896 года стоял П.В. Алабин.

Постоянными членами Комитета были В. Буслаев, Н. Арычкин, Н. Фёдоров и Н. Бюрно. Как уже упоминалось, окончательный вариант проекта Публичного музея был составлен Алабиным в июле 1886 года. Официально на рассмотрение Самарской Городской Думы проект был представлен 2 августа 1886 года. Только через три с небольшим месяца проект Самарского Городского Публичного Музея был утверждён. Дата принятия соответствующего постановления считается датой открытия музея - 13 ноября 1886 года. Сам по себе этот факт не внёс больших изменений в жизнь музея.

Комитет по заведыванию музеем под представительством П.В Алабина продолжал заниматься комплектованием фондов по определённой системе, которая была разработана ещё в 1880 году и по сравнению с проектом 1886 года не претерпела существенных изменений. Единственное изменение - устраиваемое учреждение получило свою вывеску и печать. Следует отметить также и то, что с 1887 года Городская Дума стала выделять средства на устройство Музея и приобретение экспонатов и книг. Что касается помещения, то с 1880 года до 1896 года Самарский Публичный Музей располагался под одной крышей с Александровской Публичной библиотекой, занимая несколько комнат в доме купца Христензена.

Как уже отмечалось, Дума ещё 5 февраля 1880 года приняла решения соорудить здание для музея и библиотеки на углу улиц Дворянской и Алексеевской. К 1885 году было всё готово к сооружению здания - было выбрано место, собрано 30 тысяч рублей - за исключением плана самого здания.

Таким образом, оказывается, что если здание для библиотеки, Зала и Музея не возводится доселе, то собственно по непредставлению Комитетом в Думу соответствующего плана здания. Это совершенно верно, но в оправдание Комитета надлежит сказать, что он неравнодушен к разработке этого вопроса, и, вносит их в Думу потому что не останавливается окончательно ни на одном из этих планов .55 Отчёт Александровской Публичной библиотеки и Зала императора Александра II за 1885 г С, 1886г В 1887 году Комитет по заведыванию музеем нашёл выход из положения благодаря академику Шервуду В.О известному строителю Исторического Музея в Москве, который принёс в дар Самарской Городской Думы сделанный в древнегреческом стиле эскиз фасада планируемого здания.

Комитет библиотеки при посредничестве городского архитектора К.Д. Гордеева разработал этот эскиз, применив его к своему плану здания, а также составил смету сумму расходов на сооружения здания. Несколько комнат в доме купца Христензена, которые арендовала Библиотека, Зал императора и Музей не позволяли их открыть для посещения.

Переезд в новое здание состоялся только в августе 1896 года. Это здание -дом Ушакова, на улице Дворянской, 145 сейчас улица Куйбышева, 113 , Благородное собрание. Таким образом, можно сказать, что формирование музея в Самаре Началось за шесть лет до официальной даты открытия 13 ноября 1886 года. В течении этих шести лет единственным направлением деятельности был сбор предметов в музей и формирование коллекции.

Но даже в эти первые шесть лет, когда музей официально не был зарегистрирован, а существовал как часть публичной библиотеки и Зала императора, пополнение музея экспонатами не было хаотичным. Причина этого в том, что уже с февраля 1880 года существовал первоначальный проект устройства музея, в котором были определены цели и задачи, направления деятельности музея. Что касается устройства музея, то с 1880 по 1886 год оно практически осталось неизменным - и в первом, и во втором проекте предусматривалось 16 отделов. Поэтому можно сказать, уже при создании музей имел научную концепцию, разработанную П.В. Алабиным, а формирование коллекции имело систематическую основу. 2. Формирование коллекции. В формирование коллекции Самарского Городского Публичного Музея в дореволюционный период можно выделить два этапа I c 1880 года по 1896 год II с 1888 года по 1917 год. Переход от первого этапа ко второму в 1896-1898 годах связан во первых - со сменой заведующего в 1896 году П.В. Алабин скончался и его место в музее занял член Комитета по заведыванию Н.М. Федоров во вторых - с переездом в новое здание, что потребовало разборки и перераспределения собранной коллекции за 1880-1896 годы. Итогом этой разборки стал выпуск подробнейшего каталога всех предметов, хранящихся в Самарском Городском Публичном Музее. Формироваться коллекция музея начала ещё с 1880. Уже к началу формирования был готов проект музея, который предусматривал 16 отделов.

Практически уже с первых шагов комплектование музейных фондов осуществлялось по специальной программе, определявшейся структурой отделов музея.

Поскольку в проекте планировалось создать 16 отделов, столько же определялось и направлений комплектования коллекции. То есть, уже на начальном этапе развития музея формирование его коллекции происходило на систематической основе.

До 1896 года работой по сбору различных материалов, предметов в Музей руководил П.В. Алабин.

Ему Музей обязан почти всем, что было собрано с 1880 по 1896 годы. Он привлёк к участию в создании Музея, комплектовании его фондов всех, кому дороги были интересы края либо передачей предметов, либо выделением средств, для приобретения необходимых предметов и коллекций. Была поставлена задача Ї привлечение внимания общественности к вопросу комплектования и сделать людей внештатными сотрудниками музея. В своей листовке Самарский Городской Публичный Музей обращался ко всем лицам, интересующимся русской стариной с просьбой доставлять сведения о местных древних памятниках и содействовать приобретению для Самарского Городского Музея как отдельных старинных вещей, так и целых коллекций .66 Текущий архив Самарского Областного Историко-Краеведческого Музея им. П.В. Алабина Д 295 В этой же листовке указывалось, что представляет интерес для Музея. Это в первую очередь остатки ископаемых животных, остатки старинных городков, кладбищ, древних зданий, сведений о курганах и древних захоронениях и другие.

Самарский Музей предлагал также выкупить имеющиеся у населения предметы, древние орудия труда и древнее оружие, старинные украшения, старинную домашнюю утварь, различные монеты, медали, а также рукописи и старинные книги.

Лица, желающие стать сотрудниками музея, должны были обращаться к членам Комитета по заведыванию Музеем. Обращение к населению как к внештатным сотрудникам музея имело большое значение для комплектования фондов с помощью пожертвований.

Однако началом разного рода пожертвований и дарений стала передача в дар Музею Великим Князем Николаем Константиновичем 19 февраля 1880 года одежды и принадлежностей походной жизни туркмен седло, шашки-всего 14 наименований. Это были самые первые экспонаты в Самарском Городском Публичном Музее. Как уже не раз упоминалось, наибольшую роль в комплектовании фондов музея в период его создания сыграл П.В. Алабин. Из обширной переписки его известно, что из разных мест Самарской губернии поступали донесения уездных исправщиков о кладах, археологических и палеонтологических находках, имелись ответы на запросы о присылке изделий местного кустарного промысла и т. д. Алабин получил для музея редкие издания, автографы, портреты, биографии тех, кто своим трудом и творчеством прославил отечественную историю и культуру А. Толстой, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский, И.С. Тургенев и др. Алабин переписывался с И.Е. Паниным и Н.К. Айвазовским.

Особенно интересовали его лица, связанные своей деятельностью с Самарским краем.

Он был тесно связан с семьей писателя С.Г. Аксакова, особо дружен с его сыном Г.С. Аксаковым, самарским губернатором в 1867-1872 годах, ушедшим в отставку в знак протеста против реакционных действий Александра III. В архиве Алабина сохранились письма самарского губернатора К.К. Грота, основателя научного кумысолечения И.В. Постникова, автора проекта самарского водопровода А.П. Зимина. После своего официального назначения на должность заведующего Публичным Музеем и Залом императора в апреле 1882 года Алабин обращается в Московский и Санкт-Петербургский монетные дворы с заказами на монеты и юбилейные медали уже музейной нумизматической коллекции.

С просьбой о содействии формируемому музею Алабин писал в различные министерства, общества, комиссии. В ответ Императорская Археологическая комиссия нашла возможным передать серебряные монеты, найденные в 1882 году в Казанской губернии. Петербургское общество естествоиспытателей при Императорском университете в лице профессоров А. Бекетова и В. Докучаева, отнеслось с живейшим интересом к просьбе о содействии в устройстве естественно -исторического отделения в музее и выразило готовность помочь указаниями по специальным вопросам.

Владельцы специализированных магазинов уведомляли Алабина о получении новых коллекций минералов, раковин и кораллов для приобретения их в музей. О том, что П.В. Алабин является любителем всякого рода редкостей стало известно коллекционеру Рязанской губернии, который предложил купить что-либо из его коллекции.

Огромную переписку имел П.В. Алабин с книгоиздателями как Москвы и Санкт-Петербурга, так и Лейпцига, Амстердама, Парижа и других городов Европы. Художественная литература, книги по разнообразным отраслям знаний и искусству наполняли Публичную библиотеку и библиотеку Публичного музея.77 Крайнова Т.В. Любимое детище Алабина Волжская коммуна, 1994 г 9 сентября Следует отметить, что с первых же годов существования музея печатались отчёты по работе музея c 1889 г и с 1885 года о работе музея печаталось в отчетах Александровской Публичной библиотеке и Зала императора. В первых отчётах печатались только списки приобретенных и подаренных предметов и коллекций.

О других видах деятельности по данным отчетам судить невозможно, за исключением- о посещении формирующегося музея почетными гражданами города или высокопоставленными лицами. Только после 1886 года в отчетах Александровской Публичной библиотеки появляется как отдельная часть отчёт Публичного Музея. Однако структура отчета фактически осталась неизмененной сначала - сведения о выделяемых на устройство музея средств, хозяйственная часть указывалась общая сумма, выделяемая и на устройство Зала императора, и на устройство музея, потом указывалось сколько в отчетном году было израсходовано на Зал, сколько - на музей затем - список приобретенных вещей витрины или экспонаты в конце - список лиц, которые сделали пожертвования в Музей в отчетном году. С 1886 по 1896 год шло активное формирование музея пополнялись собираемые коллекции, закупалось необходимое оборудование, в основном витрины.

Однако основная часть коллекции формировалась за счет пожертвований.

Так, например в 1887 году на устройство и Зала императора Александра Второго, и Публичного музея было выделено 268 рублей. На устройство Публичного музея осталось 116 рублей 77 копеек. В итоге в 1887 году музеем были приобретены только две витрины для минералогической коллекции - 70 рублей, для нумизматической коллекции - 40 рублей и 50 фотографий по этнографии и антропологии.

Но в этом же году музей значительно пополнил свою палеонтологическую и минералогическую коллекцию благодаря преподавателю реального училища П.А.Ососкову, который пожертвовал музею около 83 палеонтологических и минералогических образцов ископаемых. Были значительно пополнены нумизматический и археологический отделы П.В. Алабин преподнес в дар Музею 50 древних монет и монет новейшего времени, а так же - остатки удны, стремян, бус, парчи и других предметов, найденных при раскопке могильника у реки Кинели при строительстве Оренбургской железной дороги. Всего в рассматриваемый год музей получил пожертвований от 15 лиц.88 Отчёт Александровской Публичной библиотеки, Зала императора Александра Второго и Публичного музея за 1887 год, С, 1888 г с.15-16 Похожую ситуацию отражали почти все отчёты. Так, например, в 1889 году было куплено несколько витрин, ящики для коллекций яиц птиц Самарского края, банки для сельскохозяйственных образцов, и только незначительная часть средств пошла на приобретение экспонентов коллекция раковин, морских животных, минералов, 144 вида яиц птиц Самарского края, образцы кустарного промысла.

Приобретение этих экспонентов для музея были важны.

Но всё же большую часть составили предметы, подаренные музею частными лицами за 1889 год - 25 наименований .99 Отчёт Александровской Публичной библиотеки, Зала императора Александра Второго и Публичного музея за 1889 год, С, 1890 г с.24-25 В 1894 году соотношение купленных и подаренных частными лицами различных предметов было приблизительно таким же соответственно 8 и 21 наименований .110 Отчёт Александровской Публичной библиотеки, Зала императора Александра Второго и Публичного музея за 1889 год, С, 1894 г с.230 Следует отметить, что пожертвования были разными - зависели, естественно, от лиц которые их делали.

В одних случаях музей в качестве пожертвований получал очень ценные экспонаты, предметы и коллекции.

Уже упоминались преподаватель Самарского реального училища П.А. Ососков, который неоднократно преподносил в дар музею различные ценные предметы например, коллекция слепков вымерших третичных животных - в августе 1892 года, а также уникальная находка - небольшая медная фигурка бурхана или идола, и П.В. Алабин, который будучи в течении 16 лет заведующим Музея передал в качестве дара множество ценных предметов, экспонатов и коллекций. Среди подобных пожертвований можно отметить передачу в Музей альбом фотоснимков солнечного затмения в 1887 году в Самаре фотохудожника Васильева.

Таких поступлений в Музей было достаточно много. Но большая часть поступлений носила кунсткамерный характер монеты, рога, морские звезды, экзотические птицы и звери. Сохранившиеся отчеты музея содержат целые страницы с фамилиями жертвователей .111 Средневолжский государственный музей, С, 1930 г с.31 Предметы, которые они приносили в полной степени характеризовали их взгляды на музей.

В большинстве случаев люди приносили в музей художественные открытки, репродукции, предметы собственного творчества - рисунки, вышивки и т.п. Очень часто люди приносили в дар музею самые различные фотоснимки. Это было связано с тем, что сама администрация Самарского Городского Публичного Музея обращалась с призывом придти со своими трудами на помощь Музею в выполнении его задачи. Для Музея было бы весьма важно иметь фотографии отдельных местностей губернии виды возвышенностей, курганов, долины рек, лесов и другие виды .112 Текущий архив Самарского Областного Историко-Краеведческого Музея им. П.В. Алабина Д295, Л42 Все абсолютно пожертвования музеем принимались, и к 1898 году их накопилось достаточно много.

Но в течение 16 лет существования в Самаре Музея, для него не нашлось подходящего помещения. В одном из отчетов говорилось, что открыть музей для посещений публики невозможно . за неимением соответствующего помещения. Уже отмечалось, что с 1880 года Самарский Городской Публичный Музей занимал несколько комнат в доме купца Христензена.

Все приобретённые и подаренные музею коллекции, экспонаты собирались в этих комнатах, теснота которых не позволяла развернуть выставку, хотя все собранные предметы были строго систематизированы и каждый снабжен подробным объяснительным ярлыком .113 Отчёт Александровской Публичной библиотеки, Зала императора Александра Второго и Публичного Музея за 1889 год, С, 1890 г с.253 Естественно, что переезд Музея в новое помещение, более ему соответствующее, внес в жизнь музея большие изменения.

С переводом библиотеки и Музея из частной квартиры в городской дом . на долю администрации Музея выпал кропотливый труд разборки и распределения его коллекции, обстановки Музея приличной мебелью и рассылки к разным людям и учреждениям приглашений о присылке в Музей пожертвований .114 Фёдоров Н.М. Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном Музее, С, 1898 г с.24 Все эти работы растянулись более, чем на год и, естественно, задержали открытие Музея для посещений.

В 1898 году новый заведующий Музеем Н.М. Федоров издал подробный каталог Музея, который содержал списки всех предметов и коллекций, хранящихся в Музее, распределенных не просто по отделам, а по комнатам и даже витринам, в которых они располагались. Этот каталог подвел итоги формирования коллекции за 1880 - 1896 годы и фактически существования Музея в этот период. Для этого периода было характерно то, что по сути единственным видом деятельности Музея, был сбор экспонатов и укомплектование их в отделы. Но, надо подчеркнуть, что формирование коллекции уже с самых первых экспонатов происходило на систематической основе, отраженной в проектах Музея 1880 года и 1886 года. Другой характерной чертой является то, что практически весь период формирование коллекции проводилось за счет пожертвований особенно с 1880 по 1887 год - только на благотворительных началах. Переехав в новое помещение в 1896 году, разобрав свои фонды и оставив обширный, подробнейший каталог Самарский Городской Публичный Музей к 1898 году был готов к открытию для посещений.

Однако на этом формирование коллекции вовсе не закончилось.

Продолжалось ассигнование Музея Самарской Городской Думой, и продолжались благотворительные поступления. Администрация Музея продолжала выпуск в виде небольших брошюр отчетов о жизни и деятельности Музея. Но наряду с привычными рубриками по хозяйственной части, списком приобретенных и подаренных предметов, коллекций и книг появились подробные списки посетителей Музея. Привычные старые рубрики списки приобретенных и подаренных предметов претерпели некоторые изменения появились отдельные списки пожертвований, сделанных учреждениями и пожертвований, сделанных частными лицами а также - отдельные списки покупок для различных отделов Музея а также - отдельный список книг, приобретенных Музеем.

Все отчёты с 1902 по 1909 год дают наглядное представление о том, как происходило формирование коллекции Музея и комплектование его фондов.

Конечно, более наглядное представление дают списки приобретений, сделанных за такой-то год, по такому то отделу. Такая форма позволяет сделать вывод, что прежде всего интересовало Музей и что было необходимо для пополнения коллекции. В частности, в отчетах 1902-1906 годов и 1908 и 1909 годов отражены приобретения всевозможных чучел птиц и зверей, обитающих в Самарском крае. То есть в Музее целенаправленно создавалась орнитологическая коллекция отдела зоологии.

То же самое можно сказать и по отделу археологии, и по художественному отделу. Музеем постоянно приобретались картины. Что касается отделов Музея, то следует заметить, что к 1898 году и в последующий период Музей насчитывал не 16, а 12 отделов 1.Архиологическо - исторический 2.Нумизматический 3.Минералогический 4.Геологический 5.Палеонтологический 6.Зоологический 7.Ботанический 8.Технический 9.Сельскохозяйственный 10.Кустарный 11.Этнографический 12.Художественный По сравнению с проектом 1886 года были объединены в один отдел исторический и археологический отделы, были упразднены географический, энтомологический, ихтиологический и антропологический отделы.

Судя по отчетам 1902 - 1909 годов активнее всего пополнялись, кроме уже упоминавшихся зоологического, археологического и художественного, также минералогический, палеонтологический и особенно нумизматический отделы. Пополнение нумизматического отдела связано с тем, что среди пожертвований частных лиц большое место занимали различные монеты, современные и старинные, и медали.

Что касается художественного отдела, то огромную роль в его пополнении сыграл К.П. Головкин. В начале 1897 года Головкин, являясь, организатором VI периодической выставки самарских художников, обратился в городскую управу с предложением создать при Музее художественный отдел, в который художники, жертвуя часть своих лучших произведений в дар Музею, а затем берут на себя труд по мере сил пополнять его . 25 апреля 1897 года в обращении в Комитет по устройству Самарского Городского Музея К.П. Головкин добавил Дальнейшую работу по формированию симпатичного для меня художественного отделения . я желал бы принять на себя как инициатор, где я и постарался бы сделать всё возможное в этом направлении. В этот же день Головкин К.П. передал Комитету несколько картин, в том числе свои работы Подножье Жигулей , Последний снег. Осокори Серый день в лучах, а также произведения Н.П. Осипова, И.Ф. Никонова, Н.А. Храмцова и др. Одновременно по инициативе К.П. Головкина во все концы страны было разослано около 300 писем - обращений к художникам России.

В 1899 году текст обращения был опубликован в седьмом номере журнала Искусство и художественная промышленность и, таким образом, получило широкое распространение.

В дар Самарскому Городскому Публичному Музею поступили произведения М.В. Нестерова, В.Н. Биктеева, К.Ф. Юона и многих других известных русских мастеров, а также новые произведения от местных живописцев.

В дальнейшем на средства, полученные от выставок самарских художников, были приобретены картины В.Г. Петрова, Б.М. Кустодиева, А.Е. Егорова и других художников. К 1911 году художественная коллекция Музея насчитывала приблизительно 117 произведений искусства рисунки, картины, скульптура .115 Крайнова Т.В. Областной краеведческий музей имени П.В. Алабина Самарская область, С, 1996г, с.4435 Таким образом, при активном содействии К.П. Головкина Самарскому Городскому Публичному Музею удалось создать богатую художественную коллекцию.

Следует особо отметить и то, что в эти годы принцип систематического комплектования фондов музея был дополнен тематическим принципом. В первые годы ХХ века это выразилось в том, что ежегодно, начиная с 1904 года музейная администрация целенаправленно приобретала различные предметы, относящиеся к Русско-Японской войне. В этом же году был создан так называемый Русско-Японский отдел, куда собирались все предметы с тематикой Русско-Японской войны различные картины, календари, плакаты, открытки, газеты, карты географические, военные и другие лубочные картины.

Особенно было много книг к примеру, в отчёте за 1904 год - наименований различных изданий на четыре листа, которые собирались в библиотеку Самарского Публичного Музея. В 1914 году было проведено комплектование по теме Россия в Первой мировой войне, хотя судить об этом отделе невозможно, так как в1914 году выпуск отчётов прекращается.

К этому времени Музеем создана богатая и ценная коллекция. Если для периода 1880 - 1896 годов было более характерно формирование коллекции за счёт пожертвований так как выделяемых Самарской Городской Думой средств хватило только на обустройство музея, то в период с 1898 года по 1917 год благотворительные поступления и приобретения самого Музея несколько уравниваются. Это было связано с тем, что к 1898 году всё необходимое оборудование витрины, ящики и т.п. было закуплено, и получаемые средства, которые были увеличены, Музей начал направлять на приобретение экспонатов.

Надо заметить, что перечисляемые в Музей средства были увеличены значительно большая часть выделяемых Думой денег шла на приобретение экспонатов в Музей. Приобретение предметов, коллекций, книг, сделанные самим Музеем, становятся основными, хотя число пожертвований вовсе не уменьшается, а среднем увеличивается от 38 наименований в 1902 году до 11 в 1908 среди частных лиц. Кроме того, как уже упоминалось, появились пожертвования целых учреждений.

Постоянно преподносили какие - либо предметы, коллекции или книги Общество Археологии, Истории и Этнографии при Казанском университете, Императорская Археологическая Комиссия, Оренбургская Учёная Архивная Комиссия, Троицко-Кяхтинское Отделение Приамурского Отдела Императорского Русского Географического Общества, Уральское Общество Любителей Естествознания, Сельскохозяйственные Музей Нижегородского Губернского Земства, Тобольский Губернский Музей, Императорский Исторический Музей имени императора Александра Третьего, Красноярский Городской Музей и многие другие а также самарские общества и организации Самарская Земская Управа, Городская Управа, Александровская Публичная библиотека.

Несмотря на достаточную полноту фондов и отделов Музея, а также начавшееся тематическое комплектование, в Самарском Музее тематических выставок не проводилось. Одновременно с началом тематического комплектования создавался новый отдел, который наряду с остальными становился постоянно действующим.

Можно предположить, что отсутствие тематических выставок было связано также и с бытовыми условиями. Хотя Самарский Городской Публичный Музей в 1896 году перебрался в новое помещение, там он занял только две комнаты. Занимаемые Музеем комнаты не обширны и воздействие некоторых особенностей их расположения не представляют возможности предметы Музея распределить между ними соответственно распределению предметов по отделам .116 Фёдоров Н.М. Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном Музее, С, 1898 г. с.36 Пополнение, комплектование музейных фондов продолжалось до 1914 года, о чём могут свидетельствовать отчёты, которые выпускались музейной администрацией вплоть до 1914 года. Однако в том же году их выпуск прекращается.

Поэтому судить о начавшемся тематическом комплектовании отдела Россия в Первой мировой войне, как и вообще о деятельности Музея, не возможно. Музей фактически закрылся, безусловно, он продолжает свою работу, однако затишье граничило с закрытием.

Такая ситуация сохранилась до 1917 года. К началу рево

– Конец работы –

Используемые теги: История, создания, краеведческого, музея0.07

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История создания краеведческого музея

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Создание фигур и изменение их геометрии в приложении MS Visio. Создание и разработка планировок в приложении MS Visio. Графический редактор Adobe Photoshop. Изучение панели инструментов редактора. Создание и обработка графических изображений.
Лабораторная работа Создание фигур и изменение их геометрии в приложении... ЦЕЛЬ РАБОТЫ приобретение навыков создания фигур средствами MS Visio...

Лекции по дисциплине История Отечественная история, История России
Составитель к и н доцент УШКАЛОВ В А г Составитель лекций к ф н доцент Топчий И В... Лекция Введение Теоретические проблемы истории...

АТЭС (Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества), история создания, характер деятельности, проблемы и перспективы развития.
В АТР входят страны зарубежной Восточной и Юго-Восточной Азии, географически тяготеющие к Тихому океану. Наряду с ними в АТР включают и ряд государств двух других континентов -… Гораздо реже как о части АТР говорят о тихоокеанских странах Латинской Америки, хотя там со все большим интересом…

ДОКЛАД- Электронное правительство России: нормативное регулирование, история, этапы создания, перспективы
Гос тайна кроме доступа и ответственности... Использование информационных технологий... Информация...

История создания риск – менеджмента
Введение... История создания риск менеджмента... Методы снижения риска...

История создания НАТО, вступление Великобритании и ФРГ в Североатлантический альянс
В 1943 году была создана Администрация помощи и восстановления Объединённых Наций (ЮНРРА), которая функционировала до 1947 года; были учреждены… Восстановлению Западной Европы, залогом которого было подъём и повышение… II Основная часть 1. Международные отношения в послевоенный период 1) Советская угроза Усилившийся в военном и…

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ IX – XXI вв
Государственное образовательное учреждение...

История бизнеса. В данном бизнес плане история бизнеса не представлена, так как предприятие только создаётся
Резюме В резюме изложены основные идеи бизнес плана для создания предприятия Здесь и способы место производства продукции и персонал и... История бизнеса В данном бизнес плане история бизнеса не представлена так... Характеристика продуктов В характеристике указано конкретное описание товара и способы его производства...

Глава 1 Основное Понятие ОС и история создания
Введение... Глава Основное Понятие ОС и история создания...

РЕФЕРАТ «История создания операционной системы Windows»
Приказ Министерства образования и науки... молодежи и спорта Украины... марта Форма Н...

0.04
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам