рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Люди Музея

Работа сделанна в 1999 году

Люди Музея - Дипломная Работа, раздел Культура, - 1999 год - История создания краеведческого музея Люди Музея. И Музей В Годы Гражданской Войны. Источники Основными Источниками...

Люди Музея. и Музей в годы гражданской войны. Источники Основными источниками для написания работы явились, главным образом, неопубликованные материалы, извлечённые из архива краеведческого музея имени П.В. Алабина.

К ним относятся материалы, позволяющие воссоздать история организации и деятельности музея с 1885 года по 1955 год. Документы носят разнообразный характер выписки из журнала городской думы, таблицы пополнения музея экспонатами, доклады, протоколы, акты проверки. Материалы содержат различные документы, относящиеся к истории музея.

Документов, характеризующих деятельность музея в дореволюционные годы сравнительно не много. Однако и они помогают раскрыть многие вопросы из истории музея, в частности, такой сложный вопрос как формирование коллекций. Подавляющее большинство материалов - документы, относящиеся к периоду после февраля 1917 года. Это различные описи предметам, взятым из национализированных домов, магазинов и т. п. Наибольший интерес представляют те документы, которые проясняют историю в годы Гражданской войны.

Именно на основании этих документов и стало возможным восстановить некоторые события, связанные с историей музея в эти сложные годы. Для воссоздания истории музея в конце XIX начале XX вв. большую роль сыграли так называемые Отчёты по работе музея, которые ежегодно издавались руководством. Отчёты дают яркое представление о состоянии музея в тот или иной год. Именно из них можно почерпнуть самую полную достоверную информацию о пополнении собираемой коллекции, о посещении музея, об ассигновании Городской Думой. Среди источников следует упомянуть также и Указатель предметов, хранящихся в Самарском Городском Публичном Музее Федорова Н.М изданный в 1898 году. Это подробный каталог всех музейных экспонатов и коллекций.

К источникам можно отнести и историко-статистическое сочинение П.В. Алабина Трехвековая годовщина города Самары. В этом сочинении, изданном в 1887 году, был опубликован проект формируемого в Самаре Публичного музея. Использование всего комплекса документов позволило решить поставленные задачи. Структура работы Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, двух приложений.

Глава I. Общественно-культурная жизнь Самары В XIX в. в Самаре, ставшей хлебной столицей России, бурно развивалась промышленность и свободное предпринимательство. К середине XIX в Самара представляла из себя типичный провинциальный купеческий город. Однако культурные особенности и традиции регионов обширной Российской империи были различны, и свои особенности и самобытные традиции имела и Самара.

Об этих особенностях самарского общества и культуры писал П.В. Алабин в историко-статистических сочинениях 25-летие Самары как губернского города и Трёхвековая годовщина города Самары. В самарском обществе складывалось что-то свежее, молодое, особенно в чиновном люде, съежавшихся сюда со всей России и составлявшем главный контингент местной интелегенции. Развитию этих своих новых сил значительно должен был способствовать колонизаторский характер нашего степного края, в котором не могли иметь место те придания, которые, преобладали в старинных губерниях. а также местной торговли и промышленности, для занятия которыми сюда наезжали ежегодно на временное житьё предприимчивые оборотливые люди из различных центров.

Всё это вместе взятое должно было выработать здесь скорее, чем в каком-либо другом русском городе, живой самобытный тип местного общества .11 Алабин П.В. 25-летие Самары как губернского города С, 1877г. с.688-689 Все эти особенности самарского общества имели влияние и на состояние культуры в Самаре.

В литературе, посвящённой развитию культуры в Самаре в XIX в. Прослеживается две тенденции. Первая состоит в стремлении выявить архаичные состояния культуры, подчеркнуть её самобытность. Вторая заключается в доказательстве высокого культурного уровня Самары конца прошлого века и реабилитации её на фоне столичных достижений .22 Беляева Е.Ю. Самарская бытокультура II половина XIX - начало XX в Автореф. С, 1996 г с.3. В советский период нашей истории преобладающей точкой зрения на общественно-культурную жизнь Самары во II половине XIX века была точка зрения, выраженная М. Горьким, о том, что жизнь в Самаре - сонная и убогая.

И всё-таки осмелимся утверждать, что общественная жизнь Самары была не такой уж странной и беспросветной, какой её пытается описать в своих фельетонах молодой самарский сатирик Иегудиил Хламида 33 Едидович Л, М. Горький и самарская культура Самарские губернские ведомости, 1998 г апрель - будущий писатель М. Горький.

В действительности даже в его фельетонах, где собраны были все мерзости и пакости самарской жизни, нет-нет да и проблескивал светлый лучик культуры .44 Едидович Л, М. Горький и самарская культура Самарские губернские ведомости, 1998 г апрель Если оценивать беспристрастно, то можно увидеть, что культурная жизнь Самары не была такой уж убогой и однообразной. Такая точка зрения могла быть верна только отчасти и только для уездной Самары.

С обретением в 1851 году статуса губернского города Самара превращается в столицу обширного края. Вообще середину XIX в. можно считать переломными годами в общественно-культурной жизни Самары. Во-первых, с утверждением губернского статуса в городе начинает развиваться система официальных культурных мероприятий и учреждений, наличие которых считалось непременным атрибутом губернской столицы. Во-вторых, большое значение имели и реформы 60х - 80х годов XIX в. которые помимо роста промышленности и торговли вызвали и оживление общественно-культурной жизни Самары.

Символом этих перемен можно считать изменение архитектурного облика Самары, в связи со страшными пожарами 1851 и 1854 годов, которые практически полностью уничтожили деревянную застройку XVIII, начала XIX веков. После этих пожаров Самара строилась как город каменных особняков, на центральных улицах строить деревянные дома запрещалось. В результате построек 50х годов XIX века Самара помолодела на 2,5 десятилетия.

Первоначально здания строили в строгом классическом стиле. Однако в дальнейшем в Самаре, как и столице, стали отдавать предпочтение архитектуре эклектики - смешиванию различных стилей. В архитектурном и техническом оснащении зданий фантазия самарских строителей ограничений не знала. По определению архитектора П.А. Щербачёва в Самаре были распространены русский классицизм, готика, ампир, стиль Генриха IV, итальянский ренесанс, модерн и другие. Благодаря этому архитектурный облик Самары к концу XIX века отличался богатством и разнообразием, что придавало городу особый лоск и не безгрешную веселость, сходную с Парижем .55 Бажанов Е.А. Вольный город пионеров Дикого поля С, 1995 г с. 102 Что касается непосредственно общественно культурной ситуации во II половине XIX века, то следует отметить, что в немалой степени колорит городской культуры определялся национальным и социальным составом города как губернии.

По переписи 1900 года в Самарской губернии великоросы и малоросы составляли 67,7 , мордва - 9,8 , татары - 8,8 , немцы - 8 . В Самаре официально значилось 91 672 жителей По сословиям следующий расклад дворян - 3 008 человек, мещан - 45 548 человек, крестьян - 31 192 человека, военных - 7 226 человек, иностранных подданных - 245 человек .66 Бажанов Е.А. Вольный город пионеров Дикого поля С, 1995 г с.102. Среди горожан значительное число составляли дворяне, промышленники, духовенство, военные - чьё положение всегда предполагало высокий образовательный уровень.

Именно дворянство являлось средоточием самарской культуры. Верхушку общества составляли образованные чиновники и дипломированная интеллигенция.

Многочисленное и богатое купечество стояло на социальной лестнице ступенькой ниже и существовало достаточно обособленно. Особое положение занимала творческая интеллигенция, которая в обычной жизни вращалась в мещанской среде, а по праздникам принималась в лучших домах города .77 Беляева Е.Ю. Указ. Соч. с.12. Как уже говорилось, приобретение в 1851 году статуса губернского города вызвало оживление в культурной жизни Самары.

В 1851 году была основана губернская типография. В 1952 году был налажен выпуск первой местной газеты Самарские губернские ведомости. К началу XX века в Самаре насчитывалось 11 государственных и частных типографий и более 10 газет и журналов. Особо следует сказать о состоянии образования в Самаре, так как именно во II половине XIX века было создано большинство учебных заведений.

К началу XX века их насчитывалось около 50.88 Бажанов Е.А. Указ. Соч. с.121. В Самаре к началу XX века насчитывалось 2 мужские и 4 женские гимназии, 12 училищ, 19 церковно-приходских школ. В течении II половины XIX века постоянно открывались земские школы, и к началу XX века при каждой церкви в Самаре их было около четырёхсот была открыта школа. В 1872 году была открыта первая в России земская школа сельских учительниц. В 1879 году было открыто железнодорожное училище.

В эти годы была открыта земская фельдшерская школа. Кроме того, общество приказчиков и Жигулевский пивоваренный завод, и даже городская тюрьма имели свои школы. Обучение проходило также в восьми детских приютах. Помимо этого существовали классы рисования художника В.М. Михайлова и музыкальная школа С.А. Тамберса, а также несколько учебных заведений, которые готовили коммерсантов например, торговая школа Н.К. Миронова. В эти же коды было создано Общество поощрения образования. Все учебные заведения в Самаре отличались высоким уровнем преподавательского состава.

Однако больше всего знаний горожане получали с помощью самообразования, через библиотеки и книжные магазины. В 50е годы XIX века были созданы библиотека Самарской гимназии и духовной семинарии, а 1 января 1960 года была открыта городская общественная публичная библиотека. Лучшей общественной библиотекой в Самаре считалась Александровская публичная библиотека, которая финансировалась Самарской Городской Думой .99 Завальский А.Н. Библиотеки Самарской области Самарская область, Самара, 1996 Кроме того, при всех земских школах были открыты небольшие библиотеки.

Существовали также и частные библиотеки. В 1866 году была открыта Частная библиотека книготорговца П.Х Грау, через 9 лет открыта библиотека при книжной лавке А.Н. Сперанского. Цены за чтение в частных библиотеках были не великими и вполне доступны для представителей разных социальных слоёв. Достойное место в культурной жизни Самары занимала книготорговля.

В Самаре той поры по меньшей мере было шесть крупных книжных магазинов. Причём в магазинах Громова, Федорова и Ушакова книги были на любой вкус и в достаточном количестве, только магазин Ильина специализировался на детской литературе. Процветание книготорговли характеризовало Самару как читающий город. Во 2й половине XIX века Самара зарекомендовала себя как город театральный. Театр затеяли устроить в Самаре в год преобразования её в губернский город .110 Алабин П.В. Указ. соч с.6960 8 ноября 1851 года в доме купца Лебедева состоялось первое театральное представление, устроенное труппой приехавшей из Казани актёров под управлением Стрелкова.

В 1855 году для театра было построено деревянное здание на 550 мест. В 1862 году его усовершенствовали, обложив здание кирпичём и сделав внутри ремонт. Самарское общество очень любит театр. Сколько-нибудь порядочная труппа на всех своих представлениях имеет обыкновение полон театр зрителей. Но по большей части состав труппы Самарского театра бывает очень неудовлетворителен, и любители театра отводят душу или на представлениях заезжих артистов, нередко посещающих Самару, или в любительских спектаклях. 111 Там же с.6981 В устройстве спектаклей и руководстве театром активное участие принимала С.А. Аксакова, жена губернатора.

До революции театр, построенный на средства города, сдавался Самарской Городской Думой бесплатно, с обязанностью антрененёра отапливать, освещать здание и иметь на свой счёт оркестр.

В богатой Самаре конкуренция театров создавала особую атмосферу, и зрителю было из чего выбирать. Любили самарцы и свои хоры. К началу XX века в Самаре по меньшей мере насчитывалось четыре постоянных высокопрофессиональных хора Соборный в кафедральном соборе, Покровский и Ильинский хоры и хор домашней церкви реального училища. Существовали они при финансовой поддержке коммерсантов. Певческое искусство в Самаре вообще ценили во всех формах. Певческие концерты проходили при аншлагах.

И не случайно здесь побывали все знаменитости того времени Собинов, Шаляпин, Вяльцева, Плявицкая и другие. Культурная жизнь города вовсе не ограничивалась развлечениями. Для общения родовитых и образованных горожан существовало несколько привелегированных клубов. Один из старейших клубов Самары - Благородное собрание, в котором без различия сословий и званий состояли сотни чинов, хотя членские взносы были достаточно велики. В 1864 году клуб был переименован в лучший тогда в Самаре дом, принадлежащий Е.И. Аннаеву.

В1869 году был создан второй клуб - Сельскохозяйственное собрание в 1875 - Военное собрание. В 1873 году было создано Общество поощрения образования, поддерживающее учащихся и студентов благотворительными вечерами и концертами. В 1882 году было образованно Самарское общество любителей музыкального и драматического искусства. Определённые тенденции в нашем крае имела живопись. Прежде всего славились самобытные иконописные школы, а также классы светской живописи Ф.Е.Бурова.

Появление местной живописной школы связано также с именем этого художника. После возвращения в 1891 году выпускник Петербургской академии художеств Ф.Е. Буров организовал кружок любителей живописи. В последствии активный участник этого кружка К.П. Головкин попытался организовать в Самаре художественный музей. Но итогом его усилий стало создание богатой художественной коллекции в Самарском Публичном Музее. Большую роль в развитии культуры в Самарском крае играли органы управления, особенно земство, которое принимало решения, затрагивающие интересы всех жителей губернии.

Земством были приняты самые энергичные меры к развитию народного образования, устройству множества сельских школ для детей обоего пола, школы сельских учительниц, школ фельдшерской и повивальной . .112 Алабин П.В. трёхвековая годовщина города Самары С, 1887г. с.137-1382 Земство выделяло стипендии для учащихся и студентов, открыло типографию и статистическое бюро, библиотеки, сельские почты, занималось устройством дорог, возвело губернскую больницу и психиатрическую лечебницу, а также большое число больниц и приемных пунктов в сельской местности и т.д. Всё это, безусловно, закладывало серьёзный материальный фундамент для развития культуры в самом широком смысле этого слова.

Провинциальная культура и жизнь были динамичны, многообразны и одухотворены многими яркими личностями. Первыми среди них можно назвать П.В. Алабина, разностороннего, талантливого человека, которое в равной степени можно назвать писателем, ботаником, археологом, этнографом, музейным работником, организатором и учредителем школ. Одним словом - просветитель, человек который внёс с неоценимый вклад в развитие самарской культуры.

Хотя Самара 60х годов и осваивала недавно приобретенную роль губернского центра, однако пульс культурной жизни здесь едва прощупывался. Город словно ждал приезда такого подвижника, как Алабин, который смог своими идеями и конкретными инициативами пробудить находящиеся в полудрёме городское общество, придать общественно-политической жизни города новое звучание .113 Кабытов П.С. Легендарный самарец П.В. Алабин С,1990 г с.103 Большой вклад в развитие самарской культуры внёс также К.П. Головкин, который имея в Самаре весьма доходное дело, но более тяготел к искусству, которому и посвящал большую часть своего времени .114 Бажанов Е.А. Указ. соч. с.1274 Большую роль сыграли также и многие самарские коммерсанты, занимавшиеся благотворительностью.

Очень часто многие учебные заведения в Самаре поддерживались частными лицами и фирмами.

Из состоятельных меценатов наибольшую известность покровителей образования получило семейство хлебопромышленников Субботиных. Церкви и больницы строились на деньги купцов-меценатов. Как покровители искусства в Самаре прославились П.И и В.Л Шихобиловы, которые приобрели немало картин известных русских художников для самарского музея. Во II половине XIX века культурная жизнь русской провинции имела в своей основе просветительскую идею .115 Беляева Е.Ю. Художественный музей Самарская область, Самара 1996 г с.4335 Глава II. Самарский музей в конце XIX - начале XX веков 1. Создание музея. Основание Самарского Городского Публичного Музея относится к 80м годам XIX века. Это одно из свидетельств бурного социально-экономического развития не только Самары, но и всей России в пореформенный период.

Самарский краеведческий музей возник по инициативе общественности, признававшей необходимость широкого распространения науки и культуры в народных массах. Характерной особенностью Самарского краеведческого музея является то, что уже при создании он имел свою концепцию развития.

В этом - целиком заслуга П.В. Алабина. Именно ему музей обязан своим рождением. Фактически музей основывался в течении шести лет. Мысль о создании музея зародилась во время подготовки к празднованию двадцатилетнего юбилея царствования императора Александра II. 19 ноября 1879 года проходило заседания Самарской Городской Думы, на котором было решено избрать комиссию по выработке предложений к юбилею.

На создание комиссии ушла целая неделя с 19 по 27 ноября 1879 года. Образованная 27 ноября 1879 года Подготовительная комиссия по выработке предложений к юбилею двадцатипятилетия царствования Александра II, состояла из десяти гласных Самарской Городской Думы под председательством городского главы М.Н.Назарова. В Подготовительную Комиссию вошёл также и П.В. Алабин. 29 января 1880 года на заседании Самарской Городской Думы Алабин зачитал доклад Комиссии, которая признала необходимость сооружения памятника, вполне достойного величине торжественного события и соответствующего идее, служащей основанием всей благотворной деятельности Царственного Юбиляра. Таковым памятником, по мнению Самарской Городской Думы явилось бы каждое учреждение, которое бы образовывалось бы с целью умственного и нравственного развития отечественного общества следовательно предстояло только наметить такое учреждение означенного характера, которое в данном случае отвечало бы потребностям Городского Общества в возможно большей степени. Далее в докладе говорилось, что музеи по всей Европе признаны одним из действительнейших средств образования - что в Европе издавна, а в последнее время и у нас в России, правильно устроенный и вполне доступный публике музей, признаётся одним из лучших способов проведения необходимых сведений в народную массу. Поэтому в заключении доклада был сделан вывод, что лучшим памятником к двадцатилетнему юбилею царствования Александра II является сооружение вполне приличного здания для существующей уже в Самаре Публичной библиотеке и в том же здании - устройство Публичного Музея. Этот музей должен был иметь общеобразовательный характер и служить средством изучения Самарского края.11 Алабин П.В. Зал императора Александра II в городе Самаре, С, 1889 г с.1 Пятого февраля этого же года Самарская Городская Дума постановила соорудить на углу Дворянской и Алексеевской улиц ныне улица Куйбышева и улица Красноармейская здание для библиотеки и музея.

В этот же день П.В. Алабин представил на обсуждение Самарской Городской Думы проекты Зала императора и музея.

Проект музея включал 16 отделов географический, палеонтологический, минералогический, ботанический, зоологический, ихтиологический, энтомологический, антропологический, сельскохозяйственный, технический отдел, отдел кустарной промышленности, отделы исторический, археологический, а также художественный и изящных искусств.

Были определены также цели, задачи и принципы работы музея.

Но наиболее полно, обстоятельно все вопросы, связанные с деятельностью и самим существованием музея, были раскрыты П.В. Алабиным в проекте 1886 года. Именно второй вариант проекта был принят за основу в том же году. В июле 1886 года в Проекте Публичного Музея Алабин определил цели, задачи, направления в деятельности музея, его устройство и систему административного руководства.

И в 1880 году, и в 1886 году предполагалось создать 16 отделов.

Кроме специальной цели - наглядного ознакомления с Самарским краем в отношениях антропологическом, с его живым и растительным миром, сельским хозяйством и промышленностью заводской, ремесленной, кустарной, фабричной - ставилась задача развивать эстетический вкус в посетителях не только выстановленными произведениями искусства, но и образцами и моделями действующих и изобретенных орудий и машин, служащих для облегчения труда .22 Алабин П.В. Трёхвековая годовщина города Самары, С, 1887 г с 162-164 Таким образом музей рассматривается как хранилище не только эстетических, но и научных образцов и технического опыта.

В августе 1880 года последовал ответ от Самарской Городской Думы на доклад Подготовительной Комиссии о необходимости в Самаре музея и первоначальный проект П.В. Алабина по устройству этого музея. 17 августа .1889 года за 3973, г. Самарский Губернатор А.Д. Свербеев уведомил Самарского Городского голову М.Н. Назарова о воспоследовавшем Высочайшим соизволении на приведение в предположение предположений Думы об устройстве в городе Самаре Публичного Музея .33 Фёдоров М.Н. Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном Музее с,1898 г. с.1 Формирование Музея с 1880 года с разрешения Самарской Городской Думы принял на себя действительный статский советник, член попечительского Комитета при Самарской Публичной библиотеке, а затем его председатель, гласный Городской Думы в 1871-1877 году и 1892-1896 годах, городской голова с 1885 по 1891 годы Пётр Владимирович Алабин.

Его энергии и неустанным трудам Музей обязан не только своим созданием, но и почти всем, что было в нём собрано с 1880 по 1896 годы. С 1880 года деятельность Музея находилась в ведении Попечительского Комитета при Самарской Александровской Публичной библиотеке.

Но в 1882 году 15 апреля М.Н. Назаров, председатель попечительского Комитета, просил члена комитета П.В. Алабина специально заняться формированием, собиранием экспонатов и хранить в своём ведении до времени доступного обозрения и пользования публикой, а также завести книгу для записей экспонатов и пожертвований для музея .44 Из хроники, подготовленной Т.В. Крайновой и И.Н. Лазаревой Самарские губернские ведомости, 1996 г сентябрь Таким образом, П.В. Алабин стал первым заведующим Публичным Музеем и Залом императора Александра Второго.

Ещё до официально открытия музея 13 ноября 1886 года. По проекту публичного Музея, составленного П.В. Алабиным в июле 1886 года административное руководство музеем должен был осуществлять хранитель, который отвечал за устройство и хранение музея, а также комплектовал, систематизировал, научно описывал музейные предметы, составлял отчёты по работе музея и его смету.

В последствии планировалось увеличение штата путём введения новых должностей - руководителя по осмотру и служителя. Но, фактически, до 1886 года и после музей продолжил управляться Комитетом по заведыванию библиотекой и музеем, во главе которого до 1896 года стоял П.В. Алабин.

Постоянными членами Комитета были В. Буслаев, Н. Арычкин, Н. Фёдоров и Н. Бюрно. Как уже упоминалось, окончательный вариант проекта Публичного музея был составлен Алабиным в июле 1886 года. Официально на рассмотрение Самарской Городской Думы проект был представлен 2 августа 1886 года. Только через три с небольшим месяца проект Самарского Городского Публичного Музея был утверждён. Дата принятия соответствующего постановления считается датой открытия музея - 13 ноября 1886 года. Сам по себе этот факт не внёс больших изменений в жизнь музея.

Комитет по заведыванию музеем под представительством П.В Алабина продолжал заниматься комплектованием фондов по определённой системе, которая была разработана ещё в 1880 году и по сравнению с проектом 1886 года не претерпела существенных изменений. Единственное изменение - устраиваемое учреждение получило свою вывеску и печать. Следует отметить также и то, что с 1887 года Городская Дума стала выделять средства на устройство Музея и приобретение экспонатов и книг. Что касается помещения, то с 1880 года до 1896 года Самарский Публичный Музей располагался под одной крышей с Александровской Публичной библиотекой, занимая несколько комнат в доме купца Христензена.

Как уже отмечалось, Дума ещё 5 февраля 1880 года приняла решения соорудить здание для музея и библиотеки на углу улиц Дворянской и Алексеевской. К 1885 году было всё готово к сооружению здания - было выбрано место, собрано 30 тысяч рублей - за исключением плана самого здания.

Таким образом, оказывается, что если здание для библиотеки, Зала и Музея не возводится доселе, то собственно по непредставлению Комитетом в Думу соответствующего плана здания. Это совершенно верно, но в оправдание Комитета надлежит сказать, что он неравнодушен к разработке этого вопроса, и, вносит их в Думу потому что не останавливается окончательно ни на одном из этих планов .55 Отчёт Александровской Публичной библиотеки и Зала императора Александра II за 1885 г С, 1886г В 1887 году Комитет по заведыванию музеем нашёл выход из положения благодаря академику Шервуду В.О известному строителю Исторического Музея в Москве, который принёс в дар Самарской Городской Думы сделанный в древнегреческом стиле эскиз фасада планируемого здания.

Комитет библиотеки при посредничестве городского архитектора К.Д. Гордеева разработал этот эскиз, применив его к своему плану здания, а также составил смету сумму расходов на сооружения здания. Несколько комнат в доме купца Христензена, которые арендовала Библиотека, Зал императора и Музей не позволяли их открыть для посещения.

Переезд в новое здание состоялся только в августе 1896 года. Это здание -дом Ушакова, на улице Дворянской, 145 сейчас улица Куйбышева, 113 , Благородное собрание. Таким образом, можно сказать, что формирование музея в Самаре Началось за шесть лет до официальной даты открытия 13 ноября 1886 года. В течении этих шести лет единственным направлением деятельности был сбор предметов в музей и формирование коллекции.

Но даже в эти первые шесть лет, когда музей официально не был зарегистрирован, а существовал как часть публичной библиотеки и Зала императора, пополнение музея экспонатами не было хаотичным. Причина этого в том, что уже с февраля 1880 года существовал первоначальный проект устройства музея, в котором были определены цели и задачи, направления деятельности музея. Что касается устройства музея, то с 1880 по 1886 год оно практически осталось неизменным - и в первом, и во втором проекте предусматривалось 16 отделов. Поэтому можно сказать, уже при создании музей имел научную концепцию, разработанную П.В. Алабиным, а формирование коллекции имело систематическую основу. 2. Формирование коллекции. В формирование коллекции Самарского Городского Публичного Музея в дореволюционный период можно выделить два этапа I c 1880 года по 1896 год II с 1888 года по 1917 год. Переход от первого этапа ко второму в 1896-1898 годах связан во первых - со сменой заведующего в 1896 году П.В. Алабин скончался и его место в музее занял член Комитета по заведыванию Н.М. Федоров во вторых - с переездом в новое здание, что потребовало разборки и перераспределения собранной коллекции за 1880-1896 годы. Итогом этой разборки стал выпуск подробнейшего каталога всех предметов, хранящихся в Самарском Городском Публичном Музее. Формироваться коллекция музея начала ещё с 1880. Уже к началу формирования был готов проект музея, который предусматривал 16 отделов.

Практически уже с первых шагов комплектование музейных фондов осуществлялось по специальной программе, определявшейся структурой отделов музея.

Поскольку в проекте планировалось создать 16 отделов, столько же определялось и направлений комплектования коллекции. То есть, уже на начальном этапе развития музея формирование его коллекции происходило на систематической основе.

До 1896 года работой по сбору различных материалов, предметов в Музей руководил П.В. Алабин.

Ему Музей обязан почти всем, что было собрано с 1880 по 1896 годы. Он привлёк к участию в создании Музея, комплектовании его фондов всех, кому дороги были интересы края либо передачей предметов, либо выделением средств, для приобретения необходимых предметов и коллекций. Была поставлена задача Ї привлечение внимания общественности к вопросу комплектования и сделать людей внештатными сотрудниками музея. В своей листовке Самарский Городской Публичный Музей обращался ко всем лицам, интересующимся русской стариной с просьбой доставлять сведения о местных древних памятниках и содействовать приобретению для Самарского Городского Музея как отдельных старинных вещей, так и целых коллекций .66 Текущий архив Самарского Областного Историко-Краеведческого Музея им. П.В. Алабина Д 295 В этой же листовке указывалось, что представляет интерес для Музея. Это в первую очередь остатки ископаемых животных, остатки старинных городков, кладбищ, древних зданий, сведений о курганах и древних захоронениях и другие.

Самарский Музей предлагал также выкупить имеющиеся у населения предметы, древние орудия труда и древнее оружие, старинные украшения, старинную домашнюю утварь, различные монеты, медали, а также рукописи и старинные книги.

Лица, желающие стать сотрудниками музея, должны были обращаться к членам Комитета по заведыванию Музеем. Обращение к населению как к внештатным сотрудникам музея имело большое значение для комплектования фондов с помощью пожертвований.

Однако началом разного рода пожертвований и дарений стала передача в дар Музею Великим Князем Николаем Константиновичем 19 февраля 1880 года одежды и принадлежностей походной жизни туркмен седло, шашки-всего 14 наименований. Это были самые первые экспонаты в Самарском Городском Публичном Музее. Как уже не раз упоминалось, наибольшую роль в комплектовании фондов музея в период его создания сыграл П.В. Алабин. Из обширной переписки его известно, что из разных мест Самарской губернии поступали донесения уездных исправщиков о кладах, археологических и палеонтологических находках, имелись ответы на запросы о присылке изделий местного кустарного промысла и т. д. Алабин получил для музея редкие издания, автографы, портреты, биографии тех, кто своим трудом и творчеством прославил отечественную историю и культуру А. Толстой, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский, И.С. Тургенев и др. Алабин переписывался с И.Е. Паниным и Н.К. Айвазовским.

Особенно интересовали его лица, связанные своей деятельностью с Самарским краем.

Он был тесно связан с семьей писателя С.Г. Аксакова, особо дружен с его сыном Г.С. Аксаковым, самарским губернатором в 1867-1872 годах, ушедшим в отставку в знак протеста против реакционных действий Александра III. В архиве Алабина сохранились письма самарского губернатора К.К. Грота, основателя научного кумысолечения И.В. Постникова, автора проекта самарского водопровода А.П. Зимина. После своего официального назначения на должность заведующего Публичным Музеем и Залом императора в апреле 1882 года Алабин обращается в Московский и Санкт-Петербургский монетные дворы с заказами на монеты и юбилейные медали уже музейной нумизматической коллекции.

С просьбой о содействии формируемому музею Алабин писал в различные министерства, общества, комиссии. В ответ Императорская Археологическая комиссия нашла возможным передать серебряные монеты, найденные в 1882 году в Казанской губернии. Петербургское общество естествоиспытателей при Императорском университете в лице профессоров А. Бекетова и В. Докучаева, отнеслось с живейшим интересом к просьбе о содействии в устройстве естественно -исторического отделения в музее и выразило готовность помочь указаниями по специальным вопросам.

Владельцы специализированных магазинов уведомляли Алабина о получении новых коллекций минералов, раковин и кораллов для приобретения их в музей. О том, что П.В. Алабин является любителем всякого рода редкостей стало известно коллекционеру Рязанской губернии, который предложил купить что-либо из его коллекции.

Огромную переписку имел П.В. Алабин с книгоиздателями как Москвы и Санкт-Петербурга, так и Лейпцига, Амстердама, Парижа и других городов Европы. Художественная

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История создания краеведческого музея

Не обделен вниманием и Самарский край. Что касается его истории, то особо популярны проблемы культуры как носителя местного своеобразия, колорита. Интерес вызывают также и отдельные аспекты этой проблемы. В частности, до сих… Ярким примером этого является одно из любимых детищ Алабина П.В самарский краеведческий музей.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Люди Музея

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Глава I. Общественно-культурная жизнь Самары
Глава I. Общественно-культурная жизнь Самары. В XIX в. в Самаре, ставшей хлебной столицей России, бурно развивалась промышленность и свободное предпринимательство. К середине XIX в Самара представл

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги