рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Каменное зодчество Литвы XIII – XVIII веков

Работа сделанна в 1999 году

Каменное зодчество Литвы XIII – XVIII веков - Дипломная Работа, раздел Культура, - 1999 год - Министерство Культуры России Санкт-Петербургская Государственная Академия Кул...

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИИ Санкт-Петербургская Государственная Академия Культуры Факультет История мировой культуры ТЕМА КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО ЛИТВЫ XIII - XVIII ВЕКОВ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Исполнитель Котов Антон Николаевич студент 505 группы заочного отделения Руководитель канд. искусствовед. наук, профессор, член Союза Художников России Николай Николаевич Громов Рецензент канд. искусствовед. наук, доцент, член Союза Художников России Валерий Николаевич Пилипенко Санкт-Петербург1999 ГЛАВА 1.ПАНОРАМА ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙГЛАВА 2. АРХИТЕКТУРА ЛИТВЫ XIII - XVI ВЕКОВ 1. ГОТИКА 2. РЕНЕССАНСГЛАВА 3. АРХИТЕКТУРА ЛИТВЫ XVII - XVIII ВЕКОВ 1. БАРОККО 2. КЛАССИЦИЗМ ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ стр. 49 ВВЕДЕНИЕ Вечереют башни в небе Вильнюса. Белый голубь - ангел города - обнимает Святой Анны плечи красные - Так поэтично говорит о зодчестве старого города литовский поэт Юстинас Марцинкявичюс в своем стихотворении Вильнюсский вечер . Литовская архитектура XIII - XVIII веков, к сожалению, мало изучена. Есть большое число краеведческой литературы, которая дает туристам полезную информацию это работы А. Виноградова, Ю. Мацейки, А. Папшиса . Существует ряд исследований по истории отдельных архитектурных памятников Вильнюсский кафедральный собор Н. Киткаускаса, Вильнюсский замок Э. Будрейки, Барочный шедевр С. Самалавичюса, Вильнюсский костел святой Анны В. Дремы, Пажайслис И. Баршаускаса . Издано несколько специальных монографий Памятники искусства Литвы И. Минкявичюса, Значение литовской архитектуры и задачи ее исследования Б. Михайлова, Искусство Литвы С. Червонной и К. Богданаса , но, увы, для русского читателя, любителя культуры и старины, книги, повествующей о истории литовского зодчества, по нашему мнению, еще нет. Между тем это одна из интереснейших страниц европейской и общечеловеческой культуры.

Автор дипломного исследования ставит перед собой скромную цель показать пути формирования национального строительного искусства литовцев и взаимообусловленность его общими европейскими процессами и сменами стилей от готики до классицизма. 1. Панорама исторических событий В течение столетия после Батыева нашествия на месте нескольких десятков земель и княжеств Древней Руси выросли два мощных государства, две новые Руси Русь Московская и Русь Литовская.

Три четверти древнерусских городов - Киев, Полоцк, Смоленск, Чернигов и многие другие - попали в состав Литовской Руси. Что такое Литва? Откуда произошло это название? Литовские ученые убеждены, что слово Литва пришло в русский, польский и другие славянские языки непосредственно из литовского языка.

Они считают, что слово это происходит от названия небольшой речки Летаука, а первоначальная Литва - это небольшой район между реками Нярис, Мяркис и Нямунас.

Как же образовалось Великое княжество Литовское? Литва впервые упоминается в немецких источниках в 1009 году в анналах Кведлинбурга записано, что сын саксонского графа, епископ и монах Бруно из Кверфурта, погиб от руки язычника в пределах Руси и Литвы. В середине XIII века литовский князь Миндаугас 1236-1263, здесь и далее указываются годы правления подчинил себе земли литовских и славянских племен и создал мощное государственное образование.

Собственно литовские земли во времена наибольшего могущества Великого княжества Литовского занимали сравнительно небольшую часть около 8 территории государства.

Формирование государства проходило очень динамично, при этом именно славянские земли становились опорой литовского великого князя в его борьбе с непокорными племенными княжениями литовцев.

Способы присоединения новых земель были различными. В советское время историки писали, что западнорусские земли попали под власть Литвы насильственным путем.

Однако нельзя сводить все к примитивному завоеванию. Многие русские земли добровольно вошли в состав Великого княжества Литовского между князьями заключался ряд, своего рода соглашение. Наряду с этим некоторые территории например, Смоленск на протяжении многих лет приходилось покорять силой оружия. При этом власть на местах практически не менялась новых порядков старались никому не навязывать. Славянские земли Великого княжества обладали более высоким уровнем развития общества, и прежде всего культуры, чем земли самих литовцев, что благотворно влияло на верхушку литовского общества.

В первой половине XIV века при великих князьях Витянисе 1295-1316 и Гедиминасе 1316-1341 Туров. Гедиминас, основатель знаменитой княжеской династии, пытался установить дружественные отношения с Польшей и сопредельными землями Руси одну из своих дочерей, Алдону, он выдал замуж за сына польского короля Владислава Первого, а другую, Марию за тверского князя Дмитрия Михайловича.

В 1323 году в источниках впервые упоминается город Вильнюс, на долгие столетия ставший столицей Великого княжества Литовского. При сыновьях Гедиминаса, Альгирдасе 1345-1377 и его могущественном брате Кястутисе, Великое княжество еще более расширилось. Во владениях потомков Гедиминаса оказались Торопец и Ржев, Чернигов и Брянск, Новгород-Северский и Владимир-Волынский. В 1362 году Альгирдас совершил поход на Киев и захватил его, изгнав оттуда ордынских наместников. Вскоре после этого великий князь разбил монголов в битве на Синих Водах теперь речка Синюха, приток Южного Буга. В результате с 1364 года в состав Великого княжества вслед за Киевщиной вошла и Подольская земля.

Альгирдас серьезно угрожал Москве, совершив один за другим три похода против великого князя Дмитрия Ивановича 1368, 1370, 1372 годы. Его союзниками были родственники, тверские князья с 1349 года Альгирдас был женат вторым браком на тверской княжне Ульяне Александровне. Дважды во время этих походов литовское войско осаждало Москву.

После смерти Альгирдаса развернулась ожесточенная борьба за престол между его сыном и братом - Йогайлой и Кястутисом. В 1381 году Кястутис изгнал Йогайлу из Вильнюса и стал великим князем. Однако год спустя по приказу Йогайлы новоявленного правителя схватили и умертвили в подземельях литовского замка Крево. Осенью того же года умер венгерский король Людовик Великий, одновременно занимавший и польский престол. В 1383 году польской королевой признали его младшую дочь, 12-летнюю Ядвигу. 18 февраля 1386 года юная королева была выдана замуж за Йогайлу.

Браку предшествовало заключение польско-литовского союза, направленного в первую очередь против Тевтонского ордена. 14 августа 1385 года в уже известном нам Кревском замке была заключена личная уния Польши и Великого княжества Литовского которая вошла в историю под названием Кревской унии. Среди прочего она прямо предусматривала включение Великого княжества в состав Польского королевства.

Но это условие тогда так и осталось на бумаге. Могущественная литовская знать во главе с сыном Кястутиса Витаутасом 1392-1430 решительно воспротивилась потере самостоятельности. Дошло до того, что Кревская уния была временно расторгнута и возобновлена только в 1401 году на условиях равноправия сторон. По новой, Городельской унии 1413 года Литва обязывалась не вступать в союз с врагами Польши, но одновременно подтверждалось равенство и суверенность сторон. При отважном и воинственном Витаутасе Великое княжество Литовское переживает вершину могущества.

Войны велись практически со всеми соседями. Продолжив активное военно-политическое давление на Москву, Витаутас в 1404 году захватил Смоленск, который в течение последующих 110 лет входил в состав Великого княжества. В 1406-1408 годах Витаутас трижды вторгался в пределы Московского княжества. В августе 1399 года войско Витаутаса потерпело жесточайшее поражение от монголов на реке Ворксле при этом погибло несколько десятков князей Гедиминовичей.

Но великий князь довольно быстро смог оправиться от неудачи и вскоре прорвался к Черному морю, захватив земли в нижнем течении Днестра и Днепра. Именно тогда образовалось огромное государство от моря до моря. И все же главное событие в жизни Витаутаса и его двоюродного брата Йогайлы в 1386 году ставшего польским королем под именем Владислава Второго - знаменитое сражение при Грюнвальде 15 июля 1410 года. В этой битве войска Йогайлы и Витаутаса наголову разгромили армию Тевтонского ордена - давнего противника Польши, Литвы и Руси. Однако Йогайла и Витаутас не сумели в полной мере воспользоваться результатами Грюнвальдского сражения.

Остатки орденских сил во главе с новым Великим магистром Генрихом фон Плауеном сумели удержаться в укрепленном Мариенбурге. Осада этой крепости велась вяло и неудачно. Кончилось тем, что двоюродные братья не поладили друг с другом, и в сентябре 1410 года Витаутас покинул лагерь. Полякам пришлось снять осаду. Уход Витаутаса объясняется тем, что он не хотел полного разгрома крестоносцев, ведь плоды победы достались бы прежде всего полякам и самостоятельность Великого княжества оказалась бы под угрозой.

Она была настолько реальна, что преемник Витаутаса великий князь Швитригайла 1430-1432 вступил в союз с Великим магистром, а в войне Польши с Орденом 1454-1466 Великое княжество сохраняло нейтралитет, несмотря на то что во главе обоих государств в то время стоял один и тот же человек - сын Йогайлы, великий князь Казимир великий князь литовский в 1440-1492 годах, польский король с 1447 года. При Витаутасе границы Великого княжества Литовского и Московского княжества проходили в районе Можайска и верховьев реки Оки. И если уже с середины XV века существовала весьма определенная граница Великого княжества с обоими орденами - Тевтонским и Ливонским, то его восточные рубежи были нечеткими, почти прозрачными.

В XV веке Великое княжество Литовское было федеративным государством с преобладанием славянских земель.

С середины столетия в нем складывается единое правящее сословие. Шляхта дворянство составляла значительный слой населения - до 8-10 , гораздо больше, чем в соседнем Московском государстве. Литовская шляхта обладала в государстве всей полнотой политических прав. Органы шляхетского управления - сеймы и сеймики - решали важнейшие вопросы как на общегосударственном, так и на местном уровне. Любой рядовой шляхтич без всяких для себя последствий мог отсиживаться дома во время войны.

Политику творили крупнейшие землевладельцы - магнаты, под контролем которых с середины XV века фактически находилась власть великого князя. В конце этого столетия формируется коллегиальный орган - Рада панов без согласия которого великий князь не мог отправлять послов не мог он и отменять решения Рады панов. Богатству литовских магнатов среди них выделяются такие блестящие фамилии, как Сапеги и Радзивиллы, Тышкевичи и Ходкевичи, Острожские и Гаштольды завидовали самые богатые люди Польского королевства, ибо их владения не шли ни в какое сравнение с владениями, например, князей Острожских, в лучшие времена имевших 1300 сел, сотню городов и замков. Многие литовские паны имели обычай воевать между собой, а иногда позволяли себе самовольные набеги на сопредельные государства например, Молдавию и Валахию. Всевластие магнатов и шляхты получило четкое юридическое оформление.

В 1529, 1566 и 1588 годах были приняты своды законов, именовавшиеся Литовскими статутами.

Они представляют собой замечательные юридические памятники, в которых слились воедино традиционное литовское и древнерусское право. Характерно, что все три статута были славяноязычными язык, на котором они были составлены, был близок к тогдашним белорусским говорам и до 1697 года служил официальным языком канцелярии Великого княжества. В золотые времена Великого княжества Литовского до конца XVI века преобладала веротерпимость, почти всегда мирно уживались католики и православные. Когда в 1387 году языческая Литва принимала христианство по католическому обряду, Йогайла и Витаутас решительно воспротивились повторному крещению своих православных подданных.

До XVI века в религиозной жизни Великого княжества Литовского преобладало православие. Однако религиозная Реформация, нашедшая немало сторонников в Великом княжестве, решительно изменила обстановку. Протестантизм, идеи Лютера и Кальвина сильнее всего затронули верхушку православной части общества. Смена вер стала своеобразной модой среди магнатов и шляхтичей.

Доходило до курьезов. Известнейший политический деятель, канцлер Великого княжества Лев Сапега родился православным, впоследствии воспринял идеи Реформации, а умер правоверным католиком. Он был одним из организаторов Брестской церковной унии 1596 года, объединившей на территории Великого княжества Литовского православную и католическую церкви при главенстве папского престола. С этого времени уже не приходится говорить ни о каком религиозном равноправии - православная церковь попала в стесненное положение.

Религиозной унии предшествовало более прочное политическое объединение Польши и Великого княжества. 1 июля 1569 года была подписана Люблинская уния, объединившая Польское королевство и Великое княжество Литовское в единое Государство обоих народов - Речь Посполитую польское Rzech Pospolita воспроизводит латинское выражение res publica - в русском произношении республика. Одной из главных причин объединения стала неспособность Великого княжества собственными силами отражать наступление с востока. В первой половине XVI века войны между Великим княжеством Литовским и Московским государством следовали одна за другой 1492-1494, 1500-1503, 1512-1522, 1534-1537 годы. Оформление территорий обоих восточнославянских государств произошло ценой потери Великим княжеством Брянска, Чернигова, Новгород-Северского, Смоленска и других городов и земель.

Военная инициатива часто переходила из рук в руки. Так, в 1514 году после успешного завершения борьбы за Смоленск московское войско весьма скоро потерпело жестокое поражение под Оршей. Однако не стоит забывать, что для достижения этой победы надо было призвать на подмогу польские полки.

В дальнейшем такая помощь для Великого княжества Литовского становилась все более необходимой. Непосредственным поводом для создания Речи Посполитой стало взятие Иваном Грозным Полоцка 15 февраля 1563 года. Потеря крупнейшего торгового и культурного центра заставила магнатов поступиться вековыми свободами.

На польский сейм отправилась делегация во главе с литовским канцлером и вильнюсским воеводой Радзивиллом Черным. Но как только пришла весть о поражении московских войск на реке Уле январь 1564 года канцлер сразу прервал переговоры. И все же упорство литовских магнатов было наконец сломлено. В 1568 году на польский сейм отправилась новая делегация. Сменивший умершего канцлера Николай Радзивилл Рыжий тщетно пытался предотвратить неизбежное. В результате Люблинской унии образовывалось федеративное государство площадью около 950 тысяч квадратных километров с населением около 8 миллионов человек в том числе в Великом княжестве Литовском соответственно 300 тысяч квадратных километров и 2 миллиона человек. К Польше перешли Подляшье и три богатых украинских воеводства - Волынское, Брацлавское с восточным Подольем и Киевское.

По условиям Люблинской унии Великое княжество сохранило все важнейшие признаки государственности печать, казну, собственную монету, отдельное войско.

Однако с конца XVI века эта некогда грозная держава начинает приходить в упадок. Земли Великого княжества, особенно белорусские, становятся ареной жесточайшего противоборства между Москвой и Варшавой. Войны, эпидемии, неурожаи нанесли страшный удар экономике Великого княжества Литовского, от которого страна так и не смогла оправиться. Упадок Великой Литвы неотделим от общего процесса разложения Речи Посполитой - после Северной войны 1700-1721 княжество и Корона Польская неотвратимо двигались навстречу своему концу.

Польская конституция 3 мая 1791 года ликвидировала федеративное устройство и уничтожила самостоятельность Великого княжества. Через четыре года прекратило свое существование и само польско-литовское государство Теперь прежние земли Великого княжества Литовского стали территорией новых независимых государств - Литвы, Белоруссии, Украины, России. Государственным гербом Литвы стала разновидность знаменитой Погони - старинного герба Великого княжества.

Мощный тяжеловооруженный всадник стремительно скачет, сметая все на своем пути. 2.

АРХИТЕКТУРА ЛИТВЫ XIII - XVI ВЕКОВ

24, 82 В XIII - XIV веках у подножия Верхнего замка из укрепленного по... Ренессанс В начале XVI века на смену готике приходит Ренессанс. Большо... Крыши дворцов украшаются аттиками, плоскости которых оживляются пиляст... Ряды окон были сгруппированы очень свободно. Стены внутри декорированы сильно выступающими пилястрами, трехступенча...

АРХИТЕКТУРА ЛИТВЫ XVII - XVIII ВЕКОВ

Центральное место в костеле занимает двухъярусный алтарь святой Терезы... Храм является частью ансамбля, состоящего из дворца епископа И. Одним из наиболее оригинальных костелов этого типа является бернардинс... Во фресках Пажайслиса позы и движения фигур динамичны, в них разнообра... Территорию, на которой расположен дворец, окружал большой парк с широк...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В сложных политических условиях художественная культура литовского народа развивалась, впитывая влияния, которые шли как с востока, из русских княжеств и поднимающегося Русского государства, с юга, от культурной сокровищницы белорусского и украинского народов, а через Галицко-Волынскую Русь - с Балкан, так и с запада, из Польши, из таких культурных центров, как ганзейские города Гданьск, Кенигсберг, Рига, а в XVI веке из Италии, и приводили к распространению в Литве интернациональных европейских стилей в их самобытной местной интерпретации.

На землях Великого княжества Литовского и непосредственно на территории Литвы работали как приезжие, так и местные мастера. Приезжие мастера и их последователи привносили с собой в искусство Литвы традиции художественной культуры из других стран, в частности из Руси, с Балканского полуострова и из средневековых государств Западной Европы.

Средневековое искусство Литвы никак не укладывается в формы только западной прежде всего готики или только восточной ориентации. Различные импульсы переплавлялись здесь в явления самобытные, отмеченные печатью местного своеобразия . 15, 84 В середине XVI века в Литве начали распространяться гуманистические и реформаторские идеи, нашедшие свое художественное выражение в стиле Ренессанс. Распространение этих идей было вызвано политической борьбой между горожанами и феодалами, между церковными феодалами, светским магнатами и шляхтой.

Взоры литовских деятелей культуры отвернулись тогда от католической церкви и обратились к античному миру, в котором искали начало истории литовского народа и литовского языка. Соперничавшие с королем в роскоши и богатстве местные магнаты привлекают художников ренессансной ориентации и становятся меценатами нового искусства. В связи с этим искусство Ренессанса в Литве приобретает особенный, аристократический характер.

Оппозиция литовской феодальной аристократии по отношению к католической церкви стала важным стимулом для развития новой ренессансной культуры в Литве. Ренессанс выступает рядом с готикой, почти одновременно сооружаются ренессансные дворцы и готические костелы. Более того, в ряде памятников Литвы XVI века готические традиции сочетаются с художественными принципами Ренессанса. Во второй половине XVI и в первой половине XVII века, когда Ренессанс еще держится в искусстве и определяет стилевое решение многих памятников, в общественной жизни Литвы идут уже новые процессы, предопределившие разрушение тех эстетических идеалов, которые выдвинул Ренессанс.

Против гуманизма и реформации, нашедших последователей в среде горожан и некоторых магнатов, выступили католическая церковь и великокняжеская власть. Для борьбы с реформацией в Литву были приглашены иезуиты, которые выступали против ренессансного искусства, как рационалистического и языческого.

Противники реформации опирались на художников барокко, стремившихся от статики Ренессанса перейти к динамике, от прямых линий к кривым, от ровных плоскостей к изогнутым, от скромности - к богатству, нарядности и живописности . 71, 15 Как характерную особенность надо отметить длительность развития стиля барокко в Литве, прочность традиций этого искусства. Эстетическая и идеологическая программа барокко оказалась сопричастной господствующему мировоззрению литовского общества этой эпохи. И смятение умов людей, потерявших веру в цельные, гармоничные идеалы Ренессанса и глухие раскаты социальных потрясений, и нарастание общественных противоречий и обогащение человеческого сознания более широкими и сложными представлениями о мире, о вселенной, о личности и обществе - все это нашло отражение в искусстве барокко с его экзальтацией и пафосом, трепетом обостренных чувств и поисками жизненной правды.

При этом литовское барокко отличается от других региональных вариантов стиля большей умеренностью, или точнее, меньшей последовательностью в раскрытии своей программы.

Оно чуждо крайних проявлений экспрессии и патетики, резкого отрицания художественных традиций прошлого. Вплоть до XVIII века здесь можно проследить отзвуки готики и Ренессанса. Западные образцы переносились на литовскую почву не механически, но с учетом сложившихся местных вкусов. При последнем короле Речи Посполитой Станиславе Августе 1764-1795 художественная жизнь в стране активизируется, при этом явно меняется ориентация королевского двора, традиции барокко считаются уже анахронизмом.

Получают поддержку художники, стремившиеся влить в искусство свежую струю просветительской идеологии и прежде всего освоить программу классицизма. В среде художников распространилось мнение, что красоту сооружения, прежде всего составляют пропорции его необходимых частей, а не декорации. Классицизм вживался в строительную практику Литвы исподволь, без отторжения традиций.

В отличие от барокко, которое обращалось к чувствам, классицизм взывал к разуму, справедливости и гармонии, рациональной оправданности красоты. Классицизм был знаменем просветительской идеологии. На нем воспитывались будущие поколения литовских зодчих, художников и других деятелей искусства и культуры Литвы последующих поколений. Материал диплома может послужить основанием для статьи или курса лекций. Библиография 1. Адомонис Т. Искусство Литвы XIII - XVII веков История искусства народов СССР М 1974 2. Батура Р Пашуто В. Культура Великого княжества Литовского.

М 1977 3. Будрейка Э. Вильнюсский замок. В 19804. Будрейка Э. Выдающийся литовский зодчий Лауринас Стуока- Гуцявичюс. М 1953 5. Виноградов А. Путеводитель по Вильне и его окрестностям. В 1904 6. Глямжа И. Памятники архитектуры Литвы. Л 1978 7. Гусарова А. Мстислав Добужинский. М 1982 8. Киткаускас Н. Вильнюсский кафедральный собор. В 1977 9. Крачковский Ю. Православные святыни города Вильна. В 1893 10. Крачковский Ю. Старая Вильна до конца XVII столетия.

В 1893 11. Лаппо И. Великое княжество Литовское в XVI столетии. Юрьев, 1911 12. Мацейка Ю Гудинас П. Вильнюс. Путеводитель по городу. В 1962 13. Мачюлите-Касперавичене А Сакалаускас М Стравинскас А. Здания Вильнюсского университета. В 1979 14. Минкявичюс И. Памятники искусства Литвы. М 1986 15. Михайлов Б. Значение литовской архитектуры и задачи ее исследования. В 1964 16. Папшис А. Вильнюс. В 1977 17. Пашуто В. Образование Литовского государства.

М 1959 18. Червонная С Богданас К. Искусство Литвы. М 1972 19. Чугунов Г. Мстислав Валерианович Добужинский. Л 1984 20. Чярбуленас К Галауне П. Искусство Литвы конца XVII - XVIII века История искусства народов СССР. М 1976 21. Янкявичене А. Некоторые сооружения Вильнюса XVI века. М 1964 22. Adomonis T. Barokas ar manierizmas. V 196923. Baliulis A Mikulionis S Miskinis A. Traku miestas ir pilys. V 1991 24. Batura R. Vilniaus Aukstutine pilys. V 1964 25. Budreika E. Martynas Knakfusas.

V 1965 26. Cerbulenas K. Baroko architektura. V 1978 27. Cerbulenas K. Profesoriaus Mykolo Sulco darbai. V 1978 28. Cerbulenas K. Renesanso architektura Lietuvoje. V 1976 29. Cerbulenas K Zubovas V. Lietuvos velyvojo baroko architekturos bruozai. V 1966 30. Drema V. Vilniaus sv. Onos baznycia Vilniaus katedros rekonstrukcija 1782-1801 metais. V 1991 31. Dundulis B. Lietuviu kova del Zemaitijos ir Uznemunes. V 1960 32. Grineviciute-Jankeviciene A.Trys gotiskos halines baznycios Lietuvoje.

K 1970 33. Grinius J. Vilniaus meno paminklai. K 1940 34. Jankeviciene A. Vilniaus senamescio ansamblis. V 1969 35. Jankeviciene A. Lietuvos gotikos bendrieji stiliaus bruozai ir savitumai. V 1979 36. Jucas M. Nuo Krevos sutarties iki Liublino unijos. K 1970 37. Juciene I Levandauskas V. Vilniaus miesto gynybine siena. V 1979 38. Jurginis J. Ausros vartai. V 1960 39. Jurginis J. Lietuvos meno istorijos bruozai. V 1960 40. Jurginis J. Renesansas ir humanizmas Lietuvoje. V 1965 41. Jurginis J. Universiteto rumai - Vilniaus architekturos paminklas.

V 1958 42. Jurginis J Merkys V Tautavicius A. Vilniaus miesto istorija. V 1968 43. Juskevicius A Maceika J. Vilnius ir jo apylinkes. V 1940 44. Kairiukstyte-Jacyniene H Barsauskas J. Pazaislis. V 1960 45. Klimas P. Chillibert de Lanoy. Dvi jo keliones Lietuvon Vytauto Didzojo laikais 1413 - 1414 ir 1421 metais K 1933 46. Krukaite R. Monumentaliosios dekorativines dailes ir architekturos sinteze. V 1968 47. Lietuviu karas su kryziuocais.

V 1964 48. Lietuvos architekturos istorija. V 1988 49. Lietuvos istorija. V 1989 50. Lietuvos pilys. V 197151. Maceika J. Senoji Vilniaus rotuse. V 1970 52. Merkys V. Vilniaus gynybiniai itvirtinimai 1503-1805 m. V 1959 53. Miskinis A. Del rusu ir vakaru Europos architekturos poveikio feodalines Lietuvos miestams. V 1977 54. Mstislavas Dobuzinskis. Vilniaus vaizdai. V 197555. Pilypaitis A Raulinaitis A. Slusku rumai Vilniuje. V 1967 56. Pinkus S. Vilniaus gotika. V 1959 57. Pozelaite M. Pirmieji Vilniaus baroko paminklai.

V 1970 58. Pozelaite M. Vilniaus baroko rumai. V 1970 59. Pozelaite M Cerbulenas K. Baroko architektura Lietuvoje 1600-1790 m. V 1970 60. Purlys E. Velyvojo Renesanso paminklas Vilniaus senamiestyje. V 1974 61. Samalavicius S. Baroko sedevras. V 1976 62. Samalavicius S. Naujeji dokumentai apie XVII a. Lietuvoje dirbusius architektus ir skulptorius. V 1963 63. Samalavicius S. Vilniaus sv. Petro ir Povilo baznycios statyba ir decoravimas. V 1972 64. Skardziuviene R Laucius G. Vilniaus Bernardinu baznycios architekturos raida.

V 1970 65. Spelskis A. Po baroko skliautais. V 1967 66. Tauras A. Lietuvos parkai. V 1966 67. Tautavicius A. Vilniaus pilies kokliai XVI - XVII a V 1969 68. Vilniaus architektura. V 1985 69. Vilniaus universiteto rumai. V 1979 70. Vilnius. V 1985 71. Vilnius. Architektura iki XX amziaus pradzios. V 1955 72. Vorobjovas M. Vilniaus menas. K 1940 73. Zabitis-Nezabitauskas A. Vilniaus baznycios. V 1940 74. Zubovas V. Lietuvos XVII a. architektura ir vietiniu tradiciju raida. V 1966 Санкт-Петербургская Государственная Академия Культуры Факультет История мировой культуры РЕЦЕНЗИЯ на дипломную работу студента Котова Антона Николаевича группы 505-з факультета Истории мировой культуры Тема дипломной работы Каменное зодчество Литвы XIII - XVIII веков Оценка концептуальной ценности работы. Характеристика актуальности проблемы, соответствия цели, задач, объекта, предмета и базы исследования дипломной работы Работа представляет историко-искусствоведческий очерк эволюции каменной архитектуры Литвы за пять веков.

Актуальность работы заключается в том, что может быть впервые за последние десять лет отечественное искусствоведение обращается к культуре Литвы. Автор критически оценивает точки зрения русских и литовских ученых. В работе обозначены основные стилистические периоды в истории архитектуры Литвы. Они иллюстрируются анализом наиболее характерных памятников.

Предметом исследования является не только эволюция архитектуры, но и влияние на архитектурные стили внешних воздействий, которые в Литве были особенно интенсивны.

Оценка представленной библиографии и ее использование в работе Библиография, включающая 74 источника 21 - на русском языке, 53 - на литовском, интересна сама по себе. Автор использует их только на половину. В тексте 26 ссылок на 24 источника. Доказательность и убедительность выводов, их соответствие содержанию работы к проделанным процедурам Автор последовательно и убедительно выявляет логику развития литовской архитектуры во взаимосвязи с историческим контекстом каждой эпохи. Практическая ценность исследования, возможность внедрения выводов и рекомендаций в практику Материал исследования может быть использован в лекциях по истории мировой и русской культуры, а также в публикациях.

Специфическое отличие данной работы, особые замечания и мнения рецензента Ценно сопоставление точек зрения русских и литовских исследователей. Недостает списка литовских и работавших в Литве архитекторов, что существенно украсило бы работу. Заключение рецензента или рекомендации Работа заслуживает положительной оценки.

Дата рецензирования 19 февраля 1999 г. Подпись рецензента фамилия, имя, отчество рецензента, ученая степень и звание, должность Пилипенко Валерий Николаевич, доцент, кандидат искусствоведения место работы СПб Гос. Академия театрального искусства ОТЗЫВ на дипломную работу Каменное зодчество Литвы XIII-XVIII веков, исполненную студентом факультета Истории мировой культуры А. Котовым.

Тема дипломного исследования избрана А. Котовым самостоятельно по причине духовной и кровной близости к культуре Литвы. Студент знает изучаемый предмет и, что очень важно, не испытывает языкового барьера. Вот почему основные источники его дипломной работы - это книги и альбомы на литовском языке. В процессе написания своего сочинения А. Котов собрал значительный исторический и искусствоведческий материал, который в русском изложении еще не был представлен так целенаправленно и объемно.

Автор исследования проявил похвальную усидчивость, умение структурно и грамотно развить свою концепцию, а она заключается в том, чтобы показать на ярких примерах не периферийную ущербность строительства в литовских землях XIII-XVIII веков, а, напротив высокое художественное своеобразие зодчества Литвы в период от готики до классицизма. А. Котов приводит примеры воздействия европейских стилевых направлений и технологий, русских и южно-славянских особенностей зодчества на местную строительную практику и архитектурные воззрения.

В тексте содержатся описания и анализ отдельных памятников, а также, достойные профессионального уровня, обобщения и гипотезы. На первых стадиях работы над дипломом студенту было предложено расширить спектр исследования и показать, как отразились те или иные памятники архитектуры Вильнюса, Каунаса, других городов в литовской поэзии, литературе, музыке. Но ограниченность времени не позволила выполнить эти первые намерения.

Думается, что дипломант продолжит начатое исследование в таком культурологическом аспекте. В нынешнем состоянии дипломная работа А. Котова отвечает требованиям жанра и характеризует выпускника факультета как добросовестного профессионала в области истории культуры и искусства. Руководитель дипломной работы Н. Н. Громов, кандидат искусствоведения, профессор, член Союза Художников России.

– Конец работы –

Используемые теги: Каменное, зодчество, Литвы, XIII, XVIII, веков0.093

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Каменное зодчество Литвы XIII – XVIII веков

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

История России конец XVIII века - начало XIX века
Русская армия под командованием С.Д. Салтыкова 28 сентября 1760 г. заняла Берлин.Пруссия стояла перед катастрофой, и Фридрих II готов был на любых… Это решение чрезвычайно осложнило всю международную обстановку, усилило… После вступления на престол Екатерины II была сделана попытка изменить направление внешней политики. Во главе Коллегии…

«Гуманистические идеи в Российской педагогике XVIII - XX веков»
И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые… Поскольку, чтобы понять основные направления гуманистического образования необходимо рассмотреть образ жизни и мыслей…

История Российской империи с XVIII по XX век
Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; здесь были и мусульмане, и иудеи.Но необходимо было принять христианство по… Христианство могло отпустить грехи и очистить душу. В летописях говорится о… В 987 г. Русь и Византия начали переговоры о крещении. Владимир требовал себе в жены сестру императора Василия II –…

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы конца XVIII начала XIX века
Оба стиля характе¬ризуют время правления Наполеона Бонапарта. С 60-х годов XVIII в. французские мастера обратились к классицизму. В его формировании большую роль сыграли раскопки 1719 г. в Гер¬кулануме и 1748 г. в Помпеях.Классицизм (от лат.…

литература XVIII века
Утопическое сознание. Государственные, садово-парковые утопии. Система культурных мифом формируется. Идеальная личность. Договор между монархов и… Воля, чувство общественного долга, патриотизм возвышались… Естественно, что каждый жанр имел свой "набор" стилистических средств. Такое разделение на жанры имело большое…

Быт женщины-дворянки во второй половине XIX века и начале XX века
В широком смысле быт – уклад повседневной жизни. Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение… При этом в условиях антагонистического общества у различных классов и… В ходе исторического развития общества изменяется характер как самих элементов быта, так и его структуры.В основе этих…

Георгий Конисский – философ XVIII века.
В этот период зарождается кризис средневекового феодального мировоззрения, опиравшегося на религию и теологию как на сво идуйное основание.И уже в… Однако, в духовной жизни общества православная церковь продолжает сохранять… Теология и наука, вера и разум извечные противники, в XVII-XVIII веках они сталкиваются особенно часто. Церковь, ещ…

Русская архитектура XVIII века
На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и сооружений.Именно в деревянной архитектуре… Частые пожары ускорили замену дерева камнем в ответственных городских… Архитектура явление производное от конкретной функциональной необходимости, зависящее как от строительно-технических…

Литература Западной Европы XVIII века
Тем мучительней и грандиознее должна была происходить ломка этих стародавних, укоренившихся в экономике, в законодательстве, в обычаях, быту, в… В XVIII в. французская литература, обогащенная философскими и политическими… Она создавалась в атмосфере революционных боев. Она запечатлела и увековечила гигантскую схватку двух сил: с одной…

Литература Германии XVIII века
Франция за 1750–1772 гг. выплатила 82 миллиона ливров Австрии, 9 миллионов Саксонии, 9 миллионов Баварии, 11 миллионов Пфальцу и т.д. Англия… Эта война сократила население Ганновера на 96 тысяч человек. Хозяйственная… Тем не менее и в Германии в XVIII столетии, особенно во второй половине века, наметились тенденции к росту…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Литература Польши XVIII века Мрачные перспективы дальнейшей судьбы Польши понимали в XVIII столетии наиболее дальновидные умы даже среди польских аристократов. Станислав… Плебеи суть наши хлебодатели; они добывают для нас сокровища из земли; от их… Для примера приведем описание судебного разбирательства одной тяжбы о наследстве: «Дело длилось три недели, наконец,…
  • Органы власти и управления Российской империи в 20-70-е годы XVIII века
  • Русская архитектура XVIII века На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и сооружений.Именно в деревянной архитектуре… Частые пожары ускорили замену дерева камнем в ответственных городских… Архитектура явление производное от конкретной функциональной необходимости, зависящее как от строительно-технических…
  • «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Главный представитель «века нынешнего» в комедии — Александр Андреевич Чацкий — молодой человек, хорошо образованный, понявший, что хотя «дым… Сам Фамусов («Английского клуба почтенный член до гроба») заявляет, что… Каждого мужчину, посещающего его дом, он рассматривает как потенциального жениха для Софьи, но к «кандидату в женихи»…
  • Русская журналистика второй половины XVIII века Признаться, и сейчас газеты и журналы не перестают быть востребованными обществом, хотя их роль и уходит на второй план. Что уж говорить о XVIII… Хотелось бы поподробнее рассмотреть историю возникновения журналов в России.В… Именно это и послужило толчком к созданию "Ведомостей". Немного позже газета возникает уже в печатном варианте.…