Культура Казахстана 19 века

Введение 1. Шокан Валиханов. 2. Искусство и музыкальная культура. 3. Народный композитор Курмангазы Сагырбай-улы. 4. Абай Кунанбай-улы ЧОКАН ВАЛИХАНОВ Родился Чокан Валиханов в 1835 году в крепости Кусмурун Кушмурун. Имя, данное ему при рождении, было Мухаммед-Канапия, а Шокан Чокан так ласково называла его мать. Детские годы его прошли в Кушмуруне, а затем в ауле его предков Сырымбете.Это были красивые места, широко известные в степи.

Духовные качества будущего учного складывались с малых лет. Он был любознательным, рано научился писать и рисовать. Уже в начальной частной аульной школе в Кушмуруне Шокан овладел основами арабского, персидского, средневекового тюркского языков. С юных лет он научился чтко формулировать свои мысли, хорошо и образно говорить и писать. На его воспитание оказала влияние бабушка Айганым, которую он почитал и любил, как своих родителей. Позже, будучи офицером по особым поручениям, получив известие о е смерти, он прибыл в Сырымбет и проводил свою бабушку в последний путь. Шокана с детства привлекала наука.

Этому дали толчок и представители русской интеллигенции. Неоднократно в ауле Шокана были академик А. Шренк, декабристы С. Семнов, А. Штейнгель, Н. Басаргин, студенты Казанского университета С. Сотников, Н. Костылецкий, Т. Сейфулин. Осенью 1847 года 12-летний Шокан в сопровождении отца прибыл в Омск и с помощью друзей отца был определн в Сибирский кадетский корпус, считавшийся лучшим учебным заведением в Сибири.

Здесь давали широкие и глубокие знания. Большое внимание уделялось географии Казахстана, а также истории казахского народа. Шокан учился отлично. Большое влияние на него оказали его преподаватели Н. Ф. Костылецкий и В. П. Лободовский. Уже в кадетском корпусе Шокан имел связи с крупным востоковедом Н. И. Березиным, труды которого побудили его заняться изучением восточных средневековых хроник. Свободолюбивые идеи Белинского и Герцена, поэзия Пушкина и Лермонтова дополнили духовный багаж Шокана.

Шокан на память знал многие стихи своих любимых поэтов, с удовольствием читал произведения зададно-европейских писателей, много времени отводил на изучение трудов востоковедов. Находившийся в ссылке поэт С. Ф. Дуров, путешественник и учный П. П. Семнов-Тян-Шанский, учный, друг Шокана Г. Н. Потанин отмечали его образованность, широкую эрудицию. В 1853 году восемнадцатилетний Шокан заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета.

Обладая основательными научными знаниями и эрудицией, владея рядом восточных и европейских языков, Шокан занимается научными исследованиями. Приняв участие в 1855 году в поездке генерала Г. Х. Гасфорта, он совершил большое путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю, Семиречью, проехав через Семипалатинск, Аягуз, Капал в Заилийском Алатау. Во время поездки Шокан собрал важные для науки сведения, исторические предания, литературные памятники. Участвуя в иссык-кульской экспедиции 1850 года, Шокан осуществляет съмку бассейна Иссык-Куля, исследует историю и культуру кыргызского народа, пишет Дневник поездки на Иссык-Куль и Записки о киргизах.

Во время экспедиции знакомится с П. П. Семновым-Тян- Шанским, который советовал Шокану совершить путешествие по всему Западному и Восточному Туркестану. Осенью 1856 года Шокан посещает Кульджу, ведт переговоры с китайскими властями о вопросах улучшения торговых связей между двумя странами. Путешествие на земли кыргызов принесло Шокану много открытий.

Будучи разносторонним исследователем, Шокан уделяет внимание и такому сочинению кыргызской народной литературы, как эпос Манас. Им записан большой отрывок этого огромного эпического цикла. В 1858-1859 годах Шокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар, представлявший собой белое пятно в европейской науке, ознакомился с политическим и экономическим устройством Восточного Туркестана, собрал материалы по истории и этнографии этого региона, приобрл ряд важных для науки коллекций, рукописей, сделал зарисовки. Его капитальный труд О состоянии Алтышара давал анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана и был высоко оценн в научном мире. В годы пребывания в Петербурге 1859-1861 Шокан Валиханов не только работает в нескольких военно-политических и научных учреждениях, но и находится в тесной связи с учными-востоковедами и русскими писателями.

Шокан поддерживал связи с востоковедами В. В. Григорьевым, В. П Васильевым, В. В. Вельяминовым-Зерновым, с учным и дипломатом И. И. Захаровым, критиком Н. Н. Страховым, поэтами А. Н. Майковым, Я. П. Полонским и другими яркими именами русской литературы.

Среди друзей Шокана был выдающийся писатель Ф. М. Достоевский. Дружба с писателем, начатая в Семипалатинске, была продолжена и в Петербурге. В 1865 году в газете Русский инвалид публикуется последний труд Шокана Валиханова о восстании дунган в Цинской империи. Научное наследие великого казахского учного многообразно.

Работы Аблай, Казахское родословие, Мусульманстве в степи, Следы шаманства у казахов, О кочвках казахов и другие послужили основой глубокого изучения истории и этнографии казахского народа. Своим творчеством Шокан Валиханов внс огромный вклад в исследование целого ряда народов Центральной Азии.

Искусство и музыкальная культура

Предметы казахского народного прикладного искусства становились извест... КУРМАНГАЗЫ САГЫРБАЙ-УЛЫ Курмангазы Сагырбай-улы 1818-1819 гениальный к... Уже в медресе были видны его поэтические дарования. С. Преждевременная смерть его талантливых сыновей Абдрахмана в 1985 году ...