рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образ Мадонны в немецкой и нидерландской живописи Возрождения

Работа сделанна в 2002 году

Образ Мадонны в немецкой и нидерландской живописи Возрождения - Реферат, раздел Культура, - 2002 год - Образ Мадонны в мировом искусстве Образ Мадонны В Немецкой И Нидерландской Живописи Возрождения. Лукас Кранах С...

Образ Мадонны в немецкой и нидерландской живописи Возрождения. Лукас Кранах Старший В небольшой коллекции немецкого искусства XVXVIII вв. Эрмитажа особую ценность представляют произведения мастера Возрождения Лукаса Кранаха Старшего.

Творчество этого художника представлено произведениями среднего и позднего периодов. Художнику присущи любовь к эффектным, увлекающим зрителя сценам в сочетании с прямолинейной, едва ли не схематичной трактовкой образов.

Он был художником декоративного склада. Его призвание- не сюжетные картины, а красочные росписи, которыми он украшал залы герцогских замков. Ренессанское мироощущение пронизывает картину Мадонна с младенцем под яблоней рис. 6. Церковная символика яблоня - дерево Евы, первородный грех которой искупает Мария корочка хлеба в руке младенца- обозначение тела Христа не снижает общего гедонического характера произведения, где молодая красавица, воплощающая земные чары и радость материнства, словно царит в природе.

В период, когда в протестантской Саксонии почти исчезли церковные заказы, а светское искусство развивалось, художник не отошел от религиозной тематики. Мадонна под яблоней лучшее в Эрмитаже произведение Кранаха. Его символика связана с христианским догматом о грехопадении и спасении рода человеческого младенец Христос держит в руках яблоко и хлеб как символ искупления первородного греха ценою своей плоти. Богоматерь выступает здесь как вторая Ева, искупившая грех прародительницы рода человеческого.

Это тип протестантской Мадонны, олицетворяющей истинную земную церковь. Великолепная панорама с гладью озера и синеющей у горизонта цепью гор напоминает о том, что Кранах один из создателей жанра пейзажа в западноевропейской живописи. Красочная гамма, построенная на сочетании красного и золотисто-желтого цветов с изумрудно-зеленым и холодно-голубым, свидетельствует о замечательном колористическом даровании художника. Антонис ван Дейк Обратим внимание на мастерство портретиста Антониса Ван Дейка в картине Мадонна с куропатками рис. 7 . Картина принадлежит к числу его лучших сюжетных композиций.

Традиционный в европейском искусстве сюжет- отдых святого семейства на пути в Египет Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет у Ван Дейка получает своеобразное воплощение. Сцене, где изображены Мадонна с младенцем, святой Иосиф и фигурки младенцев, развлекающих Христа, он придает несколько театральный характер.

Почти постановочно, по-балетному выглядит детский хоровод, яркие и нарядные детали вносят в картину декоративный элемент. Эти детали имели аллегорический смысл, связанный с культом девы Марии роза и лилия- цветы Марии яблоко- искупление греха Евы подсолнечник, который всегда тянется к солнцу- намек на возвышенные помыслы Богоматери куропатка- символ беспутства- улетает.

Вместе с тем Ван Дейк придает сцене интимность и теплоту. Чувственно-осязателен женский образ, дети, играющие в золотые ворота, грациозны и изящны мягкость и притушенность колорита картины хорошо передают атмосферу и освещение наступающего вечера. Робер Кампен Мадонна с младенцем у камина рис. 8 Робера Кампена принадлежит к числу шедевров Эрмитажа. В прошлом Мадонна с младенцем у камина и Троица составляли диптих двустворчатый складень, поэтому при экспонировании оба сюжета были заключены в единую раму. Традиционность исполнения особенно ощутима в Троице, где характер композиции, объемная лепка фигур и изображение пьедестала свидетельствуют о влиянии готической скульптуры.

На другой створке- Мадонна с младенцем. В этой композиции мастер отходит от готических традиций и создает новаторское для своего времени произведение. Мадонна с младенцем представлена в комнате обычного нидерландского дома, причем обстановка воспроизведена с необыкновенной тщательностью. У стены на столике стоит таз и кувшин для омовения, на полочке висит полотенце, детально написаны деревянные створки окна со шляпками медных гвоздей.

За окном можно разглядеть уголок пейзажа. Сидя с младенцем на руках возле зажженного камина, Мадонна протянула в сторону огня руку, по-видимому для того, чтобы согреть ее и не коснуться холодными пальцами тельца ребенка. А возможно, что мать просто защищает его от жара пламени. Но в любом случае этот жест явно подмечен в жизни и носит конкретный, бытовой характер. Однако многое в картине представляется условным- передача пространства пол круто наклонен так, что фигуры как бы скатываются к нижнему краю картины, с разных точек изображены кувшин, таз и умывальный столик.

Часть предметов воспринималась современниками художника и как символы так, например, таз, кувшин, белое полотенце- знаки чистоты и невинности девы Марии. Рогир ван дер Вейден РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН Rogier van der Weyden ок. 1400 1464, один из крупнейших мастеров нидерландской живописи 15 в родился в Турнэ. Его картина Снятие с креста 1438, Мадрид, Прадо считается одним из величайших произведений мирового искусства.

Этот алтарный образ был написан для капеллы гильдии стрелков в Лувене. Снятие с креста единственное произведение, о котором известно, что оно принадлежит Рогиру ван дер Вейдену. Вокруг этой работы современные искусствоведы сгруппировали несколько сходных по стилю портретов и картин на религиозные сюжеты, которые, по их мнению, тоже могли быть выполнены Рогиром ван дер Вейденом.

Благодаря такой реконструкции творческого наследия перед нами предстает художник величайшей утонченности, способный передать самое глубокое чувство и мельчайшие нюансы в портретах. К сожалению, невозможно привести перечень работ Рогира ван дер Вейдена, с которым согласились бы все ученые. Среди приписываемых ему произведений Св. Лука, рисующий Мадонну С Петербург, Эрмитаж, полиптих Страшный Суд Бон Бургундия, капелля Госпиталя, 1446 1451, Алтарь Бладелена Берлин Далем, Молодая женщина в белом головном уборе Берлин Далем и Филипп де Круа Антверпен, Музей изящных искусств.

Некоторые исследователи выделяют группу произведений, относящихся к раннему периоду творчества Рогира ван дер Вейдена Алтарь Мероде из музея Метрополитен и др Однако большинство ученых считают, что они принадлежат Мастеру из Флемаля. В старинных документах сохранилось несколько разрозненных фактов о жизни Рогира ван дер Вейдена. Он учился в Турнэ у Робера Кампена к сожалению, не сохранилось ни одной картины, которую можно было бы с уверенностью считать работой этого мастера.

Около 1430 Рогир женился на девушке из Брюсселя и поселился в этом городе. Вскоре начал работать по заказам городского совета. Один из таких заказов представлял собой четыре аллегорические композиции для украшения Золотой залы городской ратуши на тему Правосудия. Среди его заказчиков были очень влиятельные люди канцлер Никола Ролен и казначей Питер Бладелен. В 1459 одиннадцать картин Рогира ван дер Вейдена, написанных по заказу аббата монастыря Сент Обер в Камбрэ, были переданы туда женой и слугами художника.

В 1463 Рогир ван дер Вейден получил письмо от Бьянки Сфорца, герцогини Милана, в котором она выражала мастеру благодарность за то, что он принял ее протеже к себе в ученики. Умер Рогир ван дер Вейден в Брюсселе в 1464. Сформировался как художник в мастерской Робера Кампена, научившись многому у Яна ван Эйка, Рогир ван дер Вейденоколо 1399-1464тем не менее сильно отличался от этих мастеров.

Цель своего творчества он видел не в восхищенном созерцании мира, где повседневное приравнивается к чуду, а в постижении индивидуальности личности что делало его глубоким психологом и превосходным портретистом. Св. Лука, рисующий Мадонну Рогира ван дер Вейдена. Сюжет произведения основан на легенде, повествующей о том, что один из учеников Христа, Лука, был первым, кто создал портрет Мадонны. В середине века, когда появляются цеховые организации, живописцы Нидерландов провозглашают Луку покровителем своей гильдии.

Рогир ван дер Вейден представил святого в момент творчества. В отличие от художников немецкого Возрождения, уделявших основное внимание человеку и изображавших его обычно в центре композиции, нидерландских мастеров в равной мере интересует и человек и его окружение. Поместив фигуры Марии с младенцем слева и Луки- справа, всю среднюю часть картины Рогир ван дер Вейден занялся пейзажем, открыв взору зрителя перспективу уходящей вдаль реки с городскими кварталами на ее берегах, написанными так точно и старательно, что в дальнейшем исследователи даже смогли узнать ряд строений и определить, что это здания старого Брюсселя.

Однако бросается в глаза чрезмерно резкое сокращение размеров фигур- прием, с помощью которого мастер стремится передать глубину пространства сравнительно недалеко расположенные от персонажей первого плана фигурки родителей Марии- Иоахима и Анны- кажутся поэтому несоразмерно маленькими. В изображении младенца сказывается недостаточное знание детских пропорций, чувствуется скованность движений.

Нидерландские художники значительно позже, чем итальянские, овладевают искусством передачи обнаженного тела. Это объясняется не только влиянием церкви, но и слабым знакомством с античным наследием. В отличие от своих предшественников, изображавших персонажей картин в созерцательном состоянии, не раскрывая их эмоций, Рогир ван дер Вейден стремится к передаче человеческих чувств. Лицо Луки отражает его взволнованность, он весь поглощен процессом творчества. Это лицо, несомненно увиденное в жизни, возможно, автопортрет художника.

В центре эрмитажной картины а это один из нескольких сохранившихся вариантов произведения проходит вертикальный шов. В прошлом, когда эта работа находилась в Испании, ее распилили на две части. В 1850 году изображение Луки было приобретено в Голландии и поступило в Эрмитаж как самостоятельное произведение. В 1884 году в Петербург было доставлено изображение Мадонны.

Когда выяснилось, что это две части одной композиции, их, объединив, перевели с досок на холст. Несмотря на то, что в результате перевода и под воздействием времени картина несколько поблекла, она и сейчас радует глаз звучными красками. Мы любуемся красотой ткани и золотым шитьем платья Мадонны, драгоценными камнями ее украшений, подробно и любовно написанными деталями одежды. Сравнивая образы Мадонны нидерландских и немецкого мастеров, нужно отметить мягкость и теплоту работ нидерландских живописцев.

Немецкие композиции более схематичны, и скорее, напоминают иконы, нежели вольные полотна. Во всех деталях заключен некий аллегорический, религиозный смысл. Для сравнения- Мадонна с куропатками Ван Дейка имеет скорее театральное воплощение. Мне близки более полотна нидерландских мастеров, прекрасное знание пропорций человеческого тела, мягкость и округлость линий и четкая обрисовка деталей в которых не может оставить равнодушным ни одного человека.

Тем не менее, несмотря на разницу восприятия образа Мадонны живописцами, чувствуется любовь и нежность, которую они постарались перенести на полотно. И даже через век мы чувствуем то нежное чувство, с которым писался образ Мадонны- сам образ Матери. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Образ Мадонны в мировом искусстве

Ее имя всегда неразрывно связывается с чистотой, праведностью и кротостью. А образ Марии- Мадонны- это образ Матери- доброй, всепонимающей и… И, конечно, огромное значение имела эпоха, в которую творили мастера.II. Основная часть 1. Образ женщины в искусстве…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образ Мадонны в немецкой и нидерландской живописи Возрождения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Образ женщины в искусстве Возрождения
Образ женщины в искусстве Возрождения. Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи родился в 1452 г. в селении Анкиано, около городка Винчи, у подножия Альбанских гор, на полпути между Флоренцией и Пизой.

Образ Мадонны в современной живописи
Образ Мадонны в современной живописи. Алексей Кузьмич Можно не знать Рафаэля и его Сикстинской мадонны, Петроградской мадонны Петрова-Водкина, двух Партизанских мадонн или Мадонны Биркенау Михаила

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги