Русская живопись XIX века

Министерство образования РФ Владимирский Государственный университет Муромский институт Факультет радиотехнический Кафедра СГД СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1 Русская живопись первой половины XIX века. 2 Русская живопись второй половины XIX века. 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 ЛИТЕРАТУРА 25 ВВЕДЕНИЕ В одном из своих произведений А. И. Герцен писал о русском народе, мощном и неразгаданном, который сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния и на петровский приказ образовываться ответил через сто лет огромным явлением Пушкина.

Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время пушкина, первую треть XIX века, не зря называют золотым веком русской культуры. Начало XIX века - время культурного и духовного подъема в России. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.

Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы.

Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года, которая в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом других народов России. Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры.

Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создавали новые условия для развития культуры. Втягивание в рыночные отношения все более широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании.

Это вызвало невиданный прежде рост числа сельских и городских школ. Промышленность, транспорт и торговля проявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Значительно выросли ряды интеллигенции. Ее духовные запросы вызывали рост книгоиздательского дела, подымали тиражи газет и журналов. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств. Культура России второй половины XIX - начала XX века впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы золотого века предшествующего времени.

На рубеже веков XIX - XX веков в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощещениями человека XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современника назвали серебреным веком русской культуры.

Прославление подвига народа, идея его духовного пробуждения, обличение язв крепостнической России таковы главные темы изобразительного искусства 19 века.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1

Русская живопись первой половины XIX века

Но рано областью, где его талант раскрывается наиболее естественно и н... В. Даже большие парадные портреты художник умеет сделать лирически, почти... Брюллов был в Италии по командировке Академии художеств. Однако Академия однозначно ориентировалась на античное наследие и геро...

Русская живопись второй половины XIX века

М. Молвитино ныне Сусанино Буйского уезда Костромской губернии. Как и они, он стремился запечатлеть мимолетность бытия, передать движе... Революционеры на его картинах держатся просто и естественно, чуждаясь ... в Петербурге, в Михайловском дворце творение К.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Русское изобразительное искусство, проникнутое передовыми идеями того времени, служило великой гуманной цели борьбе за освобождение человека, за социальное переустройство всего общества.

В целом в первой половине XIX века Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских художников. Завершился процесс формирования национальной культуры. На рубеже XIX-XX вв. модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала Мир искусства А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, И.Э. Грабарь и др Мир искусники провозгласили новые художественно-эстетические принципы, противостоявшие реалистическим воззрениям передвижников, и склонность академизма.

Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них - красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох XVIII - начала XIX в а также популяризации западноевропейского искусства. В начале XX в. возник русский авангард.

Его представители К.С. Малевич, Р.Р. Фальк, М.З. Шагал и другие проповедовали искусство чистых форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА 1. История СССР Учеб. для 9 кл. сред. шк 6-е изд. дораб М. Просвещение, 1992 г. 2. История России. Учеб М. Проспект, 1997 г. 3. История России, конец XVII - XIX в. Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений Под ред. А. Н. Сахарова 4-е изд М. Просвещение, 1998 г. 4. Электронная энциклопедия Кирилла и Мифодия, 2001 г.