Баланс двух подсистем общества

Баланс двух подсистем общества. Контркультура немыслима и не существует без официального общества - они взаимодополнительны и связаны.

Это оно целое. Для такого рода выпавших культур можно предложить термин экстернальные, от лат. externus - чужой. Сообщества типа Системы действительно отчуждены от общества - хотя и неотделимы от него. Сфера экстернальной культуры включает, собственно, множество разных субкультур например, криминальную, богему, наркомафию, и т.д - они экстернальны в той мере, в какой их внутренние ценности противопоставлены так называемым общепринятым.

Их объединяет то, что они все - локальные коммуникативные системы, расположенные вне рамок основной сети той, что определяет государственное устройство. Экстернальные культуры существовали и существуют в разных обществах ранние христиане были экстерналами в Римской Империи, в средневековой Европе это многочисленные ереси, в Европе - раскол. Экстернальные культуры аккумулируют определенные нормы и символику. Если основная культура - это те нормы и символы, которые задают основной принцип упорядочения данного общества, то в экстернальные стекается все, что осталось вне основного мифа - самоописания общества. Ни одна система не может охватить всего без остатка.

Неизбежно что-то из не выпадает. Это остатки прежних мифов, ростки нового, информация, проникающая от чужих и не вписывающаяся в основной миф. Вс это оседает в сфере экстернальной культуры. 1.3 Неопределенность и самоорганизация. Итак, Система - пример сообщества, куда стекаются выпавшие из социальной структуры.

Эти люди не имеют определенного положения, прочной позиции - их статус не определн. Состояние неопределнности играет особую роль в процессах самоорганизации. Сфера неопределнности - те социальные пустоты, где мы можем наблюдать процессы зарождения структур, сообществ превращения бесструктурного состояния в структурное, т.е. самоорганизации. Множество людей, предоставленных самим себе, взаимодействуя, формируют схожие коммутативные структуры. Л.Самойлов, профессиональный археолог, волею судеб оказался в исправительно-трудовом лагере. Он заметил, что в среде заключенных складываются неофициальные сообщества со своей иерархией и символикой.

Самойлова поразило их сходство с первобытными обществами, иногда вплоть до мелочей Я увидел пишет он и опознал в лагерной жизни целый ряд экзотических явлений, которые до того много лет изучал профессионально по литературе явлений, характеризующих первобытное общество Для первобытного общества характерны обряды инициаций - посвящения подростков в ранг взрослых, обряды, состоящие из жестоких испытаний.

У наших уголовников это прописка. Для первобытного общества характерны табу Абсолютное соответствие этому находим в лагерных нормах, определяющих, что заподло Но главное сходство - структурное На стадии разложения пишет Л.Самойлов многие первобытные общества имели трехкастовую структуру - как наше лагерное воры - элита, средний слой - мужики и аутсайдеры - опущенные, а над ними выделялись вожди с боевыми дружинами, собравшие дань как наши отбирают передачи.

Схожая структура известна в армейских подразделениях под названием дедовщина. То же и в молодежной среде больших городов. Например, когда в Ленинграде появились металлисты, у них сложилась трехслойная иерархия чтко выраженная элита во главе с общепризнанным лидером по кличке Монах основная масса металлистов, группировавшихся вокруг элиты наконец случайные посетители, забредавших в то кафе, где они собирались, послушать металлическую музыку.

Эти последние не считались настоящими металлистами, оставаясь в статусе гопников, то есть ни в чем не разбирающихся, чужих. И именно исключенные сообщества демонстрируют закономерности самоорганизации в наиболее чистом виде. Здесь минимум внешних влияний, от которых исключнное сообщество отгорожено коммуникативным барьером. В обычном же коллективе трудно выделить те процессы, которые идут в самом сообществе спонтанно, то есть относятся собственно к самоорганизации. II. Сообщество 2.1 Поле символики.

Существует ещ другой способ определения или представления сообщества, кроме как через его локализацию в социальной структуре через символику. Именно так обычно происходит на уровне обыденного сознания или журналисткой практики пытаясь выяснить, кто такие хиппи или панки и проч мы, прежде всего, описываем их знаки. А.Петров в статье Пришельцы в Учительской газете изображает тусовку волосатых Лохматые, в залатанной и сильно потртой одежде, иногда босые, с холщовыми торбами и рюкзаками, расшитыми цветами и исписанными антивоенными лозунгами, с гитарами и флейтами парни и девушки прохаживаются по скверу, сидят на скамейках, на лапах бронзовых львов, поддерживающих фонари, прямо на траве.

Оживлнно беседуют, поют в одиночку и хором, закусывают, покуривают Автор передат как бы непосредственное впечатление, просто указывая на явление вот оно. Указание здесь - способ введения понятия вместо аналитического определения. Если присмотреться, то оказывается это непосредственное впечатление на самом деле целенаправленно вычленяет из наблюдаемой реальности символику тусовочного сообщества.

Практически все, что упоминает А.Петров, служит у волосатых опознавательными знаками своих. Здесь символика внешности лохматая прическа, потертая одежда, самодельные сумки и т.п. Затем графическая символика вышитые цветы след Цветочной революции, породившей первых хиппи антивоенные лозунги, типа Любите, а не воюйте знак важнейшей ценности этой среды - пацифизма, ненасилия.

Поведение, описанное в приведнном пассаже неторопливые прогулки, свободное музицирование, вообще преувеличенная непринужднность тоже знак. Это все форма, а не содержание общения. То есть первыми в глаза бросаются знаки принадлежности к сообществу - и именно их описывают, желая это сообщество представить. И действительно, наличие особой символики, расцениваемой как своя, есть уже безусловный знак существования коммуникативного поля, некоторого социального образования. А.П.Коэн, например, вообще определяет сообщество как поле символики Реальность сообщества в восприятии людей пишет он заключается в их принадлежности к общему полю символов. И далее Восприятие и понимание людьми их сообщества сводится к ориентации по отношению к его символизму.

Наличие своей символики создает возможность образования общности, поскольку обеспечивает средство коммуникации. Символ - оболочка, в которую упаковывается своя информация в таком виде она отличима от чужой. А, следовательно, возникает разница в плотности коммуникативных связей внутри той сферы, где действует символ, и вне не. Это и есть сгущение контактов, на базе которого формируются социальные структуры. Насколько это справедливо для Системы Сложилось ли на базе е символики социальное образование Как уже говорилось, Систему нельзя назвать в полном смысле группировкой в е недрах постоянно идут перегруппирования, исчезают одни объединения и формируются новые.

Люди переходят из группы в группу. Это, скорее, некая среда общения.

Тем не менее, Систему можно рассматривать как сообщество, поскольку присутствуют такие его признаки, как общий язык сленг и символика, сеть коммуникаций - личные связи, поверхностные знакомства лица на тусовке примелькались, так что уже подсознательно узнашь своих. Есть общие нормы и ценности, а также модели поведения и формы взаимоотношений. Присутствует и Системное самосознание, которое выражается, в частности, в самоназваниях. Их есть несколько. Системными или системщиками е представители называли себя редко, да и то с иронией.

Чаще - пипл от англ. people люди, народ Иногда - просто люди Мне один человек вчера сказал понимать надо так, что именно Системный сказал. 2.2 Традиция. Но особенно существенно для нас, что в рамках этого сообщества сложилась своя традиция, основанная главным образом на устных механизмах передачи. Каждые два-три года в Системе сменяется поколение - на арену выходит новая когорта молоджи. Люди меняются, а традиции Системы остаются воспроизводятся те же основные нормы отношений и ценности, такие как свобода, любовь в кавычках, потому что этим понятиям здесь придатся особый, Системный смысл новички осваивают сленг и используют Системные символы, так что внешне они мало, чем отличаются от своих предшественников.

Воспроизводятся фольклорные формы поговорки, анекдоты, частушки, легенды и предания. Таким образом, мы имеем здесь традицию, способную к самовоспроизводству. Существует не только система коммуникативных связей на синхронном уровне, но и диахронные каналы коммуникации.

Носители традиции определяют е возраст примерно в два десятка лет двадцатилетие торжественно праздновалось 1 июня 1987 г. Эта точка отсчета, конечно, мифологическая считается, что 1 июня 1967 г. первые хиппи вышли в Москве на Пушкинской площади на улицу и призвали отказаться от насилия Они рассказывает один из олдовых хиппи вышли и сказали Вот мы - представители этого движения, это будет система ценностей и система людей.

Тогда возникло слово Система. Не случайно выбрана и дата - День защиты детей Было продолжал тот же олдовый сказано Живите как дети, в мире, спокойствии, не гонитесь за призрачными ценностями Просто приход был человечеству дан, чтобы могли остановиться и задуматься, куда мы идм Живите как дети - это суть Системного мировосприятия, и многое в е символике связано с образами детства. Поколения здесь меняются через два-три, иногда четыре года. С приходом каждого из них Системная традиция пополняется новой символикой.

Каждое поколение приходит как новая волна вначале были хиппи, они и составили ядро Системы - теперь их последователей чаще называют волосатые или хайрастые от англ. hair волосы. потом пришли панки, потом металлисты, затем люберы и другие, отмеченные также символикой уходящего Советского Союза. Каждая волна приносит свои атрибуты. Вначале она обычно враждует с Системой первые панки терроризировали волосатых, первые металлисты - волосатых и панков. Затем начинаются контакты, постепенно обнаруживается, что Система впитала символику новой волны в ней появились свои панки, металлисты и проч. Таким образом, представляется возможность наблюдать процесс восприятия традицией инноваций, а также другие процессы, связанные с трансляцией традиции.

В большой например, племенной или общинной традиции, где период смены поколений составляет 25-30 лет, наблюдение такого рода процессов потребовало бы времени, сопоставимого в жизни исследователя. В Системе же вс происходит намного быстрее.

Это делает Систему удобной моделью для наблюдения закономерностей воспроизводства и пополнения традиции, хотя мы отдам себе отчт в некоторой условности е аналогий с привычными объектами этнографического исследования. Они сопоставимы в той мере, в какой одна коммуникативная система вообще может быть сопоставлена с другой. Так или иначе, есть общие закономерности в способах диахронной передачи информации. Обнаруживаются коммуникативные структуры, ответственные за сохранение и передачу кода сообщества есть основания полагать, что они во многом схожи в разных средах.