рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX В

Работа сделанна в 2001 году

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX В - Реферат, раздел Культура, - 2001 год - Русская живопись от классицизма к авангардизму Русская Живопись Конца Xix Начала Xx В. Конец 19 Начало 20 В. Важный Период В...

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX В. Конец 19 начало 20 в. важный период в развитии русского искусства. Он совпадает с тем этапом освободительного движения в России, который В.И. Ленин назвал пролетарским. Какова же общая картина развития русского искусства в этот период Еще плодотворно работали ведущие мастера критического реализма И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, В.Е. Маковский В 1890-е годы их традиции нашли свое развитие в ряде произведений молодого поколения художников-передвижников, например Абрама Ефимовича Архипова 1862-1930, творчество которого также связано с жизнью народа, с жизнью крестьян.

Его картины правдивы и просты, ранние лиричны По реке Оке, 1890, Обратный, 1896, в поздних, ярко живописных, живет буйная жизнерадостность Девушка с кувшином, 1927. В 1980-е годы Архипов написал картину Прачки, рассказывающую об изнурительном женском труде, служащую ярким обличительным документом самодержавию.

К молодому поколению передвижников относятся также Сергей Алексеевич Коровин 1858-1908 и Николай Алексеевич Касаткин 1859-1930. Десять лет трудился Коровин над своей центральной картиной На миру 1893. Он отразил в ней сложные процессы расслоения крестьянства в современной ему капитализировавшейся деревне. Важнейшие стороны России сумел выявить в своем творчестве и Касаткин.

Он поднял совершенно новую тему, связанную с усилением роли пролетариата. В шахтерах, изображенных в его знаменитой картине Углекопы. Смена 1895, угадывается та мощная сила, которая в недалеком будущем разрушит прогнивший строй царской России и построит новое, социалистическое общество. Но в искусстве 1890-х годов обнаружилась и иная тенденция. Многие художники стремились отыскать теперь в жизни прежде всего ее поэтические стороны, поэтому даже в жанровые картины они включали пейзаж.

Часто обращались и к древнерусской истории. Эти веяния в искусстве отчетливо прослеживаются в творчестве таких художников, как А.П. Рябушкин, Б.М. кустодиев и М.В. Нестеров. Излюбленным жанром Андрея Петровича Рябушкина 1861-1904 был исторический жанр, но он писал и картины из современной ему крестьянской жизни. Однако художника привлекали лишь отдельные стороны народной жизни обряды, праздники. В них он видел проявление исконно русского, национального характера Московская улица XVII века, 1896. Большинство персонажей не только для жанровых, но и для исторических картин были написаны Рябушкиным с крестьян художник почти всю свою жизнь провел в деревне.

В свои исторические полотна Рябушкин привносил некоторые характерные черты древнерусской живописи, как бы подчеркивая этим историческую достоверность изображений Свадебный поед в Москве XVII столетие. Другой крупный художник этого времени Борис Михайлович Кустодиев 1878-1927 изображает ярмарки с разноцветными ложками и грудами пестрых товаров, русские масленицы с ездой на тройках, сцены из купеческой жизни.

В раннем творчестве Михаила Васильевича Нестерова наиболее полно раскрылись лирические стороны его дарования. В его картинах всегда большую роль играл пейзаж художник стремился найти отрадное в тишине вечно прекрасной природы. Он любил изображать тонкоствольные березки, хрупкие стебельки трав и луговых цветов. Его герои худенькие отроки, обитатели монастырей, или добрые старички, находящие мир и покой в природе.

Глубоким сочувствием овеяны картины, посвященные судьбе русской женщины На горах, 1896, Великий постриг, 1897-1898. К этому времени относится творчество пейзажиста и анималиста Алексея Степановича Степанова 1858-1923. Художник искренне любил животных и безупречно знал не только внешний вид, но и характер каждого зверя, его навыки и повадки, а также специфические особенности различных видов охоты. Лучшие картины художника, посвященный русской природе, проникнуты лиризмом и поэзией Журавли летят 1891, Лоси 1889, Волки 1910. Глубокой лирической поэзией проникнуто и искусство Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова 1870-1905. Прекрасны и поэтичны его образы задумчивых женщин обитательниц староусадебных парков и вся его гармоническая, похожая на музыку живопись Водоем,1902. В 80-90-х годах XIX века формируется творчество выдающихся русских художников Константина Алексеевича Коровина 1861-1939, Валентина Александровича Серова и Михаила Александровича Врубеля.

В их искусстве с наибольшей полнотой отразились художественные достижения эпохи. Дарование К.А. Коровина одинаково ярко раскрылось как в станковой живописи, в первую очередь в пейзаже, так и в театрально-декорационном искусстве.

Очарование коровинского искусства заключается в его теплоте, солнечности, в умении мастера непосредственно и живо передавать свои художественные впечатления, в щедрости его палитры, в колористическом богатстве его живописи У балкона, 1888-1889, Зимой, 1894. В самом конце 1890-х годов в России формируется новое художественное общество Мир искусства во главе с А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым, оказавшее большое влияние на художественную жизнь страны.

Основное его ядро художники К.А. Сомов, Л.С. Бакст, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере, А.П. Остроумова-Лебедева. Деятельность этой группы была очень разносторонней, художники издавали свой журнал Мир искусства, устраивали интересные художественные выставки с участием многих выдающихся мастеров.

Их деятельность способствовала широкому распространению в русском обществе художественной культуры, однако, они искали в жизни лишь красоту и осуществление идеалов художника видели лишь в вечной прелести искусства. Их творчество было лишено боевого духа и социального анализа, свойственных передвижникам, под знаменем которых шли самые прогрессивные и самые революционные художники. Александр Николаевич Бенуа 1870-1960 по праву считается идеологом Мира искусства.

Как и его товарищи, Бенуа разрабатывал в своем творчестве темы из прошлых эпох. Он был поэтом Версаля. Крупный знаток французской культуры XVII и XVIII веков, Бенуа почитал старинную королевскую резиденцию квинтэссенцией художественного духа великой страны. Это восхищение он стремился воплотить в пейзажах, жанрах, книжных иллюстрациях, театральных декорациях. В станковых произведениях, в основе которых лежали натурные впечатления, художнику хорошо удавалось передать поразительную пространственность Версаля, созданного близ Парижа волей Короля-солнца, фантазией и умением великих архитекторов, скульпторов, садовников.

В своих исторических композициях, населенных маленькими, словно неживыми фигурками людей, он тщательно и любовно воспроизводил памятники искусства и отдельные детали быта Парад при Павле I,1907. Глубоко почитая Пушкина, Бенуа создал циклы иллюстраций к его произведениям. Лучший из них к поэме Медный всадник. Художник воссоздал образ пушкинского Петербурга.

Константин Андреевич Сомов 1869-1939 получил широкую известность как мастер романтического пейзажа и галантных сцен. Его обычные герои словно пришедшие из далекой старины дамы в высоких пудреных париках и пышных кринолинах и изысканные томные кавалеры в атласных камзолах. Сомов прекрасно владел рисунком. Особенно сказалось это в его портретах. Художник создал галерею портретов представителей художественной интеллигенции, в том числе А.А. Блока и М.А. Казмина 1907, 1909. В художественной жизни России начала века значительную роль сыграла также художественная группировка Союз русских художников.

В нее входили художники К. А. Коровин, А.Е. Архипов, С.А. Виноградов, С.Ю. Жуковский, Л.В. Туржанский, К.Ф. Юон и другие. Главным жанром в творчестве этих художников был пейзаж. Они явились приемниками пейзажной живописи второй половины 19 века. АВАНГАРДИЗМ. Авангардизм франц. Avantgafdisme от avant передовой и garde отряд. Авангардизм тенденция отрицания традиций и экспериментальный поиск новых форм и путей творчетсва, проявляющихся в самых различных художественных течениях, понятие противоположное академизму.

По мнению многих исследователей, авангардизм отражение процесса вытеснения культуры цивилизацией, гуманистических ценностей прагматической идеологией технического века. Так, уже в самом начале ХХ в. туманные идеалы Романтизма и символизма искусства периода Модерна, испытывавшего глубокий кризис, были буквально сметены ураганным вихрем техницистских идей конструктивизма, функионализма, абстрактивизма.

Иллюзионизму классической живописи авангардисты противопоставили визионизм от лат. Visionis явление, образ. Всем течениям авангардистского искусства действительно свойственна подмена духовного содержания прагматизмом, эмоциональности трезвым расчетом, художественной образности простой гармонизацией, эстетикой форм, композиции конструкцией, больших идей утилитарностью. Традиционный русский максимализм, ярко проявившийся еще в движении передвижников и шестидесятников 19 столетия, был лишь усилен русской революцией и привел к тому, что во всем мире Советская Россия считается родиной авангардного искусства.

Новое искусство покоряет безудержной свободой, увлекает и захватывает, но одновременно свидетельствует о деградации, разрушении целостности содержания и формы. Присущая некоторым течениям авангардного искусства атмосфера иронии, игры, карнавальности, маскарада не столько маскирует, сколько раскрывает глубокий внутренний разлад в душе художника.

Идеология авангардизма несет в себе разрушительную силу. В 1910-х г.г по словам Н. Бердяева, в России подрастало хулиганское поколение. В понятие авангард условно объединяются самые разные течения искусства ХХ в. конструктивизм, кубизм, орфизм, оп-арт, поп-арт, пуризм, сюрреализм, фовизм. Основные представители этого течения в России В. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, В. Татлин, П. Кузнецов, Г. Якулов, А. Экстер, Б.Эндер и лругие. Из новых художественных объединений, оставивших более или менее заметный след в русском искусстве, выделяются два. Первое называлось Голубая роза по названию выставки 1907 г второе объединение носило еще более необычное наименование Бубновый валет.

С. Маковский писал о выставке Голубая роза Светло. Тихо. И картины как молитвы Так далеко от суетной обыденности. Год 1910 был ознаменован в творчестве русского живописца Василия Кандинского 1866-1944 двумя судьбоносными событиями он создал первое абстрактное произведение и написал трактат, озаглавленный О духовном в искусстве.

Отныне и живописное, и теоретическое, и поэтическое творчество великого художника было подчинено одной цели осмыслить и выразить открывшийся ему новый духовный опыт, рожденный ХХ веком. Выдвинув в качестве основы искусства его духовное содержание, Кандинский полагал, что сокровенный внутренний смысл полнее всего может выразиться в композициях, организованных на основе ритма, психофизического воздействия цвета, контрастов динамики и статики.

К своим абстрактным построениям художник пришел от натурных пейзажей преодолев их реалистичность, он создал новый внефигуративный мир, развернув в пространстве картины напряженный живописно-пластический процесс и достигнув абсолютной цельности и завершенности художественного образа. Наделенный острой и тонкой чувствительностью, Кандинский верил, что мир являет собой гармоничное целое, в котором свойства разных феноменов тесно соотносятся друг с другом. Одни и те же эмоции могли быть вызваны у человека различными образами, принадлежавшими к разным сферам жизни, культуры, искусства.

Ритм, эмоциональное звучание цвета, экспрессия линий и пятен его живописных композиций были призваны выразить мощные лирические ощущения, сходные с чувствами, пробуждаемыми музыкой, поэзией, зрелищем прекрасных ландшафтов. Ко всем беспредметным композициям Кандинского применимо метафорическое сравнение с ожившей в красках музыкой носителем внутреннего смысла становилась в них колористическая и композиционная оркестровка, осуществленная средствами абсолютной живописи цветом, точкой, линией, пятном, плоскостью, контрастным столкновением красочных пятен.

Картина Два овала, написанная на излете русского периода 1915-1921, представляет собой хрестоматийный образец абстрактной живописи Кандинского. Непрерывность движения, интенсивность красочного звучания, царящие в картине, говорят об эмоциональном, духовном состоянии автора, несут отблеск душевных переживаний.

В конце 1900-х начале 1910-х годов художник В.Е. Татлин 1885-1953 сблизился с русскими авангардистами, прежде всего, Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой, поэтами Велимиром Хлебниковым, Алексеем Крученых и другими. В те годы основной сферой интересов будущего создателя знаменитой Башни III Интернационала была живопись и рисунок самыми значительными работами стали холсты Матрос Автопортрет, Продавец рыб наряду с великолепными Натурщицами и натюрмортами они впечатляли экспрессивно-обобщенным рисунком, ясной конструктивностью композиции, свидетельствовавшими об усвоении новаторских приемов новейшего искусства.

Вместе с тем, в них выпукло проступала генетическая связь с древнерусским искусством, иконописью, фресками изучением и копированием образцов древнерусского искусства Татлин много занимался в летние месяцы ученических лет. М.В. Матюшин 1861-1934 играл видную роль во многих начинаниях левых художников и поэтов в частности, учредив книгоиздательство Журавль, выпустив множество книг, без которых ныне немыслима история русского авангарда.

По инициативе Матюшина и Гуро было создано петербургское общество Союз молодежи, самое радикальное объединение художественных сил обеих столиц. Живописное творчество Матюшина, несмотря на близкую дружбу с такими мощными генераторами художественных идей, как Казимир Малевич, развивалось по собственным законам и в конце концов привело к созданию оригинального направления, названного автором ЗОРВЕД зоркое ведание, зрение зор ведание.

Художник и его ученики внимательно исследовали пространственно-цветовую среду, натуральное формообразование видимая органика природного мира служила им образцом и примером для пластических конструкций в своих картинах. В холсте Матюшина Кристалл, написанном холодными голубыми красками с использованием сложного линейного построения, уже само название было камертоном и образного, и пластического смысла. Михаил Ларионов 1881-1964 наряду с Казимиром Малевичем Черный квадрат и Василием Кандинским, был центральной фигурой русского авангарда. В его картинах сконцентрировались художественные приемы и методы разных стилей и эпох от импрессионизма, фовизма, экспрессионизма до русской иконы, лубка, фольклорного искусства он стал также создателем собственной живописной системы, лучизма, предварившей наступление эры беспредметности в искусстве.

Ученик Левитана и Серова, Ларионов был истинным вожаком бунтующей художественной молодежи, зачинщиком многих скандальных акций, ознаменовавших появление авангарда на российской общественной сцене. Однако, его исключительная одаренность проявилась не только в организации художественных объединений, устройстве эпатажных выставок, но и в создании полотен, многие из которых можно назвать живописными шедеврами.

П.В. Кузнецов 1879-1968 был одним из организаторов выставки Голубая роза, определившей целое направление в русском искусстве начала ХХ века. В ранних работах, исполненных под влиянием элегических картин Борисова-Мусатова, Кузнецов обращался к мотивам сна, грезы, к образам зыбким и призрачным, видениям, окутанным тончайшим светящимся туманом.

Отзвуки этих голуборозовских тенденций можно увидеть и в Киргизской сюите Кузнецова цикле картин, воссоздающих спокойное, размеренное течение жизни кочевых народов в Заволжье, их облик и обычаи, равно как и беспредельный простор, пронизанный солнечным светом степей. Изощренное чувство цвета, склонность к гротеску, тяга к романтической экзотике, изначально свойственные Г.Б. Якулову 1884-1928, органически соединились в его творчестве со стилистикой русской живописи начала ХХ века. Вместе с тем, своим духовным наследием художник считал также восточное искусство, в частности, персидскую миниатюру совмещение декоративных традиций восточного искусства и новейших завоеваний европейской живописи давалось ему без натуги, естественно.

Громкую славу принесли Якулову его театральные работы. В экспрессивной зрелищности, в размахе и свободе светоносной живописи Якулов нащупывал новые возможности декоративно-пластических пространственных концепций, внедренных затем в оформительские и сценические построения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Одно поколение художников сменяет другое, и каждое из них вносит неповторимый вклад в сокровищницу русской живописи, художественную летопись страны и эпохи. Двадцатый век, до предела насыщенный грандиозными социальными, политическими, культурными сдвигами и потрясениями, предопределил необычайно динамичную и стремительную эволюцию изобразительного искусства, его образного строя и выразительных средств.

Но не рвется связь времен, и сегодня для сотен и тысяч художников, миллионов и миллионов зрителей совершенные создания отечественной классики, творения Д. Левицкого и О. Кипренского, К.Брюллова и А. Венецианова, А.Иванова и П. Федотова, В.Перова и И.Крамского, И. Репина и В.Сурикова, В.Серова и М.Врубеля остаются бесценным наследием, обретшим новую жизнь в совеременной действительности, нашим духовным богатством, вдохновляющими образцами высочайшего мастерства.

Знание и освоение этого золотого фонда русского искусства, творческое развитие его лучших традиций необходимы для создания художественной культуры нашей эпохи.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Русская живопись от классицизма к авангардизму

Для искусства классицизма характерна тяга к выражению большого общественного содержания, возвышенных, героических нравственных идеалов. Главная тема искусства классицизма торжество общественных начал над личными,… Абсолютизм выражал идею твердой власти , пропагандировалась вечность абсолютистского строя. Хотя полной зрелости…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX В

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. Путь русской художественной культуры, начинаясь с классицизма, пролегал в первой половине 19 века через романтизм к реализму. Те живописцы, которые шли пр

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. ПЕРЕДВИЖНИКИ
РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. ПЕРЕДВИЖНИКИ. Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму, национальности, современности обозначился в конце 50-х годов, вместе

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги