Предрасположенность к творчеству

Предрасположенность к творчеству. Рассматривая процесс художественного творчества, эстетика не может обойти своим вниманием психологические его аспекты.

Основатель аналитической психологии швейцарский психолог К. Юнг отмечал, что психология в свом качестве науки о душевных процессах может быть поставлена в связь с эстетикой.

В сво время о загадочности процесса творчества говорил Кант Ньютон все свои шаги, которые он должен был сделать от первых начал геометрии до своих великих и глубоких открытий, мог представить совершенно наглядными не только себе самому, но и каждому другому и предназначить их для преемства но никакой Гомер или Виланд не может показать, как появляются и соединяются в его голове полные фантазии и вместе с тем богатые мыслями идеи, потому что сам не знает этого и, следовательно, не может научить этому никого другого. А. С. Пушкин писал Всякий талант неизъясним.

Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волею Некоторые теоретики полагают, что художественная гениальность есть форма умственной патологии.

Так, Ч. Ламброзо писал Какой бы жестокой и мучительной не выглядела теория, отождествляющая гениальность с неврозом, она не лишена серьзных оснований Эту же мысль высказывает и А. Шопенгауэр Как известно, гениальность редко встречается в союзе с преобладающей разумностью напротив, гениальные индивидуумы часто подвержены сильным аффектам и неразумным страстям. Однако, по справедливому суждению Н. В. Гоголя искусство есть водворенье в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства. Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к художественному творчеству способность одарнность талантливость гениальность.

По мнению И. В. Гте, гениальность художника определяется силой восприятия мира и воздействием на человечество.

Американский психолог Д. Гилфорд отмечает проявление в процессе творчества шести способностей художника беглости мышления, аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умения переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационной гибкости или оригинальности, умения придавать художественной форме необходимые очертания. Художественная одарнность предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.

Деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Человек художественно одарнный создат произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение.

Гениальный же мастер создат высшие общечеловеческие ценности, имеющие значимость на все времена. 1.2