рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Массовое крещение восточных славян

Работа сделанна в 2001 году

Массовое крещение восточных славян - Реферат, раздел Культура, - 2001 год - Культура Византии. Крещение Руси Массовое Крещение Восточных Славян. В X Веке Происходила Очень Медленн...

Массовое крещение восточных славян.

В X веке происходила очень медленная христианизация Руси. Этот процесс почти не затрагивал обитавших вне города земледельцев и охотников.

Православие постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но не государственной. Распространение христианства в княжеской и дружинной среде в то время они в известной степени совпадали происходило быстрее. Постепенно создавались предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян. Этим предпосылкам суждено было сбыться во времена правления св. Князя Владимира - Красное Солнышко. В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав в 970 году, показал себя усердным язычником.

И стал Владимир княжить в Киеве один говорит летопись и поставил кумиры на холме за теремным двором деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами И осквернилась кровью земля Русская и холм тот под 980 год. Владимир вызвал в Киев мусульман, иудеев, римских христиан, византийских христиан и, выслушав аргументы каждого в защиту своей веры, остановился на византийском православии - эта каноническая версия основывается на одном-единственном источнике так называемой Повести временных лет. Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира есть несколько версий.

Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни греческий Херсонес в Крыму по второй версии князь Владимир крестился в 987 год в Киеве, а по третьей - в 987 году в Василеве недалеко от Киева, теперь г. Васильков.

Наиболее достоверной видимо стоит признать вторую, так как монах Иаков и летописец Нестор согласно указывают на 987 год. Монах Иаков говорит, что князь Владимир после крещения жил 28 лет 1015-28987, а также что на третий год Крещения т.е. в 989 году совершил поход на Корсунь и взял его. Летописец Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето 6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 году от рождества Христа 6695-5508987. По общепринятой версии, прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.

На следующий же день говорит летописец вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа.

Вошди в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ Люди же, крестившись расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и сказал Христос Бог, сотворивший небо и землю Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны.

Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу. Приняв христианскую православную веру, князь Владимир в крещении Василий решился обратить всю Землю в христианство. Великого князя Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни.

Военно-политические следствия выбора веры были очень велики. Сделанный выбор не только дал Владимиру сильного союзника - Византию, но и примирил его с населением собственной столицы. Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда уже проникало на Русь восточное Православие. Видимо, в целях более успешного осуществления своих замыслов и надеясь получить из Византии необходимую помощь, особенно в деле организации церковного управления и развития духовной культуры, князь Владимир вступает в родство с византийскими императорами соправителями Василием II и Константином в Херсонесе, женясь на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с супругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни - кресты, иконы, мощи, князь Владимир приступил к официальному введению христианства на Руси, к крещению Руси и образованию Поместной Русской Православной Церкви.

Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах Новгороде, Муроме, Ростове не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами.

Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была подготовлена предшествующим развитием русских земель и вызвана к жизни политическими причинами. Однако утверждение, что Владимир руководствовался исключительно пониманием государственной пользы христианства неверно.

Очевидно, что без глубокого переосмысления собственной жизни, без искреннего обращения в православие Владимир не смог бы действовать столь последовательно и решительно, побуждая, принуждая к крещению жителей огромной языческой державы. Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в 989-990 годах.

Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как государственную религию отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований. Столь же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде. Распространение христианства на Руси. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии.

При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной. Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима в 991 году. Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой.

Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель. Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения традиционным обрядам, именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов - волхвы, кудесники.

В южных, западных городах и сельской местности языческие верования существовали, скорее, как суеверия, чем как оформившаяся религия. В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства. Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих и многих поколений священнослужителей.

И сейчас все еще преодолевается. Надо заметить, что элементы языческого сознания обладают большой устойчивостью в виде различных суеверий. Так многие распоряжения Владимира призванные укрепить новую веру, были проникнуты языческим духом. Одной из проблем после формального крещения было просвещение подданных в христианском духе. Эту задачу выполняли священники иностранцы, в основном, выходцы из Болгарии, жители которой еще в IX века приняли христианство.

Болгарская церковь обладала независимостью от константинопольского патриарха, в частности, могла избирать главу церкви. Это обстоятельство сыграло большую роль в развитии церкви на Руси. Не доверяя византийскому императору, Владимир решил подчинить русскую Церковь болгарским, а не греческим иерархам. Такой порядок сохранялся до 1037 года и был удобен тем, что Болгария пользовалась служебниками на славянском языке, близкому разговорному русскому. Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества.

Историческое значение этого времени заключалось в следующем Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства. Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями. Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами. Непосредственным следствием принятия христианства Владимиром и распространения его в Русской земле было, разумеется, построение церквей. Владимир тотчас после крещения велит строить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры так, поставлена была церковь святого Василия на холме, где стоял кумир Перуна и прочих богов.

Владимир велел ставить церкви и определять к ним священников также и по другим городам и приводить людей к крещению по всем городам и селам. Здесь возникают два вопроса по каким городам и областям и в какой мере было распространено христианство при Владимире, и потом откуда явились при церквях священнослужители Есть известия, что митрополит с епископами, присланными из Царьграда, с Добрынею, дядею Владимировым, и с Анастасом ходили на север и крестили народ естественно, что они шли сначала по великому водному пути, вверх по Днепру до северного конца этого пути Новгорода Великого. Здесь были крещены многие люди, построена церковь для новых христиан но с первого раза христианство было распространено далеко не между всеми жителями из Новгорода, по всей вероятности, водным путем проповедники отправились к востоку, до Ростова.

Этим кончилась деятельность первого митрополита Михаила в 990 году в 991 году он умер. Легко представить, как смерть его должна была опечалить Владимира в его новом положении князя едва могли утешить другие епископы и бояре скоро, впрочем, был призван из Царьграда новый митрополит Леон с помощью поставленного им в Новгороде епископа Иоакима Корсунянина язычество здесь было сокрушено окончательно.

Вот любопытное известие об этом из так называемой Иоакимовой летописи Когда в Новгороде узнали, что Добрыня идет крестить, то собрали вече и поклялись все не пускать его в город, не давать идолов на ниспровержение и точно, когда Добрыня пришел, то новгородцы разметали большой мост и вышли против него с оружием Добрыня стал, было уговаривать их ласковыми словами, но они и слышать не хотели, вывезли две камнестрельные машины пороки и поставил их на мосту особенно уговаривал их не покоряться главный между жрецами, т.е. волхвами их, какой-то Богомил, прозванный за красноречие Соловьем.

Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финноязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчила болезненные процессы становления многонационального государства.

Это государство развивалось на основе не национальной, а религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру - государство развалилось. Государственный распад Руси отражал происходивший распад этнической системы хотя во всех княжествах жили по-прежнему русские и все они оставались православными, чувство этнического единства между ними разрушалось.

Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Поскольку христианизация древнерусского общества была идеологической акцией, предпринятой великокняжеской властью в целях освещения феодальных отношений, то приобщение Киевской Руси к христианству стимулировало социально-культурное развитие наших предков не прямо, а косвенно.

Развитие процессом христианизации одних видов социально-культурной деятельности сопровождалось одновременным противодействием по отношению к другим. Например, поощряя живопись фрески и иконы нужны были для культовых целей, ново утвердившаяся церковь осуждала ваяние скульптуре в православном храме места нет. Культивируя пение а капелла, которым сопровождается православное богослужение, она порицала инструментальную музыку, которой не находилось богослужебного применения.

Преследовался народный театр скоморошество, подвергалось осуждению устное народное творчество, истреблялись как языческое наследие памятники дохристианской славянской культуры. По поводу принятии христианства на Древней Руси можно сказать однозначно только одно она стала новым витком в развитии общественных отношениях восточных славян.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура Византии. Крещение Руси

В ранней Византии новый расцвет переживает философия неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников - Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий… Неоплатонизм непосредственно примыкал и сосуществовал с ранневизантийской… Он был элитарен, то есть недоступен широким массам, в чем и сказалась его историческая обреченность.Формирование…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Массовое крещение восточных славян

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Развитие культуры Византии
Развитие культуры Византии. Во втором этапе развития культуры, который пришелся на время со второй половины VII в. до XIIв выделяют время иконоборчества вторая четверть VIII - 40-е годы IXв время п

Роль братьев-просветителей Кирилла и Мефодия в распространении христианства на Руси
Роль братьев-просветителей Кирилла и Мефодия в распространении христианства на Руси. Распространение христианства на Руси неразрывно связано с именами двух братьев-просветителей - Кирилла и Мефодия

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги