Проблемы культуры в социальной философии марксизма

Проблемы культуры в социальной философии марксизма. Марксизм - философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого - К. Маркс и Ф. Энгельс.

Опираясь на изучение немецкой классической философии Гегель, Фейербах и др английской политэкономии Смит, Рикардо и др французского утопического социализма Сен-Симон, Фурье и др Маркс и Энгельс разработали диалектический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме.

Общество в марксизме рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство. Единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества.

Борьба господствующих и угнетенных классов - движущая сила истории, а ее высшее выражение - социальная революция. Капитализм - последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса. В условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть, с помощью которой осуществляется переход к коммунизму уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности. Маркс и Энгельс применяди в анализе культуры формационный подход.

Они выделяют 5 формационных типов культуры первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, коммунистический. Марксизм оказал влияние на развитие социальной мысли 19-20 вв. В то же время подверглись критике содержавшиеся в нем утопические, противоречивые и ошибочные представления.

В марксизме абсолютизировалась роль социальных антагонизмов, классовой борьбы и насилия, отрицались возможности эволюции буржуазного общества, значение частной собственности как основы гражданского общества, романтизировалась историческая роль пролетариата, неадекватно истолковывался труд как источник стоимости утверждалась необходимость ликвидации парламентских институтов и разделения властей отвергалась общечеловеческая нравственность.

Марксизм стал идеологической основой социал-демократического движения, которое с нач. 20 в. разделилось на революционное В. И. Ленин и др. и реформистское Э. Бернштейн и др. течения. В реформизме подверглись критике теоретические основы марксизма, что привело к отказу от его основных положений. В революционном течении возобладало крайне левое истолкование марксизма. После Октябрьской революции в России марксизм подвергся догматизации и вульгаризации и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму.

Крушение тоталитарных режимов с кон. 80-х гг. во многих странах, где марксизм был государственной идеологией, открыло новый этап его изучения и оценки. 7.