Проблемы культуры в рамках философии жизни

Проблемы культуры в рамках философии жизни. В философии Вожрождения и Нового времени сформ-сь классич-я конц-я культуры, основ-я на принципах гум-зма, рац-зма и историзма. И в ее рамках сформ-ся идеал чел-ка как разумная крит-ки мыслящая, независ. творч. личность. Культ. прогресс мысл-ся как распр-е знаний, ист-х идей, рост разумности и созн-ти чел-ка, достигаемый1 ср-вами образ-я, просвещ-я и восп-я. В конце 19-20 вв в зап. фил-и возн. нов. представления, кот. отказались от классич. концепций к-ры. В этот пер. в зап. фил-и сформ-сь сильн. иррац-е напр-е. Иррац-зм - это обозн-е фил-х напр-й, кот в противоп-ть рац-зму, отриц. или огранич. возм-ти разума в позн-ии тв-ве. Они выдвиг. на 1-ый план внерац-е аспекты дух. жизни чел-ка волю, инстикты, чувства, воображ-е, бесс-е, интуицию. В иррац-ме культ разума и акт-ти чел-ка замен-ся его резк. критикой. Ист. оптимизм замен-ся пессимизмом, а идеи обществ. и культ. прогресса - неверием в него. Среди иррац. напр-й заметн. место заним. фил-я жизни. Она сформ-сь в кон.19-нач.20 вв. Осн. понятием явл-ся пон-е жизни.

Жизнь противоп-ся стат. бытию и поним-ся как вечное движ-е и становл-е, как созид-е и саморел-я чел-ка в разл. формах к-ры. В рамках фил-и жизни сформ-сь 3 осн. школы фил-я воли Ницше, академ. фил-я жизни Дильтея, теор. творч. эвол-и Бергсона. 1 Ницше предлаг. нов. поним-е чел-ка. В отл-и от гуманистов и просвет-й, Ницше счит что чел. вовсе не явл. венцом прир ее высш. творением.

На протяж-и тыс-й происх. разруш-е чел. как биол. вида. Ницше выдвиг. полож-е о том, что чел-к - это неустанов-ся животное. В отл-и от др. биол. видов, он наход. в проц. становл-я. Он предл. нов. поним-е к-ры, дает крит. анализ совр. ему к-ры. В работе Рождение трагедии из духа музыки он сопоставл. 2 начала - аполл-е и дионис-е. Аполлон - бог солнца, света, гармонии, красоты, меры. Апол-е нач. Ницше оценив. как созерц-е, интеллект-е, рац-е. Дионис - бог своб расков-ти, прир. инстинктов, стихии жизни.

Дион-е нач. Ницше отожд-ет с трагич-м, интуитивн иррац-ным комп-м к-ры. Он полаг что менталитету греков и их к-ре были присущи оба нач. И в этом 1 из причин расцвета их к-ры. В дальн. в зап. к-ре было утрачено дион. нач возобладало рац-е. В этом 1 из причин кризиса совр. к-ры. Др. закл-ся в том, что она основна на принц-х христ. морали негат. отн-е к христ-ву. Ницше счит что христ-во - это порочн. культ. принцип, это религия слабых, униж-х рабов.

Она отриц. свободу мышл-я и самост-ть действий чел-ка. Воля к власти - это главн. понятие в его фил-и, главн. крит-й люб. обществ. явл-я. Ницше счит что необх переоценка ценностей, нужно отброс. мораль рабов и возрод. мораль господ - идеал сильн. и своб. личн-ти. Мораль господ должна быть основ. на след. принц-х призн-е безусл. ценности жизни, прир. неравенства людей, право сильного - сильн. чел. не связ. никакими мор. требов-ми, он наход-ся по ту стор. добра и зла. Свой идеал чел-ка Ницше воплотил в идеале сверхчел.

Его образ выставлен ч з отрицание средн. чел чел-ка толпы.

Ницше наделяет его демонич дионис. чертами. Прообраз он видел в героях античности и Возрождения. Ницше полагал, что в совр. общ-ве сверхчел-ка еще не было, его необх. вырастить. В этом и закл-ся задача чел-ва. Понятие сверхчел волюнтаризм и плюрализм учения Ницше, содерж-ся в нем антихрист. идеи были заимст. у Ницше идеологами фашизма.

В то же время в его учениях есть положения, кот. шли вразрез с идеологией и практикой фашизма он выступ. против всех форм масс. созн-я, против обезличив-я общ-ва. Совр. к-ру он рассм-л как массовую, мех-ю, коммерч-ю, предназнач-ю для развлеч-я к-ра торгашей. В зап. к-гии Ницше счит-ся одним из идеологов контрк-ры 60-70гг . 2 Зиммель в своей работе Конфликт совр. к-ры пыт-ся показать, почему понятие жизнь выдвиг-ся на 1 план фил-ей 20в. 18в природа, 19в общ-во. Происх. разруш-е стар. форм к-ры. Понятие жизнь исп-ся для выраж-я динамизма соц. и культ. явл-й 20в. В уч-ях Дильтея и Зиммеля оно отлич-ся субьективизмом жизнь отд. чел-ка. Зиммель сводит содерж-е жизни к чувству, мысли и опыту индивида.

Он счит что жизнь - это уник. творч. процесс, кот. искл-ет всеобщность и законом-сть в общ-ве нет законов. Чел. история - есть взаимод-е случайных, уник-х, неповтор-х судеб.

Т.о. понятие обществ. закона замен-ся понятием судьбы. Судьба может быть постигнута только ч з интуицию не ч з разум. Дильтей и Зиммель рассм. вопрос о том, чем разл-ся науки о природе и о духе естеств-е и истор-е. Причем науки о к-ре они относят к сфере ист. знания. Осн. методом ист. наук провозглаш-ся непоср-нно переживния ист. событий и их истолк-е. Иск-во истолк-ния лит. памятников и письм. зафиксир-х проявлений жизни назыв-ся герменевтикой. Дтльтей полагал, что историк должен воссоздавать не только изм-я в мат. к-ре, но и побудит-е мотивы истор. деят-ти людей.

Без выявл-я этой субьективн. стороны нельзя до конца понять, почемц ист. событие принимает ту или иную конкр. форму. 8.