рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Аксиологическая концепция культуры

Работа сделанна в 2002 году

Аксиологическая концепция культуры - Шпоры, раздел Культура, - 2002 год - Шпоры по Культурологии Аксиологическая Концепция Культуры. В Рамках Этой Концепции К Совокупность Ма...

Аксиологическая концепция культуры. В рамках этой концепции К совокупность матер и дух ценностей.

В современной лит-ре ценность понимается 1. как предмет, имеющий какую-л. пользу и удовлет ту или иную потребность чел 2. как идеал представление о желаемом 3. как значимость чего-л. для индивида или соц группы. Различают ценности 1. Витальные жизнь, здоровье 2. Соц комфортная работа, соц благополучие 3. политич свобода, правопорядок 4. Нравственные добро, честь 5. Эстетические красота 6. Религиозные бог 7. Семейно-родственные взаимоотнош. Различ ценности ЦЕЛИ высшие, абсолютные , Ценности СРЕДСТВА инструментальны. Ценности опред общую стратегич регуляцию поведения чел. Кроме ценностей регулятивную функц выполняют и др элементы К пержде всего - нормы она теснейшим образлм связана с ценностью, вытекает из неё. Та или иная культ ценность предстаёт как желат, конкретный вид поведения.

Нормы выражают специфику той К в кот они функционир. Особое знач имеют выделение правовых и моральных норм. Правовые нормы выступают главным образом в виде закона, они контролор гос властью, их несоблюдение ведёт за собой конкрет санкции.

Моральные нормы операются на силу общ-го мнения, убеждения чел в необ того или иного поведения, чувство ответственности, долга, совести. Правовые нормы исторически выросли из моральных, юридически закрепляли их. Нормы можно подразделить запрещающие, побуждающие. Запрещающие нормы во все времена играли заметную роль. С помощью этих норм об-во определяло ту сферу деят, выход за рамки кот мог угрожать безопасности др людей или об-ву в целом.

В разных культурах сфера рапретной рагламентации различна. Побуждающие нормы имеют иную силу. Они представл чел опред свободу. В общ-ве сущ механизм соц контроля за собой принятых в общ-ве ценностей и норм. Он включ в себя различ санкции способы реагирования окружающих на поведение чел в виде поощрения или наказания. Различает формальные и неформ санкции. Неформальные С. имеют силу морального поощрения или осуждения.

Форм С. опираются на силу закона, м они чётко обозначены. Их осущ контролир гос органами. К формал С. относятся и администр С кот накладываются в рамках труд законо-а. 17 Семиотические и символические концепции культуры. Язык, знаки и символы культуры. Культурные коды и типы культур. В рамках семиотич. концепции культура рассматривается как знаково-символьная система. Семиотика - это теория, изучающая свойства знаков и знаковых систем. Примерами знаковых систем явл. естественные разговорные языки, системы положений научных теорий, искусственные языки, системы сигнализации, программы и алгоритмы для различных машин, языки искусств.

Знак - это мат. предмет, кот. в процессах познания и общения выступают в качестве представителя, заместителя др. предмета и используется для получения, сохранения и передачи информации о нем. Знакам предается опред. значение. Значения фиксируют смыслы различных сторон, свойств предметов в действительности. Значения могут иметь исток в реальном, предметном мире, а могут порождать воображение сущности в мире культурных явлений.

Определенное знаковое содержание несет среда обитания чел-ка, предметы его быта, внешний вид, манера поведения, общения с др. людьми. Выделяют 3 вида знаков 1. знаки-обозначения 2. знаки-модели 3. знаки-символы. Знаки-обозначения - это прежде всего, слова, кот. обознач. различные предметы и действия, составляют основу естественного языка, служат средством коммуникации между людьми, средством общения.

Знак-модель - представитель др. предмета. Он воспроизводит определенные характеристики, свойства этого предмета рисунки, чертежи. Знак-символ - это материальное явление, кот. в наглядно-образной форме представляет абстрактную идею, общ. принцип. Символы формируются преимущественно целенаправленно, а не стихийно, представляют как конвенции, принимаемые людьми. В символах большое значение имеет аксиологический, ценностный компонент. В символе заключается общественный принцип - раскрытие многогранного содержания, смысла явлений.

Символами пронизано мифологическо-религиозное сознание. В зависимости от способов самоорганизации культуры принято выделять 3 типа культуры 1. дописьменный традиционный 2. письменный книжная культура 3. экранный в стадии формирования. В основу каждого из типов культуры положен определенный культурный код, т.е. способ хранения и передачи информации, тип культурной памяти. Дописьменная культура охватывает огромный доисторический период, эпоху деятельности и варварства, от 40 до 4 тыс. лет до н.э. Основу допис. культуры составляет мифологический культурный код. Своеобразие мифа заключалось в том, что в ней сочетались как реальные значения и наблюдения чел-ка, так фантазия, вымысел, вера. Чел. не выделял себя из окруж. мира, напротив, он наделял природные явления человеческими качествами.

Мир был не только способом понимания жизни, но и способом ее переживания в предметных и знаковых формах. Для первобытного чел. действия с реальными предметами были равносильны действиям со словами.

Мифологический кул. код не проводит не каких различий между моделью и объектом. В рамках мифологического культурного кода модель и объект, кот. она замещает, были связаны практическими потребностями людей. Миф. культ. код основывается на ряде базовых символов. Главными из них явл. тотемно-анимистические. Тотем символизировал родство чел. с объектами живой природы. Анимизм - вера в существование духов и душ. Душа символизировала жизнь того существа, кот. она одушевляла.

Миф. культ. код обеспечивал неизменность, замкнутость традиций культур. Образец поддерживался ритуалом. Письменные культуры возникают на рубеже 4 - 3 тыс до н.э. в странах древнего востока. Возникновение письменности было связано с усложнением соц. жизни, появлением первых государств, развитием и разделением труда, освоением новых форм деятельности. Появляются новые виды знаковой деятельности письменность, числа, счет, простейшие операции с числами, чертежами и т.д. Письменность проходит в своем развитии 3 этапа 1. пиктограмма - схем. Рисунок 2. иероглиф - более условное изображение 3. алфавит в 7 в. до н.э. в Финикии. Основными носителями письменного кода культуры являются священные книги Книга мертвых, Завет и т.д. Новая перестройка культурного кода происходит во второй половине 15 в. эпоха Возрождения. Она была связана с возникновением книгопечатания.

В 1445 г. И. Гуттенберг создал печатный станок. Первым изданием стала библия.

К кон. 15 в. в Европе было уже 1100 типографий, в кот. печаталась лит-ра по всем отраслям знаний на всех языках. Книгопечатание способствовало повышению уровня грамотности, развитию просвещения и образования. Окончательно новый культурный код утверждается во второй половине 18 в. В основу культурного кода зап. Европы Нового времени было положено уже не мифологич. и религ а научное занание. Экранная культура 1895 г. возникновение кинематографа - 28.12.1895 братья Люмьер С 1908 г. появл. худ. фильмы затем научные.

В конце 20-х годов и 20 века была решена проблема синхронизации звука и изображения на экране. Началась эра звукового кино 1928г. Следующим этапов в развитии экранной культуры стало появление телевидения, затем компьютера, в кот. современные ученые видят итог эволюции книги и того культ. Кода, кот. основан на линейном способе письма. Благодаря широкому распространению компьютеров каждая личность получила свободный выход в мир информации. Выравниваются возможности людей в приобщении к культурным ценностям. Благодаря глобальным компьютерным сетям мир становится более взаимосвязанным, целым.

Специалисты отмечают, что информационная и компьютерная революция имеет некот. негативные последствия. Компьютерная революция может привести к снижению индивидуального начала общекультурного уровня людей, их разобщенности, изоляции, дегуманизации и труда, личное общение отходит на второй план. Компьютерная революция может привести к усилению манипулирования людьми плюс всех современные СМИ . Средства современных СМИ искусственно создают и навязывают имиджи, языковые формулы, стереотипы мышления и поведения.

Это лишая чел. свободы выбора, подавляет личность. 18 Деятельностная концепция культуры Деятельностные подходы к обществу и культуре стали разрабатываться стали разрабатываться в наше лит-ре в 60-е г.г. деятельностный подход представлен в работах Давидовича, Жданова, Маркаряна, Кагана. Каган в своей работе Чел .деятельность опытная система анализа выделяет основные элементы деятельности субъекты деятельности, объекты деят-ти предметы деят-ти способы и средства ее осуществления.

К культуре Каган относит способы, средства и продукты деятельности. Деятельностный подход позволяет выявлять взаимосвязи между элементами культуры, представить культуру как целостную систему, показать источники и движущие силы развития культуры, ее противоречия. Одним из главных противоречий - противоречие между стереотипической и творческой деятельностью.

Стереотипы - это любые относит. устойчивые, повторяющиеся формы деятельности, кот. служат средством закрепления и передачи соц. опыта. Основными видами стереотипа деятельности являются обряды, обычаи и традиции. Обряды - формализованные формы деятельности, символич. модели поведения. Обряды несут большую этетич. нагрузку, выступают формой эмоц. Отношения к миру, способствуют укреплению связей между людьми. К обрядам относятся ритуальные действия религиозного хар-ра, празднества, игровые действия, торжественные церемонии.

Обычаи - это соц. значимые формы деятельности, благодаря кот. накопленный опыт передается от поколения к поколению. Обычаи действуют вне произвольной сфере, хотя в ряде регионов мира они регулируют и трудовые процессы. К ним относятся традиции трудовые навыки, формы поведения, жизн. уклад, воспитание. Традиции, в отличии от обычаев и обрядов, выступают в более обобщенной, интегрированной форме деятельности. Понятие традиции обозначает единый механизм аккумуляции и пространственно временной передачи соц. опыта.

Первоначальный смысл этого слова передача, предание указывает на его устойчивость преемственность. Своеобразие традиций в том, что они поддерживаются силой общественного мнения, а не юридич. установками. Выход за рамки стереотипов, создание новых форм культуры, происходит в процессе творч. деят-ти. Главный критерий творчества - конечный результат, продукт обладающий новизной. Творчеством являются достижения, кот. вносят вклад в историю мировой культуры, но творчеством явл. и деятельность, в процессе кот. чел-к для себя открывает что-то новое или создает его, даже если это является общепринятым достижением культуры.

Существует не только творческое производство, но и творч. потребление. Деалектич. взаимосвязь традиций и творчества. Существуют разные виды традиций. Есть такие кот. исключают творч. моменты, регламентируют поведения человека путем детальных предписаний, передают информацию в виде непосредственного образца для подражания.

На основе таких традиций формируются привычки, носящие характер автоматизма. Самодостаточным основание таких форм деятельности явл. сам факт их существования в прошлом. Привычки играют важную роль в воспитании, способствуют приобщению к культуре ребенка или взрослого чел оказавшегося в иной культурной среде. В процессе исторического развития возникают традиции, в основе кот. лежит не детализированная схема деятельности, а общественный идеал, принцип, творческий метод, т.е. абстрактное образование.

Такие традиции выступают лишь в качестве ориентира деятельности чел-ка. Примером таких традиций явл. философские традиции материалистические или идеалистические. Аналогичная ситуация характерна для худ. традиций. В творчество может входить в качестве момента стереотипные формы деятельности. А новаторская деятельность опирается на традиции, синтезирующие все предшествующие достижения культуры. 19. Субъекты культуры. Массовая культура По субъекту носителя культуру принято подразделять на мировую и национальную.

Мировая К лучшее достижение ценностей всех народов, населяющих нашу планету. В рамках каждой нац К. принято выделять Культуру соц общественностей, культуру личности знания, умения, навыки, способы конкретного чел, уровень его интеллекта, действия нравственного и эстетического развития. По субъекту носителя К. принято подразделять на массовую и элитарную. По вопросу об истоках массовой К. в Культурологии сущ разные точки зрения 1. предпосылки формир классовой К. связаны с возник-е крестьянской цивилизации, появл упрощён вариантов библии, рассич на широкую аудиторию. 2. Массовой культурой связаны с появл в европе.

Литер-ре XVII-XVIIIвв. жанра приключенческого детективного романа. 3. Большое влияние на развитие массовой К. оказал принятый в 1870г. в UK закон о всеобщей обязанности грамотности. 4. В собственном смысле массовая К. появилась на рубеже X X-XXвв в США. В этот период в Западных странах утвержд индустриал об-во, одной из главных хар-к кот становится всеобщ массовизация жизни. 5 осн-х значений термина масса 1. массы, как синоним невежественности 2. Массы, как недифференцированного множества 3. Массы, как механизированное общ-во. 4. Массы, как бюрократизированное общ-во. 5. Массы, как символ толпы.

Признаками чел-массы становится обезличенность, преобладание чувств над разумом, утрата личной ответственности. Важнейшие черты массовой К. 1. Массовая К. носит коммерческий хар-р 2. Ориентирована на широкую аудиторию потребителей 3. Для распростр массовой К. широко исполз ср-ва СМИ и реклама.

Массовая К. выполняет 2 главные функции развлекательную и компенсаторскую. Обладает 2 осн-ми качес-и имеет эффек-ю зрелищную форму и содержание. 4. Шаблонность, стереотипность, ориентирующая на средний и даже низкий уровень потребностей. Основат массовой К. считаются бизнесмены Голливуда. В дальнейшем создатели массовой К. пытаются учит интересы разных соц групп.

Сама массовая К. неоднородна, исключая разные уровни сущ-я. Мидкультура культура среднего уровня пытается синтезировать объед-е образы высокого и популярного искусства. В 70-90гг. в Западных странах кол-но преобладала К. среднего уровня. Кроме массовой сущ элитарная К. Она определяет элиты. В Западной К. неоднозначно, но во всех случаях элита противопоставл массе. Вначале под элитой понималось творческое и интеллектуальное меньшинство, а под элитарным искусством - искусство для немногих, для избранных, для дух элиты.

В 70-80 гг. возникла более мягкая версия теории элит и элитарного ис-ва. Под элитами стали пониматься группы по интересам, а под элит иск-ом - иск-во, кот находит понимание у опред и достаточно узкого круга лиц. Культура сложна по содержанию и трудна для неподготовленного восприятия. В современной Западной К. нет резкого противопоставления массовой и элитарной К кот была хар-на для первой половины 20 века. Достижения, идеи, худ приёмы элит иск-ва перенимаются массовой К-ой и подаются на широкую аудиторию в упрощённом виде. 20. Субкультура и контркультура.

Субк-ра - это такие явл-я к-ры, кот. идут вразрез, отрицают принятые в общ-ве ценности, нормы, принципы, идеалы. Существ-е субк-ры обьясняется соц-ми, этн-ми, демограф-ми различиями, существ-ми в общ-ве. Субк-ра выраб-ет свои особенные стандарты, образцы, свой стиль, свой кодекс правил и норм поведения. Субк-ры в известн. мере автономны, закрыты, не претенд. на то, чтобы закрыть собой господствующую к-ру, вытеснить ее. Однако в истории к-ры складываются такие сит-и, когда локальные комплексы культ-х ценностей начин. претенд. на некот. универсальность, выход. за рамки собств. культ. среды и провозглашает нов. ценн-е установки для шир. соц. общностей.

Для обозн-я таких феноменов в куль-гии исп-ся понятие контрк-ра. движение киников в Др. Греции, ран.христ-во, ран. буддизм. Контрк-ра выступ. в кач-ве тотализатора культ ист. процесса, содержит в себе возм-ти преобраз-я, обновл-я к-ры. Одной из контрк-р явл-ся молодежная, кот. проявила себя наиб. ярко в 60-70гг. в период масс. молод. движ-я на Западе.

Возникн-е и существ-е молод. контрк-ры обьясн-ся целым рядом факторов соц. и эк недостатки в сис-ме образ-я, психологические причины, стремл-е молодежи созд. свой особ. мир ценн-й, обрести круг единомышленников, возм-ти самовыражения. Молод, контрк-ра 60-70гг. впитала в себя нигилизм и анархизм, романтическое мироощущение, увлечение вост. религиями. В совр. время проявл-ем контрк-ры явл-ся движ-е неоглобалистов, кот. выступ. против экон. и культ. глобализации, транснац-х компаний, разделение стран на богатых и бедных, резк. соц. поляризации в совр. мире. 21 Социальные институты культуры и управление культурой.

Государство и культуры. Культура и рынок. Меценатство и его роль в развитии кул-ры. Культура - это саморегулирующаяся система включает следующие основные компоненты творцы потребители культура устроителей связывают творчество со зрителями импресарио, продюсер, спонсоры социальные институты культуры.

Значение соц. институтов заключается в том, что они организуют деятельность людей, без чего деятельность приобретает разрозненный, неустойчивый характер. Включают следующие элементы 1. система функций, закрепленных нормами, уставами 2. материальные средства здания, оборудование, финансы 3. кадры. Соц. институты культуры принято классифицировать по функциональному признаку 1. институты, осуществляющие духовное производство, создание дух. Ценностей театры, киностудии 2. институты, кот. рассматривают дух. ценности кинотеатры. Эта функция является главной и в деятельности школ, библиотек, музеев. 3. учреждения и организации, кот. планируют дух. деятельность и управляют кул-ными процессами НИИ, творческие союзы. Принято выделять 3 основных принципа регуляции культуры как особой сферы деятельности координация субординация состязательность.

Многие виды культуры и искусства требуют слаженных действий многих людей.

Поэтому их существование невозможно без принципов координации согласование действий и субординации подчинение единому началу. Кроме того, в кул-ре важна состязательность, кот. позволяет преодолеть монополизм отдельных направлений, групп, школ и осуществить отбор лучших произведений. Основным внешним регулятором культурной деятельности явл. гос-во. В каждом обществе в том или ином объеме гос-во поддерживает сферу кул-ры через бюджетное финансирование, спец. законодательство, соц. политики.

В развитых странах объем регуляции кул-ной деятельности осуществляется гос-вом значительно меньше, чем в развивающихся, т.к. там положена система регуляции кул-ры со стороны бизнеса и обществ. организаций. Основные направления культурной политики в развитых странах. 1. поддержка нац. культуры и языка в мире расширяющихся международных контактов и коммуникаций. 2. сохранение культуры прошлого. 3. противодействие негативному влиянию коммерциализации в сфере культуры. 4. налаживание взаимопонимания и взаимодействия между различными культурными группами внутри страны и за пределами 5. развитие региональных культур Основные направления культурной политики в развивающихся странах 1. формирование единой общенациональной культуры 2. осуществление программы ликвидации неграмотности. 3. подготовка и усовершенствование кадров для учреждений культуры. 4. расширение сети учреждений кул-ры. 5. демократизация кул-ной жизни. 6. учет и сохранение национального наследия, использование его элементов в совр. Жизни. 7. пропаганда достижений нац кул-ры за рубежом.

Культурная политика России в советский и постсоветский периоды.

После революции гос-во свою главную задачу в области кул-ры выделило в преодоление кул-ного неравенства, открытия доступа трудящихся к культ. ценностям, создание кул-ры для всего народа, а не для отдельных людей. С этой целью была проведена национализация учреждений кул-ры. В совет. период существовала монополия гос-ва в сфере ку-ры - гос-во планировало, финансировало, направляло кул. деятельность в стране.

Гос-во выделяло значительные средства на развитие образования и науки. В совет. период преобладали командно-администр. методы управления культурой. Существовало строгая регламентация культурной жизни. В сер. 80х г.г. в развитии нашей кул-ры и общества начался новый период смена экономического и политического строя. Происходит отказ от монополии гос-ва в сфере кул-ры. Но вместе с тем кул-ра лишается и фин. поддержки со стороны гос-ва. Сегодня по отношению к кул-ре действует остаточный принцип финансирования. Идут процессы коммерциализации во всех сферах кул-ры и видах кул-ры. Кул-ра и рынок.

В капитал. странах одним из главных регуляторов кул-ной деятельности становится рынок. Производство на рынок означает, что произведения кул-ры превращаются в товар. Соответственно успех художника определяется спросом на его продукцию на рынке. В этих условиях возникает сложная дилемма между свободой творчества и зависимостью художника от коммерческого успеха.

Рыночная цена произведения кул-ры не всегда соответствует его дух. ценности. Освобождая художника от диктатуры церкви и гос-ва, рынок ставит его в сильнейшую зависимость от колебаний коммерческого спроса. Жесткость рыночных регуляторов в определенной мере смягчается меценатской деятельностью. Меценатство и его роль в развитии кул-ры Сам термин меценатство происходит от имени Древне Римского полит. деятеля Гая Цильния Мецената, кот. оказывал помощь кружку поэтов в 1 в. до н. э. Меценатство - это особая форма воздействия на развитие кул-ры, творчество тех или иных художников.

Матер. поддержка деятелей кул-ры может служить достижению различных целей экономических, полит идеологических. Меценатство предполагает и бескорыстную поддержку высокого искусства, далекую от соображений престижа и утилитарности. Мецен-во получило широкое распространение в эпоху Возрождения. В 15 в. во Флоренции меценатами были купцы и банкиры Медичи, в особенности Лоренце Медичи.

История русской кул-ры знает не мало примеров меценатства. В кон. 16 - нач. 17 в.в. Строгановы покровительствовали творчеству наиболее искусных иконописцев. Расцвет рус. меценатства приходится на вторую половину 19 нач. 20 в.в. Мамонтов ж д олигарх в своем подмосковном имении Абрамцево создал кружок художников, композиторов, писателей, кот. стал одним из центров развития рус. кул-ры. В Москве 1885 г. Мамонтов создал частную рус. оперу, стал ее режиссером. П.М. Третьяков с 1856 г. постоянно покупал картины рус. худ-ков передвижников, собрал богатую галерею рус. живописи, а в 1893 г. передал ее в дар Москве.

С.Т. Морозов был меценатом МХАТа. Морозовы известны также как создатели музея зап. искусства. Щукины создали музей современной зап. живописи, Большой музей рус. старины. 22. Культура и природа. Экология и экологическая культура В рез преобраз есиесивен прорид среды, чел возвёл искусствен среду своего обитания. Это вторая, созданная чел природа - культура.

Чел осваивал природу не только на материально-практич, но и дух-теоритич уровнях. В рез-те возникл такие явл К как мифология, религия, наука. С одной стороны К. протовост природе, с др - К. нах в единстве с природой. Природа выступает, как предпосылка и условие возник и развития К. Природная среда оказ влияние на хар-р занятий, способы деят чел, общ-е разделение труда, темпы развития матер К. Климат оказ влияние на работоспособн. Плодоридие почв в сочетании с благоприятным климатом создаёт предпосылки для прогресса народа, на ней проживающ.

Природная среда влияет на хар-р политич системы, оказ влияние на особ-и хар-ра, минталитета народа. Особенности природ среды закреплены в К обретают устойчивость, и благодаря этому они могут проявл через неск поколений в совершенно др природной среде. Пр. среда играет важную роль на начал этапах формир и развития К. По мере развития чел, как соц и культ существа, влияние природы на культ жизнь ослабевает, увелич знач др факторов эк, политич, культ традиций, историч опыта. При всей важности географич фактора нельзя его абсолютизировать. Можно выделить 2 осн-е системы ценност установок в отношении природы, кот доминировали в общественном сознании в отдел историч периоды 1. была хар-на для культур древнего мира, она рассм чел в ед-е с природой. 2. сформир в поздней античности, вновое время стала доминир, благодаря идеологии хрис-ва и становления капитализму, природа стала рассм как источник пользы, выгоды.

Потребит-е, утилит-е отношение к природе привело к истощению, диградации природной среды. В отнош м у людьми и природой, культурой и природой возник эколг проблемы, и во второй половине XXв в ус-х НТР они приобрели глобал хар-р. Глаб-ть экол пробл закл в том, что в значит масштабах интенсивно происх загрязнение окруж среды.

В связи с возник глоб проблемы важное знач приобреб Экология. Вначале экология заним-сь изуч взаимоотнош м у растит и живыми орг-ми с природной средой. В дальнейшем объектом исслед стала биосфера Земли. В 70-х XXв возникла соц экология, кот изуч взаимоотнош м у общ-ом и природой.

В то же время, в качестве самост области исслед выделил экология человека, кот изучала воздейст природы и соц среды на зд чел, способ-ь адаптации в соврем ус-х. Центральное место в соц экологии занимает вопрос о формир экологич К. Эколоигич К способ согласования природного и соц развития, при кот обеспеч сохр-е природ среды. Это способ соед чел с природой на основе её более полного познания и понимания.

Важным признаком экологич К. на пр-ве явл малоотходность и ресурсосбережение, а в идеале - стремление к полной безотходности. Др важным признаком экологич К. на пр-ве и в быту явл степень исп-я возобновимых источников энергии. Формир экологич К. предполаг перестройку мировоз-й чел, формир новой сист це-й, отках от потреб подхода к природе, отнош к ней как к самоценности. Формир эк К. предполаг отказ от прежнего антропоцентризма, кот проявл в ориентации К. исключит на чел и его потребности.

В наст время кардинально изм роль и место чел в мире, он преврат в глобал фактор, опред динамику и масштабы проис-х на Земле из-й. Осознание чел того, что он должен выполнить важную биосферную функ, взять под свой контроль и регуляцию осн-е биосферные процессы. Формир эк К. невозможно без учёта эстетич фактора, т. е. Отнош к природе, как особой духовной эстетич ценности. Важным эл-ом эк К. явл экологич этика. Проблемами экологич этики заним А. Швейцер.

Он предлож новый взгляд на эволюцию и статус этики в соврем общ-ве. В основу новой этики должен быть положен принцип благоговения перед жизнью в любом природном её кач- ве. Все формы жизни равноценны. Уважение к жизни явл основанием морали и критерием выбора. Добро - всё, что служит сохранению и развитию жизни. Зло - всё то, что уничтож жизнь и препятст ей. Главным критер раз К. Ш считал ур-нь гумманизма, достигнутый общ-ом. Вариант этики Ш получил надвание неоантропоцентрийской или универсальной этики. 23 Культура и личность.

Социализация и инкультурация. Личность в разных культурах Следует различать понятия человек и индивидуальность. Понятие человека - родовое понятие, отражающее общие признаки, присущие всему чел. роду. В качестве главных признаков человека наличие сознания и самосознания, членораздельной речи, способность к трудовой деятельности и культурному творчеству, обладание нравственными качествами. Человек представляет собой диалектическое единство биологического и социального начала.

Человек своим происхождением обязан природе, обладает окружающей телесной организацией, у него есть биологические потребности и природные задатки, которые определяют его интеллект. Человек не только биологическое и социальное, но и культурное существо. Социальные и культурные качества человека формируются на базе высокоразвитого биологического организма. Сформировавшись на основе биологического, социальное преобразует его. Под влиянием общественной жизни изменяются некоторые элементы телесной организации человека.

Под влиянием общественной жизни биологические потребности содержательно меняются, окультуриваются, принимают цивилизованный вид. Материальные потребности чел-ка в определенной мере оказываются подвластны моральным и эстетическим регуляторам, сдержкам и балансам. Контроль над природными инстинктами и потребностями - важный элемент культуры. В процессе общественной жизни у человека формируются и развиваются не биологические, а нравственные, эстетические, социальные чувства, потребности, качества.

Понятие личность отражает соц. свойства, которые сформировались в процессе общественной жизни чел-ка. Они позволяют чел-ку жить в обществе, контактировать, взаимодействовать с другими людьми, выполнять различные виды общественной деятельности. Понятие индивидуальность - совокупность индивидуальных, неповторимых свойств и способностей, которые отличают данного индивида от множества других. Личность является носительницей культуры.

Культура не может реализоваться, а существует лишь как набор отвлеченных принципов и смыслов. В ней культурные нормы, ценности, знания, смыслы воплощаются в конкретное поведение чел-ка в окружающей среде, его отношению к др. людям, к миру в целом. Социализация - процесс формирования личности, формирования соц. свойств, качеств, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником соц. взаимодействия. Инкультурация - процесс, посредством которого человек усваивает основные элементы культуры, ценности, нормы, знания.

Социализация, по содержанию - двусторонний процесс. С одной стороны, она состоит в передаче обществу исторического опыта, знаний, ценностей, а с другой стороны, в их усвоении индивидом. Она имеет огромное значение, как для общества, так и для отдельной личности. Успех социализации для личности означает в какой мере она смогла реализовать свои способности и таланты. Соц-ция обеспечивает возобновляемость, воспроизводство соц. жизни.

Для сохранения целостности общ-ва и единого культурного пространства чел-к должен усваивать в процессе соц-ции культурные образцы двух уровней. Во-первых, это норма, действующие в масштабах всего общества, во-вторых, нормы, традиции, обычаи того региона, в котором живет человек. В самом процессе соц-ции принято выделять несколько этапов. Основанием для такого деления является развитие тех или иных качеств чел-ка и характер его взаимоотношений с окружающей средой. Американский исследователь Колберг выделяет 3 основных уровня в развитии дух. личности 1. доморальный индивидуум руководствуется собственными эгоистическими соображениями 2. уровень конвенциальной морали, которая ориентирована на заданные из вне нормы и требования. 3. уровень автономной морали у чел-ка формируются устойчивые моральные убеждения и принципы, можно самостоятельно осуществить выбор Общая логика процесса соц-ции состоит в переходе от внешних к внутренним сознательным регуляторам поведения чел-ка. Мн6огие психологи Ж.Плаже, Л.Выготский.

Этапы дух. развития личности синхронно совпадают с биологич. изменениями, существует устойчивая закономерная связь между уровнем дух. развития личности и ее возрастом и интеллектом.

Процесс становления и развития личности в детские и юношеские годы происходит в результате взаимодействия биологич, возрастных и соц. факторов. По мнению многих психологов и культурологов, социализация продолжается в течение всей жизни чел-ка - меняются соц. роли, которые выполняет человек, появляются новые должности, статусы - глубокие изменения может претерпевать само общество 24. Культура и общество.

К-ра возникла вместе с возн-ем общ-ва. К-ра и общ-во - это формы небиол. организации, совместн. жизнедеят-ти людей. М у ними сущ. и разл-я если интерпретир-ть общ-во ч з деят-ть, т.е. рассм-ть как коллект. субьект деят-ти, то к-ра выступ. как способы, ср-ва и рез-ты деят-ти. Если понимать общ-во как продукт взаимод-я людей, то к-ра выступ. как качеств. сторона этого взаимод- я. Особ-ти соц. сис-мы общ-ва опр-ся его культ. основой ценн-ми. Во все времена сущ-л интерес к к-ре как к соц.явл-ю, стремл-е понять место и роль к-ры в жизни чел-ка и общ-ва. Осн. соц. ф-ции к-ры 1. познавательная.

Ее выполн. фил-я, наука, иск-во. Научн. и худ. позн-е имеют свои особ-ти, они не дублируют, а дополняют и обогащают др. др. Наука изуч. в явл-ях и предметах общ. и необх-е, она стрем-ся за явл-ми обнаруж. сущность, за сов-тью фактов - законом-ти разв-я. Осн. задачи науки - это обьяснение и предсказ-е. Научн. зн-е сконцентрир. в понятиях, категориях, принц-х, законах, кот. приним. формализов-й хар-р. Худ. позн-е явл-ся образным и наглядным.

С пом-ю иск-ва мы познаем разл. ист. эпохи, человека, его дух. мир и психологию. 2. функция ист. преемств-ти. Накопл-е, сохран-е и передача соц.опыта. Благ. к-ре, соц. опыт передается как от 1 покол-я др так и в пределах жизни одного покол-я м у странами и народами. К-ра - это ист. память чел-ва. 3. коммуникативная.

Должна сущ-ть пост устойчивая, разностор-я и мобильн. сис-ма коммун-й. Общая теория комм-й Маклюэна разв-е ср-в комм-и опр. общ. хар-р к-ры и смену ист. эпох. Типы к-ры устн. речи, уст. прод-и письм. и печатн. прод-и электр. тип к-ры. Классиф-я типов комм-й традиц-й в локальн сельск. среде, функц-но-ролевой в город. среде, в усл-ях значит. дифференц-ти видорв деят-ти и образа жизни, массовый в совр. масс. общ-ве, озн. распр-е инф-и одноврем. для больш. числа людей . 4. интегративная.

К-ры явл. важн. фактором, обесп. целостность и уст-ть общ-ва. В роли консолид-го фактора выступ. такие эл-ты к-ры, как язык, символы, ценн-ти, нормы к-ры. 5. социализирующая. К-ра способств. формир-ю соц. кач-в, св-в, навыков, приобщ. чел-ка к существ-м в общ-ве ценн-тям, нормам, традициям. 6. регулятивная. К-ра регулирует повед-е чел-ка, отн-я м у людьми. 7. эгоистическая. Способств. творч. деят-ти чел-ка, разв-ю воображ-я, мышл-я, интуиции, оценочн. деят-ти. компесаторная.

Важная форма компенсации - праздник. Ее выполняют иск-во и религия. Религ. дает чел-ку иллюзорн. надежду и утешение. Происх. мним. снятие противоречий и конфликтов. Важным явл-ся психол. аспект комп. ф-ции религии, кот. наиб. отчетливо проявл-ся в покаянии и молит 25. Понятие цивилизации. Культура и цивилизация Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия.

По времени термин цивилизация возник гораздо позднее термина культура - лишь в XVIII веке. Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Ферпоссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития. Согласно другой версии, термин цивилизация был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах -широком и узком. Первый из них перекликался с тем, который вкладывал в него Ферпоссон, и означал высокоразвитое обществo, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости.

Второй смысл тесно переплетался с понятом культура и означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII века. Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете можно свести к трем основным.

В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, который рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений.

Наконец, сторонники третьего подхода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге Закат Европы 1918 - 1922 , согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой.

Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством. Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствует техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа.

Книга Шпенглера имела огромный успех, в ней ярко показаны многие характерные черты культуры и цивилизации. Однако сама концепция, основанная на полной противоположности и несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения и критику. Более приемлемыми представляются первые два подхода к пониманию соотношения культуры и цивилизации.

Между этими явлениями действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. Одними из первых на это обратили внимание немецкие романтики, которые отмечали, что культура прорастает цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Поэтому вполне объяснимо, что в повседневной жизни мы не слишком различаем их. Цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня культуры, которая в свою очередь включает в себя цивилизованность.

Некоторые ученые как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, придавая последней предельно широкое значение. Классификация цивилизации Эволюция цивилизации позволяет выделить в ней две основные стадии 1 аграрно- традиционную, характерную для рабовладельческого и феодального общества 2 индустриальную, связавшую с капитализмом. В современной литературе активно разрабатывается идея, согласно которой примерно с конца 50-х годов нашего столетия берет начало третья стадия цивилизации - постиндустриальная.

Она вызвана научно-технической революцией и высокими технологиями, которым соответствует постиндустриальное, информационное общество. Существуют также и другие классификации. Так, в зависимости от масштаба рассмотрения цивилизация может быть глобальной, то есть мировой, континентальной например, европейской, национальной французская, английская, региональной североафриканская. Иначе смотрят на классификацию цивилизаций ученые-востоковеды, которые полагают, изначально она распалась на два древа - Запад и Восток, обладающие своими, неповторимыми путями развития, из которых естественным и нормальным признается восточный, тогда как западный рассматривается как мутация, отклонение. Другие ученые также предлагают разделить все цивилизации на два типа, но дают им иное толкование одна из них - техногенная - объявляется характерной для Западной Европы, а вторая - психогенная - для восточных стран, примером которой может служить индийская цивилизация прошлого.

Наконец, иногда к цивилизации относят материальную культуру, а под собственно культурой имеют в виду духовную культуру.

При всем разнообразии существующих точек зрения на цивилизацию они во многом совпадают относительно рядя ее черт. Наиболее важными признаками и чертами цивилизации считаются 1 образование государства 2 возникновение письменности 3 отделение земледелия от ремесел 4 расслоение общества на классы 5 появление городов.

При этом наличие первых двух признаков практически всеми признается обязательным, а необходимость остальных нередко ставится под сомнение. В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Для нее характерны устойчивая цивилизация, малоподвижность, инерционность, порядок и дисциплина. Она стремится к всеобщности и универсальности, что особенно заметно проявляется в последние годы, когда на наших глазах на основе новейших технологий создается единая всемирная цивилизация.

Что касается культуры, то в ней первостепенное значение имеют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость и уникальность, изменчивость и новизна, неудовлетворенность собой, критическое и творческое начало, самоценность, стремление к возвышенному идеалу. 27 Теория циклического развития культуры О. Шпенглера и А. Тойнби Книга Данил. Россия и Европа оказала большое влияние на немецкого философа О. Шпенглера 1880-1936 г.г основной труд кот. Закат Европы. Вслед за Данилевским Шпенглер утверждает, что никакой общей истории не существует, история многозначна, существуют множество историй, отдельных замкнутых уникальных культур, кот. никак не взаимодействуют между собой.

Под кул-рой Шпенглер понимает единство экономической, политической, религиозной и худож. жизни народов, т.е. некий сложный организм. В основе каждой кул-ры лежит общественный идеал или степень кул-ры, кот. понятен лишь человеку принадлежащему данной кул-ре. Шпенглер выделяет 9 кул-р егип вавил иранскую, индийскую, греко-римскую. Вслед за Данилевским Шпенглер считает, что развитие кул-ры выстраивается по образцу живого организма, походит стадии детства, юности, зрелости, старости, смерти.

Цикл развития каждой кул-ры укладывается в один и тот же временной интервал - тысячелетие. Шпенглер делает акцент на последней стадии развития кул-ры, когда она переживает кризисное состояние. Фазу упадка кул-ры Шпенглер называет цивилизацией. Также как и Данилевский, он выступает против европоцентризма, считает, что античный мир и зап. европа не занимают привилегированное положение по сравнению с вост. кул-рой в общей истории человечества эти самостоятельные миры равноценны, грандиозностью своих духовных концепций они превосходят эллинскую культуру.

Шпенглер критикует зап. цивилизацию с консервативными ортодоксальными позициями. Шпенглер - противник социализма, социального равенства. Он отрицает в зап. кул-ре все, что привело ее к социалистическому учению, выдвигает на первый план традиции дворянства и духовенства.

Оригинальную концепцию исторического развития кул-ры предложил Л. Тойнби, англ. философ истории, автор 12томного труда исследования истории. Единицей истории у Тойнби является не национальное гос-во, не человечество в целом. По его мнению, содержанию цивилизации соответствуют 3 компонента соц. жизни экономический, политический, культурный, но в основе цивилизации лежит религия. Вслед за Шпенглером высказал мысль о множественности цивилизаций и цикличности их развития.

Вначале исследования Тойнби выделил 21 самостоятельную цивилизацию, а в завершающий период работы он называет 37 цив-ций, большинство из них умерло и забыто и к настоящему времени сохранилось лишь 5 цив-ций 1. западно-христианская 2. православно-христианская 3. исламская 4. индусская 5. дальневосточная. Тойнби пытается ответить на вопрос, как происходит возникновение и развитие цив-ций. В отличие от Шпенглера Тойнби не исключает взаимодействие, взаимосвязи цивил-ций, он считает эту взаимосвязь важным фактором исторического развития и даже формулирует закон о встречных цив-ций. Тойнби разработал теорию вызова ответа. Согласно ее возникновение и развитие цив-ции определяется способностью людей найти и дать правильный ответ на вызов исторической ситуации. И развитие цив-ции - это непрерывная смена вызовов и успешных ответов на них. Вызовы, стимулы могут быть как природные так и соц-ные. По мнению Тойнби выработка необходимого адекватного ответа на вызов среды - это функция творческого меньшинства, кот. выдвигает новые идеи, претворяет их в жизнь, увлекает за собой остальных, он считает, что общество состоит из 2 взаимодействующих частей творческого меньшинства и пассивного инертного большинства. Механизм взаимодействия между ними Тойнби называет мимезисом.

Мимезис встречается как в понятийных обществах, так и в развитых цив-циях, но имеет противоположную направленность.

В первобытном обществе объектом подражания является творческое меньшинство, т.е. мимезис обращен в будущее.

Тойнби считает, что в период возникновения и расцвета цив-ции власть сосредоточена в руках людей обладающих дарованиями и заслугами, моральным авторитетом в обществе. Тойнби считает, что главная причина надлома и гибели цив-ции заключается в том, что силы творческого меньшинства иссякают, оно оказывается не способным справиться с обстоятельствами, новыми проблемами, оно уже не может давать правильные ответы на вызовы среды и допускают роковые ошибки.

В период расцвета цив-ции массы подражают элите. В период ее надлома социальное единство общества утрачивается массой, и элита оказываются в разладе. Элита узурпирует власть, превращается в замкнутую касту, кот. опирается уже не на дарования и авторитет, а на материальные инструменты власти силу оружия. Это приводит к тому, что значительная часть населения превращается в пролетариат, главным признаком кот. Тойнби считает не бедность и низшее происхождение, а чувства неудовлетворенности.

Эта часть общества становится деструктивной силой, способствующей разрушению цив-ции. Упадок цив-ции включает фазы 1. надлом 2. разложение 3. гибель. Между надломом и гибелью могут проходить столетия и даже тысячелетия. Оценивая состояние современных западных цив-ций Тойнби обнаруживает в ней симптомы кризиса, но он надеется, что еще возможно ее спасение на путях возрождения духовности. 28. Концепция культуры П.А. Сорокина К теориям циклич развит относят концепцию П.А. Сорокина.

Осн-й труд - Социодинамика культуры. В работе структурная социология он вводит понятие социокультурное взаимодействие 1. Личность как субъект взаимод 2. Общ-во как совокуп взаимод лич-й 3. Культура знания, нормы, цен-и, кот владеют взимод лич-и. Сорокин отмечает, что не один из пунктов не может сущ в отсут-и 2 др. Главное в К цен-и. В качестве цен-й может выступ, как чувствен, так и сверхчувств начало, а также синтез того и др. В завис от этого С выдел 3 типа К. 1. Идеоциональная 2. Чувственная 3. Идеалистическая.

В идеоцион К. Бог, как сверхчувс начало, признаётся истинной реал-ю и высшей цен-ю. Эта К. по сути своей религиозна. К ней относят К. Брахманской Индии, буддистскую, Древнегреч, Западноевроп средневековую, культуру Др Ср-ой Руси. Главная истина - истина веры, кот постиг путём мистического опыта, Божест интуиции и откровения. Чувственная К. явл противоположн идеоциональной К. Античной Греции и Рима. В Европе этот тип формир в эпоху Возрожд, продолж своё сущ в XXв. В чувст К. окруж-й чел мир признаётся объективным, реальностным, он постиг с помощью органов чувств.

В ней получ большое развитие естеств науки. Резко возрост число науч открыт и технич изобрет. Матер ценности ставятся определ-и. На смену личным цен-м приходят временные. Своеобразие чувственного искусства - глав темы и персонажи искусства станов реал события и представители различ соц групп. Язык - натуралистичен, лишён всякой символики.

Идеалистическая К промеж, переходная м у идеоц и чувст. В ней гармонично сущ философия, наука, религия и искусство. А в искусстве реалистич, символич и алигорические стили. Рассвет этой К. приход на Золотой Век Античности. Чередование этих типов К. подчин строгому закону идеоцион смен идеалистич, а затем чувствен К. вновь продолж своё развитие в тех же типологич формах и в той же последовательности. При переходе от одного типа К. к др общ-во переживает кризис. В подобном кризисном сост пребывает соврем Западная ц. В ней проихс переход от чувст к идеоциональной.

Сорокин счит, что проявление кризиса В Соврем Западной К. наиболее очевидна в сфере морали. Он наз осн-е черты кризисной морали 1. Утилитарность 2. Геданизм чел ценит лишь то, что доставл развлеч, удовольствие 3. денежное сумасшествие 4. моральный релятивизм 5. Господство силы и принуждения в соц жизни в отнош м у людьми. Выход из кризиса К. С. видит неизбежном переходе к идеоциональной К. В 60-х гг. Сорокин разраб теорию Конвергенции Суть осн-й тенденцией соврем эпохи явл сближение 2 противоположных систем капиталистич и соц, в дальнейшем их слияние в некое смешанное общ-во, кот будет соед лучшие черты каждой из них. 29. Проблемы исторического развития культуры в трудах К. Ясперса В культурологии разраб теории линейного развития К. Одна из таких теорий была разраб нем философом К. Ясперсом Смысл и назначение истории 1949 . Я. Предлож противоположность теории культ циклов идею, кот заключ в том, что чел-во имеет ед истоки и общую цель. В развитии всемир ист Я. Выдел 4 периода 1. Доисторическая эпоха 2. Эпоха древних культур 3. Осевая эпоха 4. Новая научно-тех. Доисторическая 20 тыс.лет до н.э. чел живёт вне истории, он лишён чувства времени, почти не выделяя себя из природы и животного мира. В это время происх возник языков, изобрет орудий труда.

Чел нач исп огонь.

Формир мифологич картина мира и соответ ей правила поведения. Важным признаком К. эпохи Я. Счит тип коммуникации. В доисторич период Коммуник выполн практич роль. Доисторич период продолж до конца IV тыс. до н.э. В это время возник великие культуры древности Шумерская, Египетская, Эгейская, Культура Доарийской Индии. Возник гос-во, письменность, начинает исп сила воды. Всё это знаменует переход к новой фазе культ развит Историческому периоду.

Между 800 и 200 гг. до н.э. происх культ переворот, кот Я. Назвал началом Осевого Времени. Он происх независимо одновременно в 3-х регионах на Востоке, на Ближнем Востоке Иран, Палестина, на Западе Др. Греция. В это время происх переход от мифологич к рацион научному знанию, заклад основу научных и философских знаний, искусства и мировых религий, формир категориальный аппарат, отвеч треб-м соврем науки.

Вначале на путь осевого вр вступили лишь немногие этнические общ-ти, но в дальнейшем и др народы начинают воспринимать идеи осевого времени и включ в историч развитие. В осевую эпоху происх изм-е мировоз-й чел. Он осознаёт бытий в целом, самого себя и свои границы.

Осознание безгранич мироздания и своей собст незащ-и разруш непосредст, гармоничное отнош к миру. Это чувство Я. Наз историческим сознанием. Осознание собственного одиноч-ва порожд потреб общения с др людьми. Это дух общение Я. наз подлинным экзистенциальным общением. Новая научно-тех эпоха этот новый тип К. формир в эпоху Возрождения, утверж в Новое Время. Он основан на достиж науки и техники. Для соврем эпохи хар-но глобальное ед-во чел. Европейская К. оказ влияние на все др мировые К. Однако, Я. Полагает, что соврем Европ К. нельзя рассматр в качестве второй основ мировой истории, поскольку в основе истории, как ед процесса, должно лежать дух начало.

Анологию соврем Европ К. следует искать не в осевой, а в доисторической эпохе. Я. счит, что, если в будущем наступит второе осевое время, то это произойдёт тогда, когда будут открыты новые основы дух жизни общ-ва. 30. Тема кризиса культуры в философских и куль-х исслед конца XIX-XXвв Кризис К это традиц тема в рамках исслед-й фолософоф и культ-в. Проблематика кризиса К. была порождена изм-м в жизниевроп общ-ва этого периода.

Эк нестабил, мировые война и рев-и, фашизм и геноцид, упадок традиц цен-й, утрата веры в науку, в рац-е постижение мира всё это проявл кризисного состояния Западного общ-ва конца XIX-XXвв. Собственное видение проблемы кризиса К. предлож А. Швейцер. В своих работах Упадок и возрождение культуры он анализир причины кризиса соврем К. Главная причина кризиса К. в том, что в развитии К. было нарушено равновесие матер сторона стала развив интенсив, чем дух. Этому способ успехи науки и прктики.

Ш. Анализир проблему противореч культ разв. Он обращ внимание на то, что создание машины и мировой торговли привело в конеч счёте к мировой войне. Тех достиж были обращены на уничтож людей и мира. Среди факторов, препят развит К. Ш. Наз ограничение свободы. Ш анализ причины кризиса, счит, что его ещё можно останов. Для этого необх выработка нового мировоззрения оно должно быть оптимистич и эстетич.

Тема подавления личности стереотипами массового сознания, как одна из главных причин кризиса К станов традиц в философии и К. XXв. Под массой Ортега понимает массу людей без особых достоинств, тех, кто не веделяет себя из общ-ва, кто мыслит и чувствует как все. Под элитой - высшую, интеллектуальную, нравственную, творческую часть общ-ва, тех, кто предъявл к себе повыш требования. Элита призвана выполн общенац задачи, быть лидером, вести массы по намеченному пути. В XXв историч ситуация измен, произошло восст масс, под кот Ортега понимает не революц выступл народа, а установившееся господство среднего чел. Массы, претендуя на управление общ-ом, не имея никаких оснований. 31. Культурный прогресс и регресс.

Критерии культурного прогресса Культ прогресс - поступ восход развит К переход от К. одного кач-ва к К. более высокого кач-ва. Смена куль-историч типов, при кот каждый послед тип К. превосх прдыдущ. Куль регресс связан с утратой достигнутого, попятных движ, уничтож культ цен-й. В марксизме проблема к прогресс связана с учением об общ-эк формациях.

Макрс и Энгельс выделяли 6 формаций. Культурный прогресс предстаёт, как закономер, поступ процесс смены формац типов К. Классики марксизма считали, что о культурно-ист процессе можно говорить лишь, как об общей тенденции развития К. В разные ист эпохи на первый план выходят те виды К кот наиболее полно отраж своеобразие эпохи, её потреб и идеалы. В процессе развит К. периоды расцвета могут сменяться пероидами её застоя, деградации.

Центры мировой К. постоянно перемещ из одной страны в др. Противореч хар-р в развитии К. прояв в том, что 1. возможны несоответствия, противореч м у разн видами К. 2. возможны несоответствия, противореч м у разными сторонами, элементами одного и того же вида К. 3. возможны несоответствия, противореч м у создателями и потребит к цен-й. Диалектика становл нового такова, что новое не может сразу и во всех отнош превзойти старое.

Этим объясняются моменты регресса на этапе становл более высокой по своему качеству К. Всю сложность и противореч развит К. отраж спиралеобраз форма. Она показ, что в развитии К. есть и поступат направленн и моменты регресса и повторения пройденного на более высок ур-е. Многие исслед полаг, что при наличии специфич критериев культ прогресса возможна и необходима выработка главного высшего критерия прогресса К. В кач-ве главного критерия культ прогресса рассм мера развития сущ-х сил чел. В процессе развития К. совершенис-я ср-ва дух и практич освоения чел дейс-ти, повыш его мастерства, соверш умений, навыков, практич способностей технологич сторона прогресса. Культ прогресс включ и гносиологич сторону, он связан с обогащ чел знаний со всё более углубленным и распростр отраж-м дейст-и в различ видах дух К. Развитие гносиологич стороны расширяет возможн для свободы выбора.

К прогресс связан с развитием и обогащением потреб чел. 32. Культурная модернизация.

Фундаментализм как культурная ориентация Модернизация - процесс перехода от традиц К. к соврем. В зависим от соотнош в К. традиций и современности К. принято подраздел на традиционные и модернистские. Для традиц общ-ва хар-но преоблад традиций над инновациями, господство миф, религиозн представл, циклич хар-р развития, коллектив отнош м у людьми, авторит хар-р власти, ориентация на мировоззренческие ценности, отсут-е отложенного спроса. Современные К. имеют след особенности ориент на инновации, светский хар- р соц жизни, демократич форма власти, выделенная инд-ть, оринтир на инструмент цен-ти, на точные науки и технологии, наличие отложенного спроса.

Переход от традиц К. к модернистской в Западной Европе нач в эпоху Возр заверш в Новое Время. Восточные общ-ва долгое время оставались замкнутыми, локальными, трад. В XIX-XXвв там нач проц-ы модерн в рез-те усвоения Зап опыта. Эти процессы прокет сложно, противоречиво. В связи с этим выдел 3 осн-х варианта, в кот происх модерн в соврем мире 1. Симбиоз при кот поддерж относит независ сосуществ традиций и современности.

Она хар-на для колониал сист, в кот новые элементы вводятся иностранными властями и исход из интересов монополии 2. Конфликт культур модерн против традиций. В этом случ рез-м модерн явл слабая адаптация к технич достиж Запада. При этом происх потеря традиц К. без обретения современной. Такая мод хар-на для некот стран Африки 3. Синез взаимод и огранич соед традиц и соврем. Он имеет место в том случ, если социокульт сист осваивает достиж др народов в тех сферах, кот в ней самой развиты недостаточно, но при этом оно сохраняет свою исход основу, самобытность, сбособн поддерж свою целостность и устойчивость.

Возможно возник 2 тенденций модернизма и фундаментализма. Модернизм - стремление приспособ религию к потреб сегод дня очищ её от архаизмов, чрезмерных запретом и ограничений. Фундаментализм - признание неприкосновенности всех догм религии в первозданном виде. Модернисты выступ за союз науки и религии, смелое исп достиж НТП. Религия - это важное ср-во формир нравственных кач-в чел. В Турции в первой половине XXв были провед соц и эк преобраз, кот затронули и религиозную сферу.

Мусульманство было отделено от гос-ва. Во второй пол XXв произошло крушение колониальной системы. Получили распростр концепты исламского соц. Модерн-ие тенденции стали проявл в ряде крупных арабских стран Египет, Сирия, Ирак. В последнее 10-е увелич роль исламского фундаментализма. Фундам-ы призыв к возрожд средневек чистоты ислама.

Признают авторитет исключительно Корана и Суммы. Решит отверг дух влияние со стороны Запада. Число ислам фундамен с каждым годом растёт, а их дейст приобрет всё более экстремистский хар-р. Многие философы видят конфликт XXIв в войне цивилизаций, столкновении Запада с миром ислама. 33. Этническая и национальная культура Этнич. народн. к-ра - это к-ра людей, связ-х общностью происх-я и совм. хоз. деят-тью. Местн. огранич-ть, жестк. локализ-я, обособл-е в сранит. узк. соц. простр-ве - одна из главн. черт этой к-ры. в ней господствует сила традиции, привычки, обычаев, передающ-ся от пок-я к пок-ю на семейн. или соседск. ур-не. Главн. мех-мом культ. комм-и явл-ся непоср. общение живущих рядом людей.

Осн. эл-ты - мифы, легенды, фольклор, обычаи, традиции - сохр-ся и перед-ся в рамках дан. к-ры посредством естеств. спос-тей кажд. чел-ка. Этой к-ре присущ изоляционизм, резк. разгранич-е и противопост-е своего и чуж. Она лишена авторства, безымянна и анонимна.

Нац-я к-ра - к-ра людей, прожив-х на дов. больш. простр-вах и не связ-х родствен. отн-ми. 1 Главн. признак - общность экон. жизни. Нация форм-ся с разв-ем капитализма, при кот. форм-ся общ. рынок, един. сис-ма валюты, ср-в передвиж-я, налогов. 2 Общность терр-и не только простр геогр. границы, но и прир. усл-я . 3 Общие черты псих. склада, кот. закрепл-ся в менталитете народа. 4 Нац. самосознание, т.е. осозн-е своей принадл-ти к той или иной нации. 5 Общность культ. жизни, общекульт-е черты вознпк-е письм-ти. Нац. к-ра лишена культового хар-ра и явл-ся прод. индивид-го творч-ва. Она созд-ся не всем этносом, а только образов. частью общ-ва, научн. и худ. интеллигенцией.

Нац. к-ра может нах-ся в сложн. отн-ях с этн. к-рой. До опр-го момента нац. к-ра может ост-ся чуждой народу, далекой от него, хотя бы в силу его неграмотности. Может нести печать кастовой, сословн элит. обособл-ти. Этот разрыв преодол-ся путем просвещ-я, образов-я народа, его всеобщ. грамот-ти СМИ и разл. культ. учрежд-я. Гумилев - теория этногенеза процесс от взн-я до распада этноса. Работы Этногенез и биосфера Земли , От Руси к России. У кажд. этноса есть свое нач. и конец.

Продолж-ть этногенеза сост. 1,5 тыс. лет. Фазы разв-я этноса подьем пассионарности, пассионарн. перегрев, медл. спад, надлом, инерция или цивил. период. После этого этнос либо расп-ся, либо сущ-ет как реликт. Разв-е этносов опр-ся наличием в них особых людей - пассионариев, обладающих сверхэнергией, неукрот. стремл-ем к намеч. цели. Акт-ю, деят-тью пасс-ев обьясн-ся главн. ист. события в жизни народов, а само их появл-е завис. от косм. факторов.

Начало своего ист. пути этнос получ. из космоса. Гумилев примен. теорию этногенеза к анализу мир. и рус. ист-и. В ист. России имели место 2 пасс. взрыва 1-2вв.н.э формир-е слав. этноса 13-14вв.н.э появл0е нов. пок- я пассионариев, готовых на жертвы. Сформ-ся нов. этнос - великороссы или россияне, кот. образ-ся из 3-х комп-тов слав угрофин татарский.

Гум. полаг что смеш-е разн. народов - непрем. усл-е формир-я этноса. 16-17вв пасс. перегрев, 18-19вв наиб. оптим. в смысле пасс-ти время, сер.19в фаза надлома сниж-е ур-ня пасс-ти, конфликты и войны. Сейчас мы нах-ся в кон. фазы надлома. Цив-я благоприятна для накопл-я мат. к-ры, упорядочения быта, разв-я техносферы. 34 Западная и восточная типы культуры В зависимости от региональной принадлежности в культурологии принято выделять 3 крупных типа культуры - западный - восточный - западно-восточный, евразийский Отличия Западной и Восточной культуры 1. они различаются динамикой развития. зап. кул-ра развивается динамично, скачкообразно, прошла разные этапы в своем развитии.

Вост. кул-ра развивается эволюционно, долгое время оставалась замкнутой, лаконичной, традиционной. Только в 19-20 вв. в вост. странах начались процессы модернизации 2. В вост. и зап. кул-рах по-разному решались мировоззренческие вопросы - различным было отношение к миру. В зап. кул-ре подчеркивалось активное отношение чел-ка к миру. Для зап. кул-ры характерен ускоренный прогресс науки и техники, быстрое изменение предметного мира. Зап. стратегия - это изменение среды обитания чел-ка. Вост. же кул-ра более ориентирована на самостоятельность чел-ка, его дух. совершенствование, изучение возможности регуляции чел-го организма.

В вост. кул-ре возникла идея нирваны, концепция недеяния, получила признание теория непротивления злу насилием различным было отношение к природе.

На Зап. сформировалось утилитарное прагматическое потребительское отношение к природе. На Вост. отношение к природе было более созерцательным, трепетным, более мудрым. Считалось, что человек должен координировать свои действия с законами космоса, природы, жить в гармонии с ней. Такое отношение к природе оказало большое влияние на характер вост. искусства. На Вост. впервые возникли пейзажная живопись, садово-парковое искусство, экибана - различным было понимание чел-ка, его отношение к обществу, гос-ву. На Зап. чел-к рассматривался как автономная, самостоятельная, свободная личность, обладающая естественными правами, которые должно гарантировать гос-во. На Вост. всегда подчеркивалась важность интересов не отдельной личности, а семьи, общины, касты, клана, гос-ва воспитывалось преклонение перед гос. властью.

Для Вост. были характерны коллективистские традиции и значительная роль гос-ва в общественной жизни различное отношение к возможностям человеческого разума.

На Зап. сформировалась сильная рационалистич. традиция, которая проявлялась во всех видах кул-ры. Рационализм - учение, которое в познании и творчестве отдает приоритет разуму, рациональному началу, абстрактному, логическому мышлению. Восток более тяготен к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию. Этим и объясняется и традиционное для Востока внимание к медитации, самоанализу. Главными факторами худ. творчества считались воображение, интуиция, озарение просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном 3. Различным было соотношение разных видов кул-ры. Важная черта вост. кул-ры - это жесткое переплетение религиозных, философских и научных идей. Наука рассматривалась как средство дух. совершенствования чел-ка. Долгое время не оформлялась в самостоятельную область знаний.

А научные сочинения появлялись как части дух. поучений. На Зап. разные виды кул-ры существовали самостоятельно и более конфликтно, чем на Вост. На Зап. еще со времен Античности сформировалась сильная материальная традиция.

Исследователи отдавали предпочтение миру физических явлений, а наука рассматривалась как средство физического прогресса развития производства. В рамках Вост. культуры выделяются 4 основных культурно-исторических типа 1. индо-буддийский 2. китайско-конфуцианский 3. арабо-мусульманский 4. -японский В рамках Зап. кул-ры выделяются 1. европейская 2. американская 3. австралийская 35 Своеобразие культуры России, ее место и роль в мировом культурно-историческом прогрессе.

На характер рус. кул-ры большой влияние оказали особенности природы России. Суровый климат русской равнины, лес, реки, степи, бескрайние просторы - все это формировали основы отечественной кул-ры мировоззрение народа, характер его расселения, связи с др. землями, тип хоз. деятельности, отношения к труду, организацию соц. жизни, фольклорные образы, народн. философию. Ключевский природа приучила русского чел. к чрезмерному напряженному кратковременному труду.

Поэтому ни один народ не мог так напряженно трудиться. Борьба с природой требовала от рус. людей совместных усилий. Поэтому устойчивыми понятиями стали наваливаться всем миром и аврал. Прир

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Шпоры по Культурологии

Культурные коды и типы культур. 18 Деятельностная концепция культуры 19. Субъекты культуры. Массовая культура 20. Субкультура и контркультура. 21.. Культура и рынок. Меценатство и его роль в развитии культуры. 22. Культура и природа. Экология и экологическая культура 23 Культура и..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Аксиологическая концепция культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вклад мыслителей эпохи Возрождения в понимание культуры
Вклад мыслителей эпохи Возрождения в понимание культуры. ВОЗРОЖДЕНИЕ Ренессанс, эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение

Проблемы культуры в социальной философии марксизма
Проблемы культуры в социальной философии марксизма. Марксизм - философское, экономическое и политическое учение, основоположники которого - К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на изучение немецк

Проблемы культуры в рамках философии жизни
Проблемы культуры в рамках философии жизни. В философии Вожрождения и Нового времени сформ-сь классич-я конц-я культуры, основ-я на принципах гум-зма, рац-зма и историзма. И в ее рамках сформ-ся ид

Осмысление культурологических проблем в неокантианстве
Осмысление культурологических проблем в неокантианстве. Неокантианство - философское движение второй половины 19 в возникшее под лозунгом назад к Канту. Объединяет в себе целый ряд разнородных напр

Экзистенциалистская концепция культуры
Экзистенциалистская концепция культуры. Экзистенциализм - философия жизни. Это направл получ распростр в 30-60 гг. XXв. В странах Западной Европы. Классиками счит. М. Хайдегер, К. Ясперс, Ж-

Структурализм и постструктурализм в культуре
Структурализм и постструктурализм в культуре. Структурализм - направление, которое ставило своей задачей выявление структуры различных сфер культуры. В начале структурализм существовал как конкретн

Системное построение культуры
Системное построение культуры. В культорологии выдел 2 осн-х вида К. 1. Матер. 2. Дух-я. Главным критерием, разгранич этих культур явл не форма сущ-я, а хар-р потребностей, на удовлет кот направлен

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги