Керамика – один из видов народных художественных промыслов

РЯЗАНСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ Кафедра Социально-культурная деятельность КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ Народное художественное творчество Студентки IV курса группы 1817 ОРЛОВОЙ СВЕТЛАНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ Рязань 2001 г. Тема Керамика один из видов народных художественных промыслов Содержание.Введение. 1. Керамика как вид народных художественных промыслов. 1. Гжель. 2. Скопин. 3. Дымковская игрушка. Заключение.

Библиография. Введение. Народные художественные промыслы занимают видное место в отечественном декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры. Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы.

Происхождение народных промыслов различно. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, которыми владели с детских лет крестьянки, выполняя одежду, полотенца, столешники и т.д стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов.

Другие промыслы происходят от деревенских ремесел. Например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях издавна были областью деятельности местных мастеров-ремесленников. С течением времени, распространяясь в отдельных центрах, а нередко охватывая целые районы, они превращались в промыслы. Некоторым промыслам предшествовали светелки - работа в помещичьих мастерских например, мстерская белая гладь. Иные родились из городского ремесла.

Например, холмогорская резьба по кости или великоустюжское черневое серебро связаны с искусством городских ремесленников, с привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер назначения изделий. Древнерусская иконопись, европейская станковая живопись и графика стали основой искусства русской лаковой миниатюры. Каждому творческому коллективу оказалось под силу создать свою художественную систему, свой образный язык, свою школу мастерства, которые приобрели значение традиции.

О русском народном искусстве, включая и промыслы, существует довольно обширная литература, посвященная как общим вопросам, так и отдельным частным проблемам их развития. Произведения искусства народных художественных промыслов собираются музеями. В нашей работе мы остановимся на одном из видов народных художественных промыслов керамике. 1.

Керамика как вид народных художественных промыслов

капиталистической промышленности, выделением крупных фабрик, гжельский... Гжельская посуда с синей кобальтовой росписью по белому фону завоевала... глазури здесь не применяли, а делали обычные черные синюшки и обварные... Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор, ... Вместе с тем традиционный круг тем не утрачен, он помогает сохранить с...

Заключение. В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа. Оно неоднородно и сегодня. Его произведения разнообразны от маленькой брошки, сувенирной фигурки- игрушки, до громадных ковров, крупных кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, мебели, уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.

БИБЛИОГРАФИЯ. Каплан Н.И Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы Учеб. Пособие.

М. Высш. Школа, 1980. 176 с ил. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. М. Искусство, 1982. 577 с ил. Попова О.С Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. М. Знание, 1984. 144 с. Уткин П.И Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М. Высш. Школа, 1992. 159 с. Андреева О Бежина И. Комодные игрушки для любования Народное творчество. 2000 2. С.46-47. ХохловаЕ. Скопинское гончарство народное творчество. 1997 6. С.38-40.