Метод действенного анализа в режиссуре театра, кино и телевидения

Содержание Введение 2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 6 Заключение 20 Литература 25 Введение Подводя итоги ХХ тысячелетию, среди событий уходящего века одним из величайших было признано открытие Станиславским метода действенного анализа Газета для женщин рубрика Цитата . Готовясь к этой работе, в поисках материала, я наткнулся еще на одну интересную статью Марокканскому Национальному театру исполняется 40 лет. Его новый директор Джамаль Дхисси пришел в театр год назад.

Я благодарю Бога за то что он дал мне жизнь, родителей за воспитание, ГИТИС за мое творческое рождение говорит Дхисси. По словам самого Джамаля, для марокканского театра важен был метод действенного анализа великого Станиславского. Задуманная как практическое руководство для актра и режиссра, система Станиславского приобрела значение эстетической и профессиональной основы искусства сценического реализма. В противоположность ранее существовавшим театральным системам, система Станиславского строится не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, порождающих тот или иной результат.

В ней впервые решается проблема сознательного овладения подсознательными творческими процессами, исследуется путь органического перевоплощения актра в образ. Система Станиславского возникла как обобщение творческого и педагогического опыта Станиславского, его театральных предшественников и современников, выдающихся деятелей мирового сценического искусства.

Он опирался на традиции А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, М. С. Щепкина. Особое влияние на формирование эстетических взглядов Станиславского оказала драматургия А. П. Чехова и М. Горького. Развитие системы Станиславского неотделимо от деятельности Московского Художественного театра и его студий, где она прошла длительный путь экспериментальной разработки и проверки практикой. В советское время система Станиславского под воздействием опыта строительства социалистической культуры оформилась в стройную научную теорию сценического творчества.

Система Станиславского является теоретическим выражением того реалистического направления в сценическом искусстве, которое Станиславский назвал искусством переживания, требующим не имитации, а подлинного переживания в момент творчества на сцене, создания заново на каждом спектакле живого процесса по заранее продуманной логике жизни образа. Раскрыв самостоятельно или при помощи режиссра основной мотив зерно произведения, исполнитель ставит перед собой идейно-творческую цель, названную Станиславским сверхзадачей.

Действенное стремление к достижению сверхзадачи он определяет как сквозное действие актра и роли. Учение о сверхзадаче и сквозном действии - основа Система Станиславского Оно выдвигает на первый план роль мировоззрения художника, устанавливает неразрывную связь эстетического и этического начал в искусстве. Целенаправленное, органическое действие актра в предлагаемых автором обстоятельствах пьесы - основа актрского искусства.

Сценическое действие представляет собой психофизический процесс, в котором участвуют ум, воля, чувство актра, его внешние и внутренние артистические данные, названные Станиславским элементами творчества. К ним относятся воображение, внимание, способность к общению, чувство правды, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, пластика и т.д. Постоянное совершенствование этих элементов, вызывающих у исполнителя подлинное творческое самочувствие на сцене, составляет содержание работы актра над собой. Другой раздел системы Станиславского посвящен работе актра над ролью, завершающейся органическим слиянием актра с ролью, перевоплощением в образ.

В 30-е гг опираясь на учение о высшей нервной деятельности И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Станиславский пришл к признанию ведущего значения физической природы действия в овладении внутренним смыслом роли. Метод работы, сложившийся в последние годы жизни Станиславского, получил условное наименование метода физических действий. Особое внимание уделял режисср проблеме словесного действия актра в роли и овладения текстом автора.

Чтобы сделать слово подлинным орудием действия, он предлагал переходить к словесному действию лишь после укрепления логики физических действий, предшествующих произнесению слов. Прежде чем заучивать и произносить слова автора, надо возбудить потребность в их произнесении, понять причины, их порождающие, и усвоить логику мыслей действующего лица. Крупнейшее теоретическое достижение театра, система Станиславского способствовала утверждению метода реализма в сценическом искусстве.

Не считая свою систему завершенной, Станиславский призывал учеников и последователей продолжать и развивать начатую им работу по исследованию закономерностей сценического творчества, указал путь его развития. Театральные идеи Станиславского, его эстетика и методология получили огромное распространение во всм мире.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Если мы говорим, что сутью театра является раскрытие правды жизни пьес... С. VI. Значит, намечена уже и внутренняя линия переживаний. Параллельно с анализом происходящего в пьесе действия Станиславский ре...

Заключение

Заключение Деятельность Станиславского его идеи способствовали возникновению самых разных театральных течений, оказали огромное влияние на развитие мирового сценического искусства 20 в. Станиславский внс огромный вклад в национальную и общечеловеческую культуру, обогатил мир новыми художественными, ценностями, расширил границы человеческого познания.

По признанию крупнейших мастеров зарубежной сцены, весь современный театр использует наследие великого русского режиссра. Система Станиславского - это условные наименования сценической теории, метода и артистической техники.

Задуманная как практическое руководство для актера и режиссера, она в дальнейшем приобрела значение эстетической и профессиональной основы сценического искусства. На нее опирается современная театральная педагогика и творческая практика театра. Система возникла как обобщение творческого и педагогического опыта как самого Станиславского, так и его театральных предшественников и современников. Она отличается от большинства ранее существовавших театральных систем тем, что строится не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, порождающих тот или иной результат.

В ней впервые решается проблема сознательного овладения подсознательными творческими процессами, исследуется путь органического воплощения актера в образ. Центральной проблемой системы является учение о сценическом действии. Такое действие представляет собой органический процесс, который осуществляется при участии ума, воли, чувства, актера и всех его внутренних психических и внешних физических данных, называемых Станиславским элементами творчества.

К их числу относятся внимание к объекту зрение, слух и др память на ощущения и создания образных видений, артистическое воображение, способность к взаимодействию со сценическими объектами, логичность и последовательность действий и чувств, чувство правды, вера и наивность, ощущение перспективы действия и мысли, чувство ритма, сценическое обаяние и выдержка, мышечная свобода, пластичность, владение голосом, произношение, чувство фразы, умение действовать словом и прочее.

Овладение всеми этими элементами приводит к подлинности совершаемого на сцене действия, к созданию нормального творческого самочувствия в предлагаемых обстоятельствах. Все это составляет содержание работы актера над собою, первого раздела Станиславского, что сопоставляет -цель, которую поставил и решил Станиславский. -целью и смыслом второго раздела системы Станиславского стал раздел, посвященный процессу работы актера над ролью.

В нем решается проблема перевоплощения актера в образ. Станиславский наметил пути и разработал приемы создания типичного сценического образа, который в тоже время воспроизводит и характер живого человека. Эта система включает в себя Метод физического действия Видение внутреннего зрения Сквозное действие Сверхзадачу Контрсквозное действие. Станиславский, изучая, уточняя и конкретизируя свое учение прошел путь в этом учении от чисто психологического метода работы актера над ролью к методу физических действий.

В области физических действий писал он мы более у себя дома, чем в области неуловимого чувства. Мы там лучше ориентируемся, мы там находчивее, увереннее, чем в области трудноуловимых и фиксируемых внутренних элементов. Учение создавать образные представления, которые материализуют мысль актера, делают ее образной, действенной, а потому и более заразительной и доходчивой до партнера - составляют видение внутреннего зрения.

Живой сценический образ рождается лишь от органического слияния актера с ролью. Он должен стремиться к возможно более точному и глубокому постижению духа и замысла драматурга, в тоже время творчество драматурга обретает новую жизнь в творчестве актера, вкладывающего в каждую исполняемую им роль частицу самого себя. Поэтому действенный анализ пьесы создает, по мнению Станиславского, наиболее благоприятные условия для познания творчества драматурга и возникновения процесса перевоплощения актера в образ.

Для этого актер должен окружить себя обстоятельствами жизни пьесы, пытаясь действием ответить на вопрос Что бы я стал делать сегодня, здесь, сейчас, если бы находился в обстоятельствах действующего лица Этот момент действующего анализа Станиславский назвал началом сближения актера с ролью, изученном себя в роли или роли в себе. Чтобы при выборе нужных действий не сбиваться с нужного пути, актер должен ясно ощущать течение сценических событий и развития конфликтов, определить для себя то, что Аристотель называет составом происшествий, в которых ему предстоит осуществлять те или иные действия. Следуя по одному и тому же логическому пути роли, актер, стоящий на позициях системы Станиславского, должен всегда стремиться к первичности творческого процесса, вырабатывая в себе импровизационное самочувствие, позволяющее ему играть не по вчерашнему, а по сегодняшнему.

Изучая и анализируя различные материалы о методе Станиславского, его труды о работе актера и режиссера понимаешь, что его метод действенного анализа в режиссуре имеет такое же значение, какое имеет аортокоронарное шунтирование в современной кардиологии, благодаря которому К.С.Станиславский смог бы, наверное, еще пожить и принести театральному искусству много гениальных идей.

Литература

Литература Мар Владимирович Сулимов Режиссер наедине с пьесой учебное пособие для студентов ЛГИТМиКа 1994 К.С.Станиславский.

Работа актера над собой. Ч.1,Изд. Искусство, 1954 Н.Абалкин. Система Станиславского и советский театр.

Изд. Искусство, 1950 Г.Крыжицкий. Великий реформатор сцены. Изд. Советская Россия, 1962 Составитель В.Власов. Вопросы режиссуры. Сборник статей режиссеров советского театра. Изд. Искусство, М. 1954 Н.Горчаков. Режиссерские уроки К.С.Станиславского. Изд. Искусство, М 1951 А.М.Поламишев. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. Изд. Просвещение, М 1982 Станиславский К. С Работа актра над собой. Работа актра над ролью, Собр. соч т. 2-4, М 1954-57 Топорков В К. С. Станиславский на репетиции, М Л 1949 Горчаков Н Режиссрские уроки К. С. Станиславского, 3 изд М 1952 Абалкин Н Система Станиславского и советский театр, 2 изд М 1954 Кнебель М О действенном анализе пьесы и роли, М 1961 Блок В Система Станиславского и проблемы драматургии, М 1963 Кристи Г Воспитание актра школы Станиславского, М 1968 Прокофьев В. Н В спорах о Станиславском, 2 изд М 1976.