рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности советского кинематографа в годы ВОВ

Работа сделанна в 2002 году

Особенности советского кинематографа в годы ВОВ - Курсовая Работа, раздел Культура, - 2002 год - Министерство Образования Р. Ф. Егу Им. И. А. Бунина Кафедра Истории. Курсова...

Министерство образования Р. Ф. ЕГУ им. И. А. Бунина Кафедра истории. Курсовая работа по истории На тему Особенности развития советского кинематографа в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. Выполнила студентка группы Л-43 Слободян Татьяна Научный руководитель КИН Доцент Белькова Надежда Алексеевна. ЕЛЕЦ 2002. Содержание. 1. Введение. 2. кинематография как особый вид искусства. 3. возникновение кинематографа в России.Особенности его развития до начала ВОВ. 4. особенности развития кинематографа в годы ВОВ 5. перестройка кинопроизводства в годы ВОВ. 6. Фронтовая кинолетопись. 7. Художественная кинематография в дни ВОВ. 8. Заключение. I. Введение. 1. кинематография как особый вид искусства.

Необычайно велико идейно-художественное влияние кино на формирование взглядов и убеждений, эстетических вкусов и чувств, массового сознания миллионов людей. Естественно поэтому сразу возникает вопрос что лежит в основе огромной силы воздействия киноискусства, его художественных средств, каков его эстетическая природа и что отличает его от других видов искусства Как известно, творческий процесс создания художественного фильма, если представить этот процесс упрощенно и схематично, начинается с драматургической основы сценария и дальше в ходе режиссерского осмысления и выражения его содержания включает в себя искусство актера, оператора, художника, композитора и т. д. Если разложить фильм на первичные элементы, мы обнаружим элементы всех видов искусств.

Кинематограф это одновременно и литература, и театр, и живопись, и музыка. И если уж каждое из этих искусств представляет собой необычайно сложное целое, то насколько еще более сложным в своей внутренней структуре является фильм как результат активного взаимодействия различных его выразительных слагаемых.

С. Эйзенштейн так, например, описывает процесс сочинительства фильма Законченный фильм представляет собой ни с чем не сравнимое сонмище самых разнообразных средств выражения и воздействия.11 Рисунки, М. искусство. 1961 с.191 И все же фильм, конечно, не просто слагаемое.

Соотношение выразительных средств не сводится здесь к простому сложению. В этом сочетании рождается новое эстетическое качество, которое не присуще каждой из его составляющих частей в отдельности. Рождается новое, более широкое и многогранное вИдение, возможность рассмотреть действительность по новому, проникнуть в его новые явления и качества.

Мы наблюдаем здесь процесс взаимного видоизменения совместно выступающих качеств, взаимную их координацию. Речь, следовательно, идет уже о качественно новом, хотя и противоречивом, образовании, где, с одной стороны, входящие в него элементы находятся в тесной взаимной связи и взаимодействии, с другой существенно отличаются друг от друга. За каждым выразительным элементом этого целого стоит относительно самостоятельная, суверенная сфера творчества.

Интересно, что огромная впечатляющая сила искусства была осознана не сразу. Не сразу общественное мнение признало кино искусством. Когда после репетиции первого сеанса в Большом кафе к Люмьреу-отцу обратился директор Волшебного театра Робер Уден Жорж Мильес с просьбой продать ему удивительный аппарат, почтенный коммерсант отказался, заявив, что не видит больших перспектив у этого аппарата и предпочитает эксплуатировать новинку сам, пока эта новинка не наскучит публике.

Однако это мнение не обескуражило ни талантливого Мильеса, ни других энергичных предпринимателей. Но только некоторые из них понимали, что кино искусство. Большинство же склонялось к кино как к забавному техническому аттракциону. Постепенно жизнь ставит все на свое место, проясняется многообразие средств, свойств, функций и видов кинематографа. Становится ясно, что кинематограф могучее, самостоятельное и демократичное искусство. И не только искусство, но и средство информации, могущее соперничать, а теперь уже и превосходить периодическую печать, средство обучения, посвящения, род образных лекций.

Кинематограф настолько вошел в нашу жизнь, что мы не можем без него существовать. Итак, безусловно велико идейно художественное влияние кино на формирование взглядов и убеждений людей. Цель моей работы проследить зависит ли идейно-художественное влияние кино на формирование вкусов и чувств от времени создания кино. Если да, то как и насколько зависит. Определяет ли эпоха тематику фильма его идейную направленность Можно ли говорить об индивидуальных особенностях свойственных определенной эпохе.

Рамки моего исследования ограничились четырьмя годами 1941-1945гг. т. е. Я буду говорить об особенностях советского кинематографа в годы ВОВ. Я выбрала этот период потому что считаю его наиболее удачным для своего исследования. Именно в эти дни наглядно послеживается связь между эпохой и кино, между тематикой и временем. Приемы, которыми я руководствовалась в своей работе следующие обращение к дневникам режиссеров-участников ВОВ, анализ фильмов тех лет, по возможности их просмотр, обращение к биографиям режиссеров. 2. возникновение кинематографа в России.

Особенности его развития до начала ВОВ. Как известно, первый в мире общедоступный сеанс кинематографа состоялся 28 декабря 1895 года в Париже, в Гранд кафе на бульваре Капуцинов. Живая фотография, снятая и спроецированная на экран при помощи аппарата французского изобретателя Луи Люмьера, имела большой успех.

В Росси первые демонстрации нового изобретения состоялись весной 1896 года в Петербурге в летнем саду Аквариум и в Москве в театре оперетты Эрмитаж, летом и осенью в эстрадных театрах Киева, Харькова, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода. Живые фотографии имели большой успех, и с1907-1908 гг. начинается регулярное производство в России.11 краткая история советского кино. М. Искусство. 1969. с.34 Важнейшей чертой отечественного кинематографа в эти годы является то, что становление происходило в условиях жесточайшей конкуренции с иностранными фирмами Пате, Гомон и д. р. годы первой мировой войны и февральской революции не внесли в кинематографию ничего нового.

Кинопромышленность остается в руках частных предпринимателей. Историки считают, что рождение кино связано с Великой Октябрьской Социалистической Революцией. Именно в это время происходит национализация кинодела в нашей стране. В это же время начали выпускать и кинохронику. В апреле 1918 года на экране появляются документальные короткометражные фильмы Разоружение анархистов, Беженцы в Орше, Вербное воскресенье и д.р. в первые годы революции было положено начало выпуску фильмов производственной пропаганды, чего раньше не было. В 1918-1920 гг. возникли так называемые агитационные фильмы.22Грошев А. Долинский И. Новаторство советского кино. М. Просвещениие. 1986. с.142 Итак, в годы иностранной интервенции и гражданской войны в России была проделана в области кино следующая работа 1 намечены и в общих чертах определены цели и задачи новой кинематографии 2 ликвидирована иностранная кинопромышленность 3 созданы первые государственные киноорганизации 4 налажен регулярный выпуск кинохроники, агитфильмов и фильмов производственной пропаганды 5 Положено начало советской художественной кинематографии.

Итоги 30-х гг. в кинематографии были также значительны. Разносторонне были освещены на экране современная жизнь нарда и его прошлое.

Художники кино более глубоко проникали в характер человека, а через него в философский смысл эпохи.

Значительно расширились и жанровые границы произведений. Стал более сложным монтаж контрапунктический. Утвердился метод социалистического реализма. Но, пожалуй, самым важным периодом для становления отечественного кино были годы Великой Отечественной Войны. II. Особенности советского кинематографа в годы ВОВ. 1. перестройка кинопроизводства в годы ВОВ. В годы ВОВ борьба за независимость Родины стала главным содержанием жизни людей.

Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. И именно мобилизация духовных сил нашего народа явилась главной задачей советской литературы и всего искусства. Вот ка об этом говорил Г. В. Александров Нуждами фронта и тыла с первых дней войны жила и наша художественная кинематография. Был пересмотрен план производства художественных и документальных фильмов. Из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме защиты Родины.11 Александров Г. В. Эпоха и кино. 2-е издание, доп. М. Политиздат. 1983. с. 267 Особые условия военного времени, и особые агитационные задачи определили направление поисков и результаты творческого труда писателей, художников, мастеров театра и кино. Эти условия и задачи ни в коей мере не противостояли обязательным в любое время и для любого художественного произведения эстетическим требованиям, но все же они существенно отличались от обычных и обусловили развитие одних художественных видов и жанров за счет других. Наибольшее развитие получили агитационные формы искусства, ибо мобильность и своевременность художественного отклика на события стали особенно важными.

Поэтому в прозе приобрел большое значение очерк, короткий рассказ, повесть в поэзии лирические, сатирические и публицистические жанры в изобразительном искусстве плакат и политическая карикатура в кинематографии документальные публицистические фильмы, короткометражные новеллы, военные драмы.

В годы ВОВ иным, чем в мирных условиях стало значение разных видов кино. На первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино. Широкий разворот документальных съемок, оперативный выпуск на экран киножурналов и тематических короткометражных и полнометражных фильмов кинодокументов позволил хронике как виду информации и публицистики занять место рядом с нашей газетной периодикой.

Множество специальных фильмов, созданных мастерами научно-популярной кинематографии, знакомило участников войны с той разнообразной техникой, которой вооружала их страна для борьбы против фашистских захватчиков, целый ряд фильмов рассказывал о тактике современного боя значительное количество инструктивных картин помогало населению районов, подвергавшихся авиационному нападению противника, организовать местную противовоздушную оборону.

Иным, чем до войны, но по-прежнему могучим средством идейного воспитания масс стала художественная кинематография. Стремясь немедленно отразить события ВОВ, мастера художественной кинематографии обратились к короткометражной агитационной новелле.

Этот выбор предопределился в основном двумя обстоятельствами. Первое заключалось в том, что события начала войны не давали художникам достаточного материала для обобщенного показа боевых действий. А в короткометражной новелле можно было рассказать о героях, рассказать так, чтобы их подвиги вдохновили на новые героические дела тысячи и десятки тысяч солдат, офицеров, партизан, тружеников тыла. Героическая и сатирическая новелла в киноискусстве должна была занять и действительно заняла такое же место, какое занял в литературе фронтовой очерк.

Первые семь номеров Боевых киносборников, состоящих из короткометражных фильмов, были выпущены на Мосфильме и Ленфильме. Но осенью 1941 года в блокированном Ленинграде, да и в Москве, подвергавшейся бомбардировки с воздуха, испытывавшей недостаток электроэнергии, продолжение съемок художественных фильмов стало нецелесообразным и невозможным. И правительство приняло решение об эвакуации Студии художественных фильмов в глубокий тыл, в Среднюю Азию. В предоставленном Совнаркомом Казахской ССР большом здании была размещена вновь организованная Центральная объединенная киностудия художественных фильмов, вобравшая в свой коллектив многих ведущих мастеров киноискусства Москвы и Ленинграда.

Часть киноработников московских студий переехала в Ташкент, Тбилиси и Баку. В Сталинграде на базе местной киностудии стал работать коллектив Союздетфильма.

В Ашхабад были направлены работники Киевской киностудии. Процесс эвакуации и организации производства на новом месте не мог не сказаться на производстве фильмов. Однако в труднейших условиях напряженной военной экономики московские и ленинградские киноработники сумели в кратчайшие сроки освоить базу в Алма-Ате и приступить к производственно творческой деятельности. Вместе с тем эвакуация художественной кинематографии в глубокий тыл не только привела к значительному снижению производства, но и ослабила ее связи с литературой.

Война нанесла нашей кинематографии значительный ущерб не говоря уже о том, что большая часть киносети оказалась полностью разрушенной, и ее последствия в течение ряда лет, так или иначе, сказывались на нашем киноискусстве. 2.

Фронтовая кинолетопись

Санжружинница оказывает помощь обоим раненым, но немец после этого пыт... Фильм богат актерскими удачами и режиссерскими находками. В Радуге он показал себя, кроме того, очень изобретательным художником. Водяницкая не стал таким народным художественным образом, как образы в... В фильме Нашествие, как и в пьесе, борьба советских людей против захва...

Заключение. Можно двояко относиться к значению ВОВ в развитии советского кинематографа. С одной стороны, очевидно отрицательное, пагубное влияние войны.

Многочисленные бомбардировки зданий Мосфильма и Ленфильма, блокада в Ленинграде привели к эвакуации Студии художественных фильмов в глубокий тыл, в Среднюю Азию. Но с другой стороны, сколько война родила идей, тем у советских режиссеров Недаром Р. Юренев говорит о феномене советского кино, его новаторстве. В результате моего исследования я пришла к выводу, что в период ВОВ кинематографу были свойственны следующие черты 1. этому времени свойственна полная перестройка кинопроизводства. У советского кино в годы ВОВ на первый план вышла следующая задача мобилизация духовных сил русского народа.

Кинематограф в эти годы стал лучшим средством политической агитации. 2. изменился и сам фильм. Мобильность и своевременность художественного отклика на события стали особенно важными. Поэтому были распространены такие жанры документально-публицистические фильмы, короткометражные новеллы, военные драмы. 3. в годы ВОВ иным стало значение различных видов кино. На первое место выдвинулась кинохроника, как самый оперативный вид кино, как вид информации и публицистики.

Она заняла место рядом с газетной периодикой. Многие операторы принимали участие в военных событиях и отдали жизнь в боях за родину. Тематически документальные фильмы делятся на 3 группы. Т. о. Перед нами тематическое разнообразие даже документальных фильмов. 1 Фильмы об узловых событиях борьбы против захватчиков Сталинград 2 Фильмы, создающие широкие, обобщенные картины военной борьбы Ленинград в борьбе 3 Документальные фильмы о борьбе народов оккупированных стран.

Югославия Иным, чем до войны, но по-прежнему могучим средством идейного воспитания стала художественная кинематография. Самый популярный жанр агитационная новелла. Стали выпускаться Боевые киносборники, состоящие из короткометражных фильмов. Темы художественных фильмов 1 Патриотизм. 2 Героизм 3 ненависть к фашизму 4 мужество женщин и детей 5 партизанская борьба. Жанры стали разнообразнее к концу войны агитационная новелла, комедия, историческая трагедия, историко-революционные и исторические фильмы, экранизировались произведения классической литературы. 4. четвертая особенность кинематографа заключается в способе изображения героев фильмов.

Перед нами шаблонное, одностороннее изображение действительности, врагов, которых показывали всегда глупыми, жестокими, кровожадными чудовищами советских патриотов, людей исключительно самоотверженных. Режиссеры создали гротескный образ Гитлера, образа немца, от которого не могли мы избавиться на протяжении многих десятилетий.

Наверное, одним из первых фильмов, где немцы показаны как умные, хитрые политики, военочальники, является фильм Семнадцать мгновений весны в ходе своей работы я убедилась, что идейно-художественное влияние кино на формирование вкусов и чувств человека максимально зависит от времени создания кино. Более того эпоха определяет тематику и жанр. Библиография. 1. Рисунки, М. искусство. 1961. 2. краткая история советского кино. М. Искусство. 1969. с.34 3. Грошев А. Долинский И. Новаторство советского кино. М. Просвещениие. 1986. 4. Александров Г. В. Эпоха и кино. 2-е издание, доп. М. Политиздат. 1983. 5. Кармен Р. Л. Но пасаран М. Советская Россия. 1972 6. Юренев Р. Н. Новаторство советского киноискусства. М. Просвещение. 1986 7. Баскаков В, Е. Фильм движение эпохи.

М. Искусство, 1989 8. Зак М. Родословная совремменного фильма. М. Союз кинематографистовСССР, Всесоюзное бюро пропаганды и искусства, 1987 9. Иванова В. В жизни и в кино. М.Искусство, 1988 10. Караганов А. В. Киноискусство в борьбе идей. М. политиздат, 1982 11. Лебедев Н. А. Очерки истории кино СССР. Немое кино. М.Искусство, 1965 12. Погожева Л. П. Михаил Ромм. М. Искусство 1967 13. Ромм М. Избранные произведения в 3- тт. теория.

Критика. Публицистика. М. Искусство. 1980 14. Юренев Р. Н. Советская кинокомедия. М. Наука 1964 15. Бондарчук С. Ф. Желание чуда М. Молодая гвардия. 1984 16. Кашималов А. И. Право на поиск М. Молодая гвардия. 1984 17. Капралов Г. А. Талант, совесть и страсть девять штрихов к портрету М. Ульянова.

М 1988 18. Лисаковский И. Реализм как система проблема творческого метода в киноискусстве. М 1982 19. Ромм М. Устные рассказы. М 1989 20. Юренев Р. Н. Чудесное окно краткая история мирового кино. М 1983.

– Конец работы –

Используемые теги: особенности, советского, атографа, годы, ВОВ0.082

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности советского кинематографа в годы ВОВ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Селекция. Работа советских селекционеров в годы ВОВ
Основы современной генетики заложил чешский ученый Г.Мендель,который в 1865 году установил принцип дискретности, или прерывности,наследовании… В опытах с горохом исследователь показал,что признаки родительских растений… В начале двадцатого века американский биолог Т.Х.Морган обосновал хромосомную теорию наследственности,согласно которой…

Причины победы советской авиации над люфтваффе в годы ВОВ
Как известно, это один из самых молодых и при том безопасных видов транспорта, кроме того, Воздушный флот очень важен, как вид вооружения. Вот… Уже в первом десятилетия XX века российские изобретатели и конструкторы… В период строительства Вооруженных Сил молодой Советской республики осуществлялось и развитие военной авиации.…

Работа советских селекционеров в годы ВОВ
Селекция - это наука, которая разрабатывает новые пути и методы получения сортов растений и их гибридов, пород животных.Это также и отрасль… Применяя их на практике при выведении новых сортов растений и пород животных,… Основы современной генетики заложил чешский ученый Г. Мендель, который в 1865 году установил принцип дискретности, или…

Особенности узбекско-турецких отношений в 90-е годы
Ситуацию принципиально не изменили вступление центрально-азиатских республик в ОЭС и ОИК, их участие в общетюркских саммитах или волнообразные… При всех многочисленных принципиальных отличиях внешнеполитических курсов… Во-первых, несмотря даже на очевидную российскую инертность начала 1990-х годов и определенное дистанцирование от…

Стихи, рассказы, афоризмы, хокку (хайку) Алексея Бабой, написанные в период с 5 марта 2003 года до 2013 года включительно, по мере написания произведений - документ будет обновляться и дополняться. «Письмо»
Письмо... марта... Твое письмо передо мною Читать его нет отложу...

Кроме того, на космограмме Сварожьего Круга в центре необходимо обозначить Звёздные Времена Года (не путать с земными временами года).
На сайте allrefs.net читайте: Кроме того, на космограмме Сварожьего Круга в центре необходимо обозначить Звёздные Времена Года (не путать с земными временами года)....

Советская журналистика для детей 20-30-х годов XX века
В дополнение к прозе, стихам, статьям о науке журналы печатали анекдоты, описания курьзных случаев в отделе Смесь, а также загадки и шарады. Это был… Целью этих двух журналов было помочь юным читательницам достичь совершенства… В нем печатались Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Л.Михайлов, Д.В.Григорович, а также произведения…

Заключение по результатам психологического обследования испытуемого Тимура Д, 1983 года рождения от 04.02.2009 года.
На сайте allrefs.net читайте: Заключение по результатам психологического обследования испытуемого Тимура Д, 1983 года рождения от 04.02.2009 года....

Советский кинематограф в 20-40гг.
Когда массы овладеют кино, говорил В. И. Ленин, и когда оно будет в руках настоящих деятелей социалистической культуры, то оно явится одним из… Огромная роль в становлении и развитии советского киноискусства принадлежит… В начале 1925 г. вышел его фильм Стачка, явившийся, как писала газета Правда, первым истинно пролетарским фильмом, а в…

Художественные изыскания советской поэзии 50-х - 80-х годов
Чем объяснить неумирающую ценность подлинных произведений поэтического искусства? Дело в том, что подлинные поэты никогда не отделяли своих чувств и… Эта тайна силы стиха, рождающего в душе поэта, по-своему запечатлена в строках… Вечные темы и мотивы искусства никогда не рождались вне времени и пространства, они неизменно несли на себе отпечаток…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Авиация СССР в годы ВОВ В первой по- ловине 1941 года было выпущено 1946 истребителей МиГ-3, ЯК-1, ЛАГГ-3, 458 бомбардировщиков ПЕ-2, 249 штурмовиков ИЛ-2.В Во-… Зимой 1940 года были выпущены новые ско- ростные истребители и… А 22 июня 1941 года немецко-фашистские боевые бомбар- дировщики в сопровождении истребителей вторглись в советское…
  • Сравнение КЗОТа 1971 года и КЗОТа 2002 года Принудительный труд запрещен. Каждый работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям… Статья З. Регулирование труда членов колхозов и иных кооперативных организаций Труд членов колхозов и иных…
  • Сравнение КЗОТа 1971 года и КЗОТа 2002 года Принудительный труд запрещен. Каждый работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям… Статья З. Регулирование труда членов колхозов и иных кооперативных организаций Труд членов колхозов и иных…
  • Особенности экономического развития Японии в период с 2005 по 2009 годы Необыкновенная стойкость духа, редкое трудолюбие, приверженность к традициям - как это всё совмещается в одной нации.Опыт соседней страны достоин… Тем не менее, японская экономик, за последние десятилетия, ощутила на себе не… Данные факты представляют интерес для исследования этих нюансов, и обусловливают актуальность поднятой проблемы.…
  • Казахстан в годы ВОВ Несмотря на то, что за два предшествующих десятилетия не удалось осуществить планировавшийся гигантский прыжок из патриархального феодализма в… Немаловажное значение в достижении всего этого имели патриотические традиции… Казахский народ на протяжении многих веков успешно защищал рубежи своих необъятных степей.