Искусство в контексте культуры

Волгоградский Государственный Педагогический Университет РЕФЕРАТ по культурологи на тему Искусство в контексте культуры.Выполнила студентка 1 курса историко-экономического факультета отделения менеджмент организации Горина Ольга. Проверила Суродина Н.Р. Волгоград 2002 Содержание 1. Искусство как форма культуры 2. Первобытная культура и первобытное искусство6 3. Взгляды на происхождение искусства 4. Искусство и действительность.5. Список использованной литературы 14 Искусство как форма культуры В искусстве как средстве выражения царит атмосфера очарования, неестественности, чего-то искусственного, я бы сказал, чего-то почти магического, в чем для нас , по-видимому, только и должна проявляться красота.

А. Банфи. Философия искусства Искусство это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.

Выделяются различные значения понятия искусство, тесно связанные между собой. В самом широком смысле категория искусство отождествляется с мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего. В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека по законам красоты.

Здесь также решающее значение имеет мастерство, но направленное на реализацию внутренних закономерностей структуры создаваемых произведений. Особым видом социальной практики является собственно художественное творчество, в процессе функционирования которого создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной. Это третий и самый узкий смысл в понимании искусства.

Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно реализацией культурного исторического опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

Художественный образ это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в то же время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом.

Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

Виды искусства это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиеся по способам его материального воплощения - изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и т. д. т. е. с помощью пластических и колористических материалов - литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове - музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями речь идет о музыкальных инструментах - архитектура и прикладное искусство через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей, сложно и многообразно выражают свою видовую определенность. Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние разновидности.

Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связано, прежде всего, с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное значение в жизни людей.

В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов, в процессе исторического развития образовались синтетические виды искусства театр, архитектура, влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства кинематограф, телевидение, видео.

В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства тяготения к синтезу искусств. Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры.

Взаимоотношение различных видов искусства явление весьма полезное, прежде всего для самого развития искусства. Не оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

Искусство явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности.

Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность художественный мир. Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость искусства. Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.

Первобытная культура 1 самый древний тип культуры, определявший бытие людей на протяжении почти всей их истории 2 первобытной, архаичной может быть культура живущих рядом с нами народов, высокомерно называемой некоторыми примитивной 3 древнейшая культура остается органичной и весьма существенной частью современной культуры, которая заслуженно гордится своим рационализмом и техническим могуществом. Отношение к первобытной культуре может быть различным.

Еще в древности родилась традиция отождествлять первобытность с некультурностью. Афинский оратор Изократ, живший в V-VI вв. до н.э полагал, что само слово эллин является обозначением культуры, а не происхождения. С тех пор эта традиция не исчезла, а слово первобытный часто употребляют для обозначения неразвитости, отсталости и т.д. Однако не нужно забывать, что высокие достижения мировой культуры существуют на основе первобытной культуры. Цивилизация стала возможной потому, что параллельно с ней шел процесс разрушения первобытной культуры.

Поэтому можно сказать, что деление культур на планете на развитые и неразвитые означает деление человечества в целом на эксплуататоров и эксплуатируемых. Первобытность - это первое бытие. Разложение первобытной культуры - это разложение основ культуры, которое распространяется и на всю культуру. Сохранить ее может только культурное, т.е. почтительное и бережное, отношение к ее основам. Известный культуролог и антрополог Дж. Фрэзер писал в числе благодетелей человечества, которых мы обязаны с благодарностью чтить, многие, если не большинство, были первобытными людьми.

В конечном счете мы не так уж отличаемся от этих людей, и многим из того истинного и полезного, что так бережно сохраняем, мы обязаны нашим грубым предкам, накопившим и передавшим нам по наследству фундаментальные представления, которые мы склонны рассматривать как нечто самобытное и интуитивно данное. Первобытное искусство - искусство эпохи первобытнообщинного строя.

Возникло в позднем палеолите около 30 тыс. лет до н. э. и отражало образ жизни и воззрения первобытных охотников примитивные жилища, полные жизни и движений пещерные изображения животных, женские статуэтки. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки, изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпоху неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией, орнаментированная керамика, скульптура.

У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль. Поздние этапы П. и. связаны с разложением первобытного строя. Особенностью первобытной культуры является прежде всего то, что она, образно говоря, скроена по мерке самого человека.

У истоков материальной культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их вещественными копиями. Но в центре этого крута стоял человек - их создатель. Первобытная история, как и культура, имела еще одну особенность - примитивный коллективизм.

Взгляды на происхождение искусства

Играющий человек выражает себя в условно независимом, свободном состоя... Отсюда, в каждый из указанных периодов, господствовал определенный тип... Естественно, что создание любой культурной ценности - это труд. Общепринятого объяснения причин возникновения искусства нет. Окладников писал, что у первобытных художников была лишь потребность в...

Искусство и действительность

Художник создат произведение искусства не потому, что он отражает в оп... Эти жанры в свою очередь вызвали к жизни новые композиционные схемы, н... Сопоставим наглядную публичность фресковой живописи и интимность карти... А. Произведение искусства должно быть эстетически самостоятельным, должно...

Список использованной литературы

Список использованной литературы 1. Пархоменко И.Т Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах М.Центр, 2001. 2. Энциклопедический словарь искусства под ред. Мишеля Лаклотта и Жан-Пьера Кюзена. М ТЕРРА, 1997. 3. Банфи А. Философия искусства. М.искусство1989г. 384с. 4. Вопросы философии 1994 7 8 Сурио Э. Искусство и философия.