Развитие песенной культуры России и влияние на нее войны

Развитие песенной культуры России и влияние на нее войны. года. В области бытового музицирования происходит целый ряд серьезных и глубоких изменений возникают некоторые новые жанры, старые формы эволюционируют под влиянием нового жизненного содержания, меняется характер образов и интонационно-выразительных средств.

Бытовая народная песня откликается на крупные политические и социальные события общенационального значения. Широкое отражение получает в ней Отечественная война 1812 г. До нас дошел целый цикл песен о двенадцатом годе, связанных с устной фольклорной традицией. По своему содержанию и музыкально-поэтическим формам они очень разнообразны. Иногда в них используются приемы старых традиционных видов народно-песенного творчества.

Отечественная война вызвала также появление выразительных лирических песен, в которых запечатлены глубокая народная скорбь, печаль и горе, вызывавшиеся тяжкими бедствиями отчизны, опустошением родного края, утратой близких. Русская народная песня стала пользоваться исключительно широкой популярностью, распространяясь во множестве различных обработок для хора, голоса с сопровождением и отдельных инструментов. С 1806 по 1815 года сборник Прача выходит вторым и третьим изданием.

На его основе создавались песенные сборники общедоступного типа. Широко известен был своими обработками народных песен талантливый русский музыкант, вышедший из крепостных крестьян, Данила Кашин. В 1833 1834 гг. вышел в свет его сборник Русские народные песни в трех частях. Для своего времени он является столь же характерным, как Собрание Прача для рубежа XVIII и XIX столетий.

В начале 40-х годов появилось второе издание кашинского сборника, что свидетельствовало о его популярности и большом спросе на него. В приемах обработки Кашина ясно заметно стремление к подчеркнутой чувствительности, иногда несколько надрывного характера. По одинаковому с Кашиным пути взаимопроникновения народно-песенных и городских романсных интонаций шел другой известный собиратель песен, по происхождению крепостной крестьянин, Иван Рупин, являвшийся также талантливым певцом-исполнителем фамилия его произносилась современниками с итальянским окончанием Рупини и составителем популярного песенного сборника, изданного в 1831 г. Еще дальше идет в смысле индивидуальной свободы воспроизведения народно-песенных мелодий А. Гурилев, популярный композитор-романист автор сборника Избранные народные русские песни, изданного в 1849 г. Его обработки носят характер законченных романсов.

При этом часто мы находим в них явно ощутимый налет цыганских интонаций. Рядом с различными бытовыми преломлениями русской народной песни развивается лирический сентиментальный романс, пользовавшийся также исключительно широкой популярностью в самых разнообразных слоях общества.

Как и российская песня XVIII века, русский романс в преобладающей своей части был связан со сферой домашнего музицирования В музыкальном языке бытового романса простота средств сочетается с искренней непосредственностью и душевностью выражения. Но если это стремление к доходчивости, понятности и легкости усвоения имело положительную сторону, то вместе с тем оно вызывало и известную ограниченность, пользование одними и теми же стандартными вошедшими в общий обиход формулами и оборотами.

Характерным выразителем этого запоздалого прекраснодушного сентиментализма был даровитый любитель Н. А. Титов 1800 1875. Он достиг своими произведениями широкой известности и заслужил даже прозвище дедушки русского романса. Задушевная теплота эмоционального тона, простота и искренность мелодии при крайне несложной фактуре аккомпанемента таковы главные свойства романсов Титова, создавшие им большую популярность К числу распространенных вокальных жанров начала XIX века принадлежала баллада, связанная с романтическими тенденциями русской литературы и искусства этого времени.

Баллада вносила в область камерного вокального творчества элемент развитого драматического повествования, яркой описательности, разнообразие По типу баллады, с контрастным противопоставлением сменяющихся эпизодов и ярко живописной передачей отдельных словесных образов, писались сочинения на тексты не только драматически-повествовательного, но и лирического характера.

Такие крупные, свободные по построению вокальные пьесы назывались обычно фантазиями.