рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Древнеегипетская мифология и религия. Их роль в развитии культуры Египта

Работа сделанна в 2003 году

Древнеегипетская мифология и религия. Их роль в развитии культуры Египта - Контрольная Работа, раздел Культура, - 2003 год - Культура Древнего Египта Древнеегипетская Мифология И Религия. Их Роль В Развитии Культуры Египта. Огр...

Древнеегипетская мифология и религия. Их роль в развитии культуры Египта. Огромное место в жизни египетского государства играла религия. И здесь особенно важны два момента сложение египетского пантеона и заупокойный культ. Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс, в котором переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющие небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла и т.п Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество, которое в разных номах представлялось в различном облике в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу в другой - огромный жук, катящий по небу солнечный диск иногда солнечный бог мыслился в виде сокола или человека с соколиной головой.

Имена этих божеств были различны Ра, Атум, Амон, Хепри, Гор. Иногда названия дифференцировались Хепри - утреннее солнце, Ра - дневное, Атум - вечернее.

Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра. Центр его культа - город Гелиополь. Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском.

С возвышением 5-й династии Древнего царства 26-25 вв. до н.э происходив- шей из Гелиополя, Ра становится главным богом пантеона и его культ приобре- тает общеегипетский характер. Он оттесняет более древнего гелиопольского демиурга Атума, и обожествленный с ним Ра - Атум становится во главе Эн- неады девятки богов. Его стали считать созидателем мира и людей, возник- ших из его слез, отцом богов, отцом царя. У Ра есть несколько дочерей, кото- рые отождествляли око Ра Сехмет - грозное око Ра, богиня войны, богиня-це- лительница Тефнут - любимое око Ра, богиня влаги Хатор - солнечное око Ра, богиня неба, богиня любви, веселья, музыки, пляски.

В Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи. Помимо того, что все богини считались дочерьми Ра, их объединяла иконография все они изображались в виде женщины с голо- вой львицы. Великий Ра не был единственным великим солнечным богом. Не менее великим был и солнечный бог Амон. В эпоху 18-й династии, 16-14 вв. до н.э он становится всеегипетским богом, а его культ приобретает государственный характер.

Центр культа - Фивы. Изображался в виде человека с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Амон возглавляет фиванскую триаду. Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога - Атона. Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп VI Он ломает все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает но вый государственный культ Атона -солнечного диска меняет свое имя на Эхна- тон, что означает Угодный Атону и строит новую столицу Ахетатон Гори- зонт Атона, а спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхна- тона еретиком, разрушают его город, а имя его вычеркивают из списков закон- ных фараонов - в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб.

Знойный ветер пустыни, хамсин, приносящий засуху, дул в определенное время года когда он прекращался, начинался бурный рост растительности. Эти явления природы отразились в следующем повествовании дочь Ра Тефнут поссорилась с отцом и, превратившись в львицу, гордо удалилась в Нубию. Ра, скучающий по своей любимице посылает за ней Шу и Тота, которые стали пави анами.

Им надо вернуть Тефнут отцу, завлекая пением и танцами. Они успешно справляются со своим заданием и гордая Тефнут возвращается. На радостях она вступает в брак со своим братом Шу, что предвещает рождение природой но вых богатых плодов. Праздник возвращения дочери Ра в египетских календарях назывался днем виноградной лозы и полноты Нила. В наиболее знойное вре- мя года считалось, что солнце распаляется гневом на людей и наказывает их с помощью своей другой дочери - Сехмет когда Ра состарился и его кости стали из серебра, его плоть из золота, волосы из чистой ляпис-лазури, люди переста- ли почитать бога-царя и даже замыслили против него злые дела. Тогда Ра соб- рал совет старейших богов во главе с их прародителем Атумом, которые и ре-шили наказать людей.

На них напустили другую любимую дочь Ра Сехмет, ко-торая превратившись в львицу, стала пожирать людей.

При этом она так разъя- рилась, что ее невозможно было остановить. И вновь мудрейшие собрались на совет, где решили напоить Сехмет красным пивом, дабы она, опьянев, уснула Когда же Сехмет пробудилась, то она уже забыла о своих кровожадных подви- гах Борьба солнца с силами мрака представлялась как борьба Ра с владыкой подземного мира, огромным змеем Апопом. Хапи - бог Нила. Его символы - лотос и папирус.

Его праздник соединялся с началом разлива Нила. Апис - бог плодородия в виде быка - черного, но с белым круглым пятном на лбу и с осо-быми волосами на хвосте. Кроме того, он был душой бога Птаха и бога Ра. Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана. Он известен как один из прародителей рода людского, вылепив последних на гончарном круге. Он же позаботился и о духовном двойнике человека. Рененутет - богиня плодо- родия и собранного урожая, что отразилось в ее эпитетах владычица плодоро- дия, правительница закромов.

Представала в образе змеи или женщины с го-ловой змеи. Праздник, посвященный богине Рененутет, проводился в день окон чания жатвы. А немного позже она становится еще и богиней судьбы. Шаи -бог виноградной лозы и судьбы. Онурис - бог охоты и войны. Маат - богиня истины и справедливости, жена Тота. Изображалась в виде женщины со страусовым пе-ром на голове. Тот - бог мудрости, счета и письма, муж Маат. Его священные животные - павиан и ибис. Изображался в виде человека с головой ибиса и па леткой писца в руках.

Как божество астральное отожествляется с луной, и в этом божественном статусе вел счет дням, месяцам и годам египетского кален-даря. Сиа - богиня мудрости и познания - женщина, сопровождавшая бога Тота с правой стороны. Птах - помимо того, что он был демиургом от Мемфиса, Птах считался покровителем ремесел и искусств. А теперь обратимся к заупокойному культу. К основным письменным источникам относятся следующие произведения Тексты пирамид древней-шие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах погребаль-ных камер в пирамидах фараонов 5 и 6 -й династий Древнего царства 26-23 вв. до н.э Тексты саркофагов - ритуальные тексты, которые должны были обес-печить фараону а со временем 11 -й династии и частным лицам продолжение жизни в царстве мертвых.

Они были заимствованы из Текстов пирамид и раз-мещались на стенках саркофагов, начиная с периода Среднего царства. Книга мертвых- составлялась с периода Нового царства.

Свитки папируса содержали необходимые магические формулы, заклинания и около двухсот изречений, ко-торые должны были помочь умершему вступить в загробное царство. Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления со смертью человека умирает только его тело, тогда как продолжают жить другие ипостаси его существа - имя рен, душа ба, вылетающая из тела в виде птицы, двойник человека ка именно судьба Ка связана с судьбой тела, ибо Ка не бес-смертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покой-ник не будет снабжен всем необходимым Ка может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы.

В разработанной до мельчайших подробностей системе представлений египтян о потустороннем мире одно из главных мест занимают поля блаженных поля Иалу, на которых умерший должен был совершить все земледельческие процессы от воз делывания земли до сбора урожая. Повелителем загробного мира был Осирис - один из самых почитаемых в Египте богов.

Поначалу Осириса считали богом природы с ним связывали жизнь растений - умер Осирис - умерла природа расцветет все весной - значит, Осирис ожил. Именно поэтому он и превратился в бога мертвых, который вершил свой суд. К основным письменным источникам относятся следующие произведения Тексты пирамид - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах погребальных камер в пирамидах фараонов 5 и 6 -й династий Древнего царства 26-23 вв. до н.э Тексты саркофагов - ритуальные тексты, которые должны были обеспе-чить фараону а со временем 11 -й династии и частным лицам продолжение жизни в царстве мертвых.

Они были заимствованы из Текстов пирамид и раз-мещались на стенках саркофагов, начиная с периода Среднего царства. Книга мертвых - составлялась с периода Нового царства. Свитки папируса содержали необходимые магические формулы, заклинания и около двухсот изречений, которые должны были помочь умершему вступить в заг-робное царство.

Особо следует указать на такую черту религиозных представлений Древних Египтян, как почитание животных. Эту черту подчеркивают, не обращая внимания на хронологические рамки ее существования. Между тем эта черта проявлялась только в самые ранние периоды истории Древнего Египта и в самые поздние периоды, когда можно говорить об упадке и деградации его культуры. В эпоху высшего расцвета Древнего Египта этот культ не играет существенной роли. ГЛАВА 3 Искусство Древнего Египта. Его сакрально-религиозный характер.

Историю возникновения и развития искусства Древнего Египта можно прос ледить на огромном протяжении времени - свыше четырех тысяч лет. Уже бла-годаря одному этому обстоятельству изучение египетского искусства представ ляет большой интерес, так как можно выяснить пути сложения и развития ис-кусства в одном из первых в истории человечества классовых обществ и уста-новить отражение в нем тех изменений, которые происходили в жизни египетс-кого рабовладельческого общества.

Египетское искусство интересно и важно своими прекрасными памятниками непреходящего, большого художественного значения и тем, что многое было создано египетским народом в истории человечества впервые. Египет первый в мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства изделия художественного ремесла. Египетские зодчие и скульпторы велико-лепно владели искусством обработки разнообразных пород камня.

Об этом яр-ко свидетельствуют созданные ими гигантские гробницы фараонов - пирамиды, обширные колонные залы храмов, высеченные из цельных глыб камня огром-ные обелиски, колоссальные монолитные статуи, весившие до тысячи тонн. Розин В.М. Культурология. М 2001 Египтяне путем длительных поисков и накопления навыков довели до высокого совершенства и художественные ремесла - резьбу по дереву и кости, различные виды обработки металла, тончайшие ювелирные работы из золота, серебра и самоцветов, изготовление цветного стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей.

Эти работы египетских мастеров замечательны сочетанием изумительного вкуса в выборе формы и материала с необычной тщательностью выполнения, доходившей до того, что для инкрустации иного ларца использовалось до 20 тысяч вставок из кусочков слоновой кости и эбенового дерева. Огромной заслугой египетского искусства было раскрытие внутреннего мира человека, его чувств и переживаний. Темой многих сцен было горе родных и друзей, оплакивающих смерть близкого человека, ужас бегущих от египетских колесниц врагов, нежная взаимная любовь членов семьи. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах.

М 1994 Существует одна характерная особенность египетского искусства длитель- ное следование принятым в древности образцам. Причина этого явления заклю- чается в том, что религиозные воззрения, складывавшиеся в своих основных об щих чертах вместе со сложением классового рабовладельческого общества, за-крепили как не подлежащие изменению формы древнейших памятников Египеского искусства, имевшие религиозное назначение. Поскольку на протяжении всей истории Древнего Египта памятники искусства в своем подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, творцы этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам, что мешало развитию творчества художников, хотя, конечно, не могло остановить это развитие целиком Хрестоматия по культурологии.

Учебное пособие. Под редакцией А.А.Радугина,М 1998. Древний Египет не вышел за рамки пиктографического письма, но существенно усовершенствовал его. Сначала пиктография передавала действительность некоторыми цельными рисунками, которые изображали конкретные ситуации.

У древних египтян рисунок начинает распадаться на отдельные части, тем самым превращаясь в текст. Пиктографическое письмо переходит в логографическое. ГЛАВА 4

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура Древнего Египта

Программа базового курса. Хрестоматия. Словарь терминов.М 3. Культурология в вопросах и ответах. Под… М 5. Тайлор Э. Первобытная культура. М 6. Лихачев Д.С. Сочинения в 3-хорошо томах. М 7. Соловьев В. Сочинения в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Древнеегипетская мифология и религия. Их роль в развитии культуры Египта

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Происхождение древнеегипетской культуры. Основные этапы ее развития
Происхождение древнеегипетской культуры. Основные этапы ее развития. Необходимость регулировать разливы Нила и распределять его воды в общеегипетском масштабе способствовала объединению множества о

Додинастический период
Додинастический период. В период Раннего царства египетская письменность уже сложилась. Накануне периода I династии египтяне пользовались всеми основными видами знаков и всеми приемами их сочетания

Древнее царство
Древнее царство. вв. до н.э.3-4-я династии. Время наибольшего могущества фараона божественного Владыки Обеих земель, носителя двойной короны Египта, олицетворителя бога Гора, сына Ра. Все эти опред

Среднее царство
Среднее царство. вв. до н.э 11-13-я династии. Борьбу за центральную власть ведут представители двух различных династий. Побеждает фиванская династия, но власть фараонов явно тускнеет. Наибо-

Розин В.М. Культурология.М
Розин В.М. Культурология. М. Египтяне путем длительных поисков и накопления навыков довели до высокого совершенства и художественные ремесла - резьбу по дереву и кости, различные виды обработки мет

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги