рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Духовные поиски

Работа сделанна в 2003 году

Духовные поиски - Контрольная Работа, раздел Культура, - 2003 год - Культура "Серебряного века" Духовные Поиски. В Период Серебряного Века Люди Ищут Новые Основания Для Свое...

Духовные поиски. В период Серебряного века люди ищут новые основания для своей духовной и религиозной жизни. Очень распространенными оказываются всевозможные мистические учения. Новый мистицизм охотно искал свои корни в старом, в мистицизме Александровской эпохи. Как и на сто лет раньше стали популярны учения масонства, скопчества, русского раскола и иных мистиков.

Многие творческие люди того времени принимали участие в мистических обрядах, хотя и не все они до конца верили в их содержание. Магическими экспериментами увлекались В. Брюсов, Андрей Белый, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Бердяев и многие другие. Особое место среди распространившихся в начале ХХ века мистических обрядов занимала теургия. Теургия мыслилась как единомоментный мистический акт, который должен быть подготовлен духовными усилиями одиночек, но, свершившись, необратимо меняет человеческую природу как таковую А. Эткинд.

Предметом мечты было реальное преображение каждого человека и всего общества в целом. В узком смысле задачи теургии понимали почти, так же как и задачи терапии. Идею о необходимости создания нового человека мы на находим и таких революционных деятелей как Луначарский и Бухарин. Пародия на теургию представлена в произведениях Булгакова. Серебряный век время противопоставлений. Основное противопоставление этого периода оппозиция природы и культуры.

Владимир Соловьев, философ, оказавший огромное влияние на формирование идей Серебряного века, считал, что победа культуры над природой приведет к бессмертию, так как смерть есть явная победа бессмыслия над смыслом, хаоса над космосом. К победе над смертью должна была, в конце концов, привести и теургия. Помимо этого тесно связывались проблемы смерти и любви. Любовь и смерть становятся основными и едва ли не единственными формами существования человека, главными средствами его понимания, считал Соловьев.

Понимание любви и смерти сближают русскую культуру Серебряного века и психоанализ. Фрейд признает основными внутренними силами, воздействующими на человека либидо и танатос, соответственно сексуальность и стремление к смерти. Бердяев, рассматривая проблему пола и творчества, считает, что должен наступить новый природный порядок, в котором творчество победит пол рождающий преобразится в пол творящий. Многие люди стремились вырваться за пределы обыденной жизни, в поисках иной реальности.

Они гнались за эмоциями, все переживания считались благом, независимо от их последовательности и целесообразности. Жизни творческих людей были насыщены и переполнены переживаниями. Однако следствием такого накопления переживаний часто оказывалась глубочайшая опустошенность. Поэтому судьбы многих людей Серебряного века трагичны. И все же это непростое время духовных блужданий породило прекрасную и самобытную культуру. Литература Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, создавший лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и маленький человек с его повседневными заботами, и молодые писатели И.А. Бунин и А.И. Куприн.

В связи с распространением неоромантизма, в реализме появились новые художественные качества, отражающие действительность. Лучшие реалистические сочинения А.М. Горького отразили широкую картину русской жизни рубежа XX века с присущим ей своеобразием экономического развития и идейно-общественной борьбы. В конце XIX века, когда в обстановке политической реакции и кризиса народничества часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декадентство, явление в культуре XIX-XX вв отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.

Многие мотивы этого направления стали достоянием ряда художественных течений модернизма, возникших на рубеже XX в. Русская литература начала XX в породила замечательную поэзию, и наиболее значительным направлением был символизм.

Для символистов, веривших в существование иного мира, символ был его знаком, и представлял связь между двумя мирами. Один из идеологов символизма Д.С. Мережковский, романы которого пронизаны религиозно-мистическими идеям, считал преобладание реализма главной причиной упадка литературы, и провозглашал символы, мистическое содержание, как основу нового искусства.

Наряду с требованиями чистого искусства символисты исповедовали индивидуализм, для них характерна тема стихийного гения, близкого по духу к ницшеанскому сверхчеловеку. Принято различать старших и младших символистов. Старшие, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, пришедшие в литературу в 90-е годы, период глубокого кризиса поэзии, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. Младшие символисты, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев, на первый план выдвигали философские и теософские искания.

Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. Если к этому добавить изысканную образность, музыкальность и легкость слога, становится понятной устойчивая популярность поэзии этого направления. Влияние символизма с его напряженными духовными исканиями, пленительным артистизмом творческой манеры испытали не только сменившие символистов акмеисты и футуристы, но и писатель-реалист А.П. Чехов. К 1910 г. символизм закончил свой круг развития Н. Гумилев, его сменил акмеизм.

Участниками группы акмеистов являлись Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин. Они декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности и радостное любование бытием Н. Гумилев. Акмеизму присущ отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму. А. Блок с присущим ему обостренным чувством гражданственности отметил главный недостаток акмеизма они не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни и жизни мира вообще.

Впрочем, не все свои постулаты акмеисты воплощали на практике, об этом свидетельствует психологизм первых сборников А. Ахматовой, лиризм раннего 0. Мандельштама. По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.

Одновременно возникло другое модернистское течение футуризм, распадавшийся на несколько группировок Ассоциация эгофутуристов, Мезонин поэзии, Центрифуга, Гилея, участники которой именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего. Из всех групп, в начале века провозглашавших тезис искусство игра, наиболее последовательно воплощали его в своем творчестве футуристы. В отличие от символистов с их идеей жизнестроения, т.е. преображения мира искусством, футуристы делали упор на разрушение старого мира. Общим для футуристов было отрицание традиций в культуре, увлечение формотворчеством. Скандальную известность получило требование кубофутуристов 1912 году бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода современности.

Группировки акмеистов и футуристов, возникшие в полемике с символизмом, на практике оказались весьма близки ему и тем, что в основе их теорий лежали индивидуалистическая идея, и стремление к созданию ярких мифов, и преимущественное внимание к форме.

Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению М. Волошин, М. Цветаева. Ни одна другая эпоха не дала такого обилия деклараций собственной исключительности. Особое место в литературе рубежа веков заняли крестьянские поэты, как Н. Клюев. Не выдвигая четкой эстетической программы, свои идеи соединение религиозно-мистических мотивов с проблемой защиты традиций крестьянской культуры они воплощали в творчестве. Клюев народен потому, что в нем сживается ямбический дух Боратынского с вещим напевом неграмотного олонецкого сказителя Мандельштам.

С крестьянскими поэтами, особенно с Клюевым, был близок в начале пути С. Есенин, соединивший в своем творчестве традиции фольклора и классического искусства.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура "Серебряного века"

Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы… Серебряный век занимает совершенно особое место в российской культуре. Это… Однако иногда говорят, что Серебряный век явление западническое.Действительно, своими ориентирами он избрал эстетизм…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Духовные поиски

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Славянофилы и западники
Славянофилы и западники. Ликвидация крепостного права, развитие буржуазных отношений в деревне обострили противоречия в развитии культуры. Они обнаруживаются, прежде всего, в охватившей российское

Образование и просвещение
Образование и просвещение. В 1897 г. проводилась Всероссийская перепись населения. Согласно переписи, в России средний уровень грамотности составлял 21,1 у мужчин - 29,3, у женщин - 13,1, около 1 н

Театр и музыка
Театр и музыка. Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в. было открытие в Москве художественного театра в 1898 г основанного К. С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данче

Архитектура
Архитектура. Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX-XX вв. произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа, такие как бан

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги