Идеациональная культура

Идеациональная культура. по своей сути, религиозна.

Она основана на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности там же с. 430. Идеациональное искусство нацелено на религиозную тематику, где доминирующим сюжетом является сверхчувственное царство Бога, героями сам Бог, ангелы, святые и грешники, тайны мироздания, искупления, распятия, спасения и другие трансцендентные события. Это не искусство одно профессионального художника, а творчество безымянного коллектива верующих, общающихся с Богом и со своей собственной душой Сорокин П. А. Человек.

Цивилизация. Общество с. 436. Стиль этой художественной культуры символичен и во многом формален. Художественный образ идеационального искусства воплощается в архитектуре церковных зданий, богослужебных музыкальных песнопениях, в религиозных литературных молитвах. Высшей идеациональной истиной у Сорокина является истина веры. Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных ценностях там же с.463. Божественное откровение идеациональной истины постигается с помощью мистического опыта, божественной интуиции и вдохновения.

Идеациональные этические ценности и нормы строятся на единении со сверхчувственным Абсолютом и воспринимаются как безусловные, неизменные, вечные. В свою очередь, отношение к житейским наслаждениям и удовольствиям в этой культуре негативно. Главным является безупречное исполнение людьми своих обязанностей между Богом и обществом.

Идеациональное право также опиралось на абсолютные и неизменные принципы, данные Богом. Нормы, законы и формы применения религиозных устоев в идеациональной культуре абсолютны и жестки. Юридическое сознание данного общества свободно от всяких сомнений, не допускает критики и обсуждения там же с. 469. Чувственная или сенситивная культура является антиподом идеациональной. Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темпами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп.

Задача искусства доставить удовольствие зрителю, слушателю или читателю, снискать у него успех, признание и славу. Стиль сенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Создателем такого искусства являются профессиональные художники. Однако рядом с этими великолепными достижениями подчеркивает Сорокин наше чувственное искусство заключает в себе самом вирусы разложения и распада, которые и обращают многие добродетели чувственного искусства в его же пороки Сорокин П. А. Человек.

Цивилизация. Общество с. 450. По мысли философа, искусство становиться музеем социальной патологии И все же Сорокин далек от пессимизма на смену разрушительным тенденциям чувственного искусства он ожидает приход нового, и скорое всего идеационального искусства. Серьезные проблемы, по мысли Соркина, существуют и в функционировании истины. Целостное мировоззрение в чувственной суперсистеме культуры подменяется мешаниной из кое-как склеенных друг с другом фрагментов науки там же с. 452. Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина, является