Основные доминанты культуры европейского просвещения

Основные доминанты культуры европейского просвещения. Эпоха просвещения по праву может быть названа золотым веком утопии.

Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, рационально преобразовывая, политические и социальные устои. Приписывая все свойства человеческой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды, философия этой эпохи подталкивала к размышлениям о таких условиях существования, которые способствовали бы торжеству добродетели и вселенского счастья.

Никогда ранее европейская культура не рождала такого количества романов, трактатов, описывающих идеальные общества, пути их построения и установления. Ориентиром для создания утопий XVIII века служило естественное или природное состояние общества. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию выдающегося философа и писателя эпохи просвещения Жан Жака Руссо, возможно, никогда не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности.

Предложенный мыслителями XVIII века идеал общественного устройства использовался для сокрушительной критики существующего порядка вещей. Зримым воплощением лучших миров для людей эпохи Просвещения были сады и парки. В них конструировался мир, альтернативный существующему, отвечающий представлениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы человека, людей между собой, свободе и самодостаточности человеческой личности.

Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благородной цели создания совершенной среды для совершенного человека. Внушив любовь к полям, внушаем добродетель. Парки эпохи Просвещения не были тождественны естественной природе. Но одной из главных задач было сохранение впечатление естественности, ощущение дикорастущей природы. В композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы.

Искусство XVIII века стремится отойти от возвышенного, аллергически надуманного к простому, непосредственному, соизмеримому с человеком, его повседневной жизнью. 2.4.2