Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия

Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия. Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных антагонистических начала. Классицизм означал подчинение человека общественной системе, развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального, личностного начала.

Новый классицизм эпохи Просвещения в самой своей основе не был чужд романтизму. Важным новым началом было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытавших потребностей в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был, прежде всего, синтементализм. Он обращен, прежде всего, к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей. Одной из важнейших характеристик этой эпохи является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими.

Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы. Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен.

В работах художников усиливается декоративное понимание цвета, они стремятся к многокрасочности и даже пестроте. Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль рококо, который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Архитектура и живопись рококо, прежде всего, ориентированы на создание комфорта и изящества. Восемнадцатый век привнес множество предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой, предупреждающих его желания. 2.4.3