рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Разрушение института семьи - разрушение национальной культуры

Работа сделанна в 2003 году

Разрушение института семьи - разрушение национальной культуры - Дипломная Работа, раздел Культура, - 2003 год - Министерство Образования Российской Федерации Иркутский Государственный Техни...

Министерство образования Российской Федерации Иркутский Государственный Технический Университет Международный факультет Кафедра культурологи и лингвострановедения Разрушение института семьи - разрушение национальной культуры дипломная работа по специальности 020600 культурология Дипломная работа студентки 5 курса международного факультета Прохоровой Софьи Сергеевны Научный руководитель доцент Тарасенко Оксана Владимировна Допускаю к защите Зав. кафедрой культурологии и лингвострановедения, профессор Беркович А. В. июня 2003 г. Иркутск 2003 Содержание cтр. Введение 3-6 Глава 1. ТРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 7-12 Глава 2. ГЕНЕЗИС СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КУЛЬТУРНО ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ 12-1 Понятия семья и брак . 12-2 Концепции происхождения семейно-брачных отношений 18-3 Семья и брак в процессе исторического развития - эволюция семейно-брачных отношений 25-4 Роль семьи в обществе. Ее значение в формировании и развитии личности 34-44 Глава 3. ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 44-1 Парные отношения мужчины и женщины в современных условиях 44-2 Культура семейных отношений 55-3 Социокультурные проблемы современной семьи 59-66 Заключение 67-70 Список использованной литературы . 71-73 Введение Уже стало привычным называть ушедший XX век веком революций социальной, научно-технической, космической. С полным правом его можно назвать и веком революции семейно-брачных отношений.

С начала прошлого века начались крупные социальные изменения, затронувшие все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и культуру.

Современная культурная ситуация вызывает немалую тревогу у культурологов.

Произошла резкая переориентация российского культурного сознания на Запад, что вызвано прежде всего экономическими причинами. Большинство членов руководства страны никак не озабочено сохранением и поддержанием уровня России как великой мировой державы, решая свои личные интересы борьба за власть, за сферы влияния, наполнение собственного кошелька и т.д Несмотря на возросшую активность церкви и особое внимание к ней со стороны правительства, Русская Православная Церковь уже не имеет того влияния на умы и души людей, какое мы наблюдаем на протяжении многих веков российской истории. И вряд ли церковь сумеет восстановить свой прежний уровень.

Испокон веков Россия жила идеальностью и выше всего ставила духовное и нравственное обустройство.

Серьезной отрицательной стороной современной культурной ситуации является отсутствие позитивной программы дальнейшего развития России. В обществе существуют разнонаправленные тенденции, рассекающие российскую культуру на несколько несовместимых плоскостей по национальным, экономическим, политическим признакам, что еще больше обостряет ощущение надвигающейся катастрофы.

Конечно, культура, а точнее учреждения культуры продолжают свое существование, и люди по-прежнему посещают театры, выставки, концертные залы, и внешне ситуация выглядит не столь трагичной, однако внутренняя ситуация разлада в умах и душах русского народа бессомненна. Важной проблемой, возникающей во взаимоотношениях человека и культуры, является то, что современный человек не ощущает себя творцом культуры, не видит своей роли в процессах культуротворчества.

Культура не возникает сама по себе, ее создает человек. Конечно, процессы, производимые группой людей заметнее, но и группа - ничто без деятельности конкретного человека. Культуротворчество восстанавливает и развивает человеческий дух, который отрицается современной цивилизацией. Поэтому культуротворчество происходит в постоянной борьбе с цивилизационными процессами, стремящимися приручить человека, сделать его слепой игрушкой в руках тех сил, чья сущность не связана с целями, задачами и смыслами человеческой жизни.

Нынешний XXI век становится эпохой, на которую возложены большие надежды всего человечества. Сложная экономическая и социальная обстановка требует от современного человека серьезного напряжения, что часто вызывает стрессы и депрессии, ставшие уже неотъемлемой частью нашего бытия. Сегодня как раз то время, когда особенно остро ощущается необходимость в тихой гавани, месте душевного комфорта. Таким местом должна быть семья - стабильность на фоне повсеместной изменчивости.

Несмотря на столь явную необходимость, в настоящее время институт семьи испытывает достаточно острый кризис, ведь под угрозой само его существование, которое было неизменным на протяжении тысячелетий. Во все века, независимо от социально-экономических условий и государственных режимов именно семья являлась основой общества. Именно семья ответственна за формирование полноценной, нравственно богатой и социально активной личности, которая в свою очередь должна стать творцом культуры.

Развитие семьи тесно связанно с прогрессом культуры и цивилизации. Это обуславливает актуальность исследования семьи в системе человеческой культуры. Дело в том, что достижения культуры и цивилизации в первую очередь отражаются в семье. Семья же со своей стороны выступает как один из главных хранителей и трансляторов традиций, ценностей, норм, моральных и нравственных установок - всего, что мы называем культурой, в ее духовном смысле.

Другими словами любовь и семья составляют духовные основы цивилизации. С момента возникновения они имеют социокультурный характер и в силу этого оказывают заметное влияние на формирование духовного облика личности. Это влияние осуществляется в рамках супружеских отношений, отношений родителей к детям, и наоборот, детей к родителям и т. д. Объектом исследования в настоящей работе является культура. Как известно понятие культуры настолько разнообразно, насколько разнообразна наша жизнь.

В данном случае мы рассматриваем культуру в рамках семейно-брачных отношений как духовно-нравственный мир, присущий человеческому обществу в целом и каждому индивиду в отдельности. Предметом же мы выбрали институт семьи, который в полной мере можно назвать как социальным, так и культурным. Учитывая актуальность проблемы, в данной работе ставится цель обосновать важность и необходимость сохранения семьи как одного из факторов сохранения культуры и национальной культуры в частности.

Для реализации указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи 1 прежде всего, раскрыть понятия семья и брак 2 проследить развитие семейных отношений в культурно-историческом контексте 3 выявить функции семьи, показать ее значение и важность в развитии личности 4 рассмотреть различные проблемы семьи и семейных отношений в современном обществе. На данный момент существует огромное количество работ посвященных семье и браку как в отечественной тик и в зарубежной науке.

Темы присутствуют самые разные - это и история семейно-брачных отношений, и этнографические очерки, сборники семейно-бытового фольклора, внутрисемейные отношения, конфликты, функции и т. д. В настоящей дипломной работе представлена попытка объединить и проанализировать различные подходы в изучении семьи в рамках культурологического знания. Теоретический анализ проблемы исследования позволил выдвинуть следующую гипотезу развитие и состояние культуры и общества напрямую зависит от функционирования семейного института и характера взаимоотношений его членов.

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Как известно, культурология относительно молодая наука, находящаяся на стыке многих гуманитарных дисциплин, таких как история, философия, социология, искусствоведение, психология, политология и другие. Всех их объединяет объект исследования - человек и его деятельность. Таким образом, при культурологическом исследовании мы обращаемся к теориям и концепциям, разработанным в рамках этих наук, ведь культура пронизывает все поле жизнедеятельности человека, который одновременно является и субъектом культуры и объектом культурного воздействия.

Семья - живой организм, микро-общество, в котором соприкасаются прошлое, настоящее и будущее, в котором идет формирование цивилизационных основ человеческой реальности. О семье и ее значении размышляли еще в древности, истоки этих размышлений восходят к философской мудрости Платона диалоги Государство , Законы , Пир , Аристотеля Политика , Плутарха Наставление супругам. Философское осмысление семьи сводится в большей степени к размышлениям об отношениях членов семьи, то есть супругов, родителей и детей Мишель Монтень Опыты, о роли семьи в государстве, и, конечно же, о любви как неотъемлемой части семейного бытия Гегель Философия права. Платоновский диалог Пир посвящен разработке идеи любви, которая, по его мнению, лежит в основе становления и существования любой вещи и мира вообще.

Эрос в диалоге выступает как исконная мировая цельность, зовущая к единению любящих, испытывающих неодолимое взаимное влечение в поисках блаженной безмятежности.

Государство представляет собой одно из первых произведений утопической литературы. Государство предстает в нем как военный лагерь, в котором семья в прежнем смысле слова не существует. Мужчины и женщины соединяются лишь в целях деторождения. Причем выбором мужчин и женщин занимается государство, втайне от них. Матери и отцы не знают своих детей, а все женщины-стражи являются женами стражей-мужчин.

По мысли Платона общность жен и детей - выражение высшей формы единства и единомыслия граждан такого государства. Аристотель в Политике подверг острой критике эту идею объединение государства в единую семью - прямая дорога к его гибели. Множество детей, имеющих множество отцов, приведет к тому, что все сыновья в равной степени будут пренебрегать своими отцами. Аристотель рассматривал человека в первую очередь как существо политическое.

Семья для человека, по Аристотелю, первый вид общения и соответственно важнейший элемент государственного устройства. Он придает большое значение законодательству о браке, обеспечивающему рождение здоровых детей, предписывающему пути воспитания будущих граждан. Широко представлены исследования семьи в социологии как известно семья - ячейка общества. Социальная необходимость в семье действительно есть, ибо, исчезни она, само существование человечества оказалось бы под угрозой.

И именно потому ни в одном обществе семья не была личным делом, ибо любое общество вправе ожидать от семьи выполнения определенных функций. Социология семьи как специальная отрасль социологического знания берет свое начало в масштабных эмпирических исследованиях европейских ученых-статистиков Рилза и Ле Пле. В середине XIX в. они независимо друг от друга предприняли попытку изучить влияние таких социальных факторов, как индустриализация, урбанизация, образование, религия, на формы семейного общежития, структуру семьи, экономические отношения в ней. С тех пор проблемы семьи и семейно брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии, поскольку семья представляет собой специфическое, во многом уникальное образование малая группа и социальный институт одновременно.

За каждым из этих явлений стоит своя реальность и совокупность понятий, отображающих эту реальность. 35 Среди современных отечественных исследователей широко распространенна точка зрения, согласно которой Россия - как культура и как цивилизация - переживает острый идентификационный кризис разрушив свою прежнюю советскую идентичность, она оказалась на перепутье между постиндустриальным и традиционным обществом. 10 Такой вывод делается на основе зафиксированных этими исследователями фактов связанных с семьей и браком падение рождаемости, рост разводов, неполных семей и одиночеств, высокая женская занятость.

Исследование современного социолога Голод С. И. Семья и брак историко-социологический анализ посвящено истории развития брачно-семейных отношений, проблемам современной семьи.

Автор анализирует понятие традиционной патриархальной семьи, детоцентристской, раскрывает сущность супружеского и постиндустриального браков. Отдельный раздел в книге посвящен проблеме разводов и причинам к нему ведущим. Также он приводит мнения различных исследователей касающихся будущих перспектив семьи в современном обществе, в то же время сам автор придерживается точки зрения, что институт семьи испытывает не кризис, а естественную трансформацию, обусловленную социально-исторической ситуацией.

В данной работе используются эволюционный, функциональный, подходы. В рамках эволюционного подхода работали такие исследователи как И. Я. Баховен, Дж. Ф. Мак-Леннон, М. М. Ковалевский, И. Колер, Л. Штернберг, Л. Морган, Ф. Энгельс и др. В работе мы обратимся к трудам следующих исследователей американского юриста и этнолога Льюиса Моргана - монография Древнее общество, и приверженца исторического материализма Фридриха Энгельса - Происхождение семьи, частной собственности и государства Эволюционистский подход исходит из теории изначального промискуитета, сменяющегося экзогамным материнским родом.

Позднее теория экзогамного рода дополняется идеей о дуально-родовой организации, возникающей в ходе соединения двух матрилинейных племен. Предполагалось, что род состоял из двух половин, фратрий, в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, находили себе мужей и жен среди мужчин и женщин другой половины рода. Согласно функциональному подходу семейные отношения являются производными от образа жизни семьи и семейного уклада, обусловлены социокультурными функциями семьи и строятся на системе социокультурных ролей связанных с браком, родством, родительством.

Большое внимание семье и браку уделяет психология. В рамках психологии семье уделялось внимание со стороны теории психосексуальных стадий Зигмунда Фрейда, определяющего детский опыт как фундаментальный для всей последующей жизни индивида, и подчеркивающего влияние внутренних инстинктивных импульсов, на все формарование и развитие личности.

Социокультурное направление Карен Хорни, Эрих Фромм помимо природных, биологических факторов подчеркивает и социальные, культурные условия в которых развивается индивид. Отечественные и зарубежные монографии, посвященные психологическим проблемам семьи и брака, перестали быть редким явлением Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, Б. Н. Кочубей, В. Сатир, Э. Берн и др В большинстве этих исследований нашли отражение мотивы вступления в брак, функции семьи, причины семейных конфликтов и разводов, методы семейной терапии.

Круг работ, в которых предметом изучения становилась бы эволюция семьи, ее структуры, специфики отношений, как супружеских, так и детско-родительских, существенно ограничен. Из известных работ можно упомянуть исследования А. Г. Харчева и В. Н. Дружинина. Причина, по-видимому, кроется в том, что углубленные исследования семейных отношений и процесса воспитания детей в семье начались лишь в XX веке. В этом случае количественная и качественная эволюция семьи изучалась с одной стороны, на основе данных этнографии, сведений о жизни народов и племен, сохранившихся на первобытном уровне развития, а с другой стороны, с помощью анализа древних письменных источников - от русского Домостроя до исландских саг. Предпринимаются интересные попытки проследить развитие типов, моделей семьи на основе сравнения мировых религий - В.Н. Дружинин, библейских текстов - Ларю Д. В последние десятилетия начала развиваться новая отрасль гуманитарного знания - кросс-культурная психология.

Исследователи все больше и больше обращают внимание на культурные различия в поведении людей и их отношении к различным явлениям.

Это обусловлено широкими международными контактами в политике, экономике, науке, увеличением количества иностранных студентов в вузах разных стран, распространением межэтнических браков.

Психология и культура Д. Мацумото - единственное и наиболее полное пособие на русском языке, посвященное влиянию культуры на поведение человека. Представляют интерес разделы, посвященные гендерным различиям в культурах и отношению представителей разных культур к любви. Гендерная психология - еще одно новое направление, изучающее особенности полов. Шон Берн в работе Гендерная психология также использует кросс-культурные исследования в сфере отношений полов, ролей мужчины и женщины в различных культурах.

Также интерес представляет сборник о браке и семье представленный в двух книгах под общим названием Семья, где собраны различные отрывки из классических сочинений прошлых эпох и современной научной литературы. Первая часть посвящена истории семьи. В ней приводятся некоторые древние тексты, повествующие о семье в мифологическом и назидательном плане Библия, Коран, китайский трактат II века до н. э. Сочетание инь и ян, индийская Камасутра, русский Домострой и др. Вторая часть книги названа Голоса философов. Здесь собраны наиболее яркие произведения и высказывания великих мыслителей прошлого о браке и семье, Платона, Аристотеля, Гоббса, Бэкона, Канта, Герцена, Шопенгауэра и других.

Таким образом, в дипломной работе используется интегративный подход, попытка рассмотрения семьи с разных точек зрения, чтобы показать ее значение для общества и человека, культуры. Глава 2. ГЕНЕЗИС СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ 2. 1 Понятия семья и брак. Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни . 44 45 С этим высказыванием нельзя не согласиться, поскольку все мы на протяжении жизненного пути являемся частью семьи, взрослеем, выходим из нее и создаем новую.

В семье сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества.

Наиболее популярная в советской социологии 60-х - 90-х годов дефиниция семьи принадлежит А. Харчеву семью можно определить как исторически-конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения . 40 75 Социолог С. И. Голод считает не совсем удовлетворительным данное определение Спросим можно ли найти общий знаменатель взаимной моральной ответственности, скажем, раб - патриарх в Древнем Риме и сын - отец в современной семье? Или другой вопрос является ли собственно семейной характеристикой совместность быта? 7 91 Далее автор приводит два примера, лаконичных и изящных, на его взгляд, определений сути института семьи.

Первое принадлежит Петериму Сорокину, который под семьей понимает легальный союз часто пожизненный супругов, с одной стороны, союз родителей и детей с другой, союз родственников и свойственников с третьей. Второе же высказывание польского социолога Я. Щепаньского Семья - это группа, состоящая из лиц, связанных отношениями супружества и отношениями между родителями и детьми. Таким образом, С. И. Голод рассматривает семью как совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений кровного родства, порождения, свойства . 7 91 . Но мы не можем ограничиваться только этим определением в понимании такого явления как семья, так как она без сомнения представляет собой более сложную систему.

Если социологи в определении семьи делают акцент на родстве, то экономисты на хозяйстве и совместном бюджете, психологи на взаимоотношениях между членами семьи, на указании функций ей присущих.

Социологи и демографы подчеркивают еще один важный момент, который упускают экономисты преемственность поколений. Под семьей, существующей в течение длительного промежутка времени, нужно понимать такую целостность, которая делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемственности.

Способность восстанавливать свое единство в каждом следующем поколении - очень важная характеристика семьи. Она описывает то, что ученые именуют жизненным циклом семьи. Жизненный цикл семьи - это последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи, который начинается с момента заключения брака и заканчивается его расторжением, разводом. 17 Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие ? вступление в брак - образование семьи ? начало деторождения - рождение первого ребенка ? окончание деторождения - рождение последнего ребенка ? пустое гнездо - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка ? прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. 25 Исследователи выделяют на сегодняшний день два типа семьи - традиционную или классическую, она же называется расширенной многопоколенной. В такой семье присутствуют муж, жена, их дети, бабушки, дедушки дяди, тети и др и все они живут вместе.

То есть семья расширяется за счет 3 - 4 поколений прямых родственников. Второй тип - нуклеарная от лат. nucleus - ядро семья, современная семья, включающая обычно двух родителей и одного ребенка. Она названа так потому, что демографическим ядром семьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи.

Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Нуклеарная семья возможна только в тех обществах, где дети имеют возможность после брака жить отдельно от родителей. 17 Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности . 40 66 То есть, традиционным ядром семьи считают супружескую пару с добавлением к ядру детей, родственников, родителей супругов.

Между понятиями брак и семья существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть и немало особенного, специфического. Ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды.

Во втором параграфе мы рассмотрим данные концепции. В приведенном выше определении ключевыми моментами для понятия сущности брака являются представления об изменчивости форм брака, его социальной репрезентации и роли общества в его упорядочивании и санкционировании, правовом регулировании. Так, в разных обществах устанавливается разный возраст вступления в брак, регулируются процедуры оформления брака и его расторжения. Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но и обязательных сексуальных отношений супругов.

Отсюда можно сделать вывод, что институт брака как такового в большей степени необходим обществу и для общества Смотрите все, мы теперь муж и жена, мы вместе, мы семья! В христианском смысле брак - просвещение и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. В браке человек может видеть мир по-особому, через другую личность. Эта полнота еще усугубляется с возникновением из двоих, слитых вместе, третьего, их ребенка.

Совершенная супружеская пара породит и совершенного ребенка, она и дальше будет развиваться по законам совершенства. Через таинство Брака даруется благодать на воспитание детей, которой христианские супруги лишь содействуют. Ребенок получает Ангела-хранителя при крещении, который тайно, но ощутимо содействует родителям в воспитании ребенка, отвращая от них всякие опасности. 44 В наше время, когда общественное мнение стало более либеральным, и жесткие моральные устои советского периода сменились на более демократичные, понимание семьи изменилось.

Теперь введено понятие гражданского брака узаконенного ГК РФ , когда люди создают семью, основываясь только на чувстве ответственности, взаимной помощи и конечно любви, не регистрируя свои отношения в административных учреждениях. Хотя в большинстве своем общество такие браки не считает достаточно полноценными и стабильными. Брак - это к тому же совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины.

В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, разбрасывание риса или денег во время свадебной церемонии, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие. Все это представляет собой своеобразную инаугурацию - торжественную церемонию заключения брачных уз. Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения.

Брак представляет собой только отношение, а семья является, кроме того, еще и социальной организацией. Семья вырастает из двух родов по мужской и женской линии. Она несет в себе не только их физические качества цвет волос, глаз, форму носа, пропорции тела и т.п но и питается от их духовного источника. Устремленность к высшим идеалам или, напротив, заземленность устремлений, альтруизм или эгоизм, совестливость или душевная черствость у молодых людей часто имеют родовые корни.

Чем полнее семья впитала лучшие качества и свойства родов, их ценностные ориентации, традиции, обычаи, чем глубже приняла в себя их дух и назначение, тем богаче ее внутренняя жизнь, тем она устойчивее и стабильнее. Сущность и смысл семьи, таким образом, состоит не просто в воспроизводстве населения или детопроизводстве, а в продлении рода в самом широком смысле слова. Семья выступает как связующее звено поколений рода во всех планах бытия. Через нее род развивает заложенные в его природе душевно-духовные качества.

Через семью род реализует себя, свое назначение, воплощает, выражает и развивает свою физическую, психологическую, духовно-нравственную сущность, материализуется в ее действиях, образе жизни. При таком подходе каждая конкретная семья перестает восприниматься как социальное явление, имеющее и начало, и неизбежный конец. Она получает еще одну систему координат, отражающую по вертикали глубину и прочность связей с родом в том числе и на генетическом уровне как носителем общего социального опыта, мудрости, социальных ориентиров и ценностей, наконец, самого духа рода. В памяти рода, в его вере семья обретает бессмертие.

Освещенный светом высших духовных начал, человек в ней поднимается над природно-биологическими инстинктами, преодолевает свой эгоцентризм. Семья - это сложное социокультурное явление. Специфика и уникальность ее в том и состоит, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного.

Следуя всему вышесказанному, в структуре семьи мы можем выделить три взаимосвязанных блока отношений - природно-биологические, т.е. половые и кровнородственные - экономические, т.е. отношения на базе домашнего хозяйства, быта, семейной собственности - духовно-психологические, нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о престарелых родителях, с моральными нормами поведения. Только совокупность названных связей в их единстве создает семью как особое социальное явление, ибо не может считаться семьей естественная близость мужчины и женщины, не закрепленная в правовом отношении и не связанная общностью быта и воспитания детей, поскольку это не что иное, как сожительство.

Экономическое сотрудничество и взаимопомощь близких людей, если они не основаны на узах брака и родства, также не являются элементом семейных отношений, а только деловым партнерством. И, наконец, духовная общность мужчины и женщины ограничивается дружбой, если отношения между ними не принимают свойственную семье форму развития.

Заключение брака необходимый элемент семейной организации, который не только юридически или по церковным нормам закрепляет созданный союз мужчины и женщины, но и создает у супругов чувство моральной защищенности, стабильности и определенности. 2. 2

Концепции происхождения семейно-брачных отношений

4. 5. Моногамная семья. Здесь в брак вступает отдельная пара раз и на всю жи... Она была создана как продолжение труда Моргана, который, по мнению Энг... И заключает автор оптимистически как только отпадут экономические сооб...

Семья и брак в процессе исторического развития - эволюция семейно-брачных отношений

э. Существовало четкое различение значимости мужчины и женщины. Мужчина о... Регенеративная функция связана с наследованием статуса фамилии, имущес... С этой же целью сейчас распространяются так называемые альтернативные ... В таком состоянии дети легче поддаются внешним воздействиям.

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Что выражает единство творческой активности. Заключенной в женском обр... Л. Любовь, утверждают исследователи, есть чисто человеческое явление. 36 Желанием жить по вере молодая семья вносит определенную упорядоченн... Таким образом, вся система родственных отношений убедительно свидетель...

Социокультурные проблемы современной семьи

Влюбленность чаще всего - чувство я-центрическое. Труд, творчество, досуг, семья, любовь - все пропитано рыночными отнош... в начале 90-х гг причем половина разводов приходится на первый год сов... Но элементарные правила половой гигиены, предохранения в основном не о... Часто, отмечают специалисты, на юных матерей оказывают давление родите...

Заключение Как и много веков подряд современный человек ищет свое место и предназначение в обществе, культуре. Одним из таких предназначений человека является создание семьи и рождение следующего поколения людей. Семья - это не просто социальный или культурный институт, это сложная система с множеством связей, функций и способов взаимодействия между ее элементами. Назвать некую общность людей семьей мы можем по нескольким признакам. Во-первых, брачные и родственные отношения муж и жена, родители и дети, братья и сестры, тети и дяди и т. п семья может быть очень большой в зависимости от количества представленных родственников и поколений, и очень маленькой, состоящей из так называемого ядра - супругов и ребенка.

Во-вторых, это совместная хозяйственная деятельность, направленная на поддержание материального уровня, обеспечения членов семьи необходимым для их жизни. В-третьих, это эмоциональная привязанность, взаимная ответственность членов семьи друг за друга и всю семью в целом.

Только при наличии всех этих характеристик общность или группа становится семьей. С появлением института гражданского брака исключение в последнее время составляет пункт о брачных отношениях. Но и брак играет немаловажную роль, будучи на протяжении истории способом узаконивания половых отношений мужчины и женщины, поддерживаемый общественной моралью. Поэтому до сих пор брак является наиболее желательной целью для многих людей. К тому же свободная любовь в отличие от брака не предполагает никакой ответственности и обязательств, а зависит лишь от моральных, нравственных установок конкретной личности.

Если бы институт брака был не нужен, разве бы он возник? И это произошло не сегодня и не десять лет назад, и даже не сто, а много тысяч! И если верить ученым древние люди гораздо больше нас смыслили в жизни и отношениях между людьми. С позиции исторического материализма моногамия развилась под влиянием общественно-экономических изменений, но это лишь взгляд из настоящего в прошлое.

Мы тогда не жили и точно знать ничего не можем, но ясно одно - люди пришли к моногамии по ряду разных причин, в числе которых и одна из основных - развитие частной собственности. Человечество стремится упорядочить свою жизнедеятельность, нормировать межличностные отношения, дабы из хаоса создать порядок, поддерживать стабильность. Так и семейно-брачные отношения определяются и нормируются, при помощи религии, морали, общественного мнения. Эпоха сменяла эпоху, менялась культура, менялось мировоззрение и ценностные ориентиры.

Вместе с ними изменялись и отношения между мужем и женой, положение женщины, отношение родителей к детям что в большей степени относится к отцам, ведь мать всегда любит свое дитя, а детей к родителям. Семейная иерархия из строго вертикального постепенно приняла горизонтальное положение. Независимо от формы или внутренней иерархии семья всегда имела общественное значение в силу выполнения ею определенных функций. Эти функции менялись так же, как менялось общество, но среди их разнообразия неизменными остаются хозяйственно-экономическая, регенеративная, рекреативная, репродуктивная и воспитательная функции.

Последние две имеют первостепенное значение для общества и человечества. Рождение полноценных, здоровых детей и их последующее воспитание вот те задачи, о которых в первую очередь должны думать люди создающие семью. Ведь от осознания ими ответственности за жизнь маленького человечка зависит будущее всей нации.

Зачатие, беременность, роды, период кормления - все важно, и все должно быть сопряжено с любовью к себе к супругу к младенцу. Семья - это некая фабрика, фабрика по производству новых людей, способных жить по-человечески. А уж от того, что мы вкладываем в это понятие зависит будущее наших детей и их человеческая жизнь. Поэтому родители, воспитывая мальчика или девочку, в первую очередь должны думать о нем или о ней, а уж после о своих потребностях и эмоциях. Полная семья, в которой есть и мама и папа, еще лучше, если и бабушки с дедушками, живущая по понятиям любви, чести, достоинства и взаимного уважения может воспитать полноценную эмоционально, культурно, нравственно богатую личность, с устойчивым мировоззрением.

Ребенок из неполной семьи часто уже в процессе жизни вынужден прилагать усилия, чтобы вырасти до этого уровня. И то только в том случае, если родитель заложил в него хоть какие-то основы для дальнейшего развития, в противном случае из неполной семьи выходит морально, психически, эмоционально неустойчивая сложно адаптирующаяся личность.

Такие проблемы в семье приводят к последующим конфликтам в личной жизни. Отношения мужчины и женщины зависят и от четкого осознания себя мужчиной или женщиной, той роли, которая присуща этому полу, и от морально-ценностных установок общения с людьми вообще заложенных в детстве. Современная семья все больше приобретает личностно-психологический характер взаимоотношений. Любовь становится основным мотивом вступления в брак. Сексуальным отношениям придается большее значение, нежели духовным.

Религиозные идеалы потеряли свое влияние. Потеряно понятие рода, как некой целостности множества поколений, духовного единства с предками. Теперь каждый сам по себе, индивидуален и одинок! И чувство потерянности, оторванности должно быть восполнено единством и сплоченностью членов семьи. Нельзя сказать, что для преодоления кризиса и проблем института семьи ничего не делается и нет положительных тенденций.

Например, чтобы избежать тяжелого развода молодые могут проверить свои чувства в гражданском браке. Для предотвращения ранних браков и нежелательной беременности существуют на сегодняшний день центры планирования семьи. Чтобы преодолеть конфликты в семье люди могут обратиться в различные семейные психологические службы. В последнее время стала возрождаться замечательная, на наш взгляд, традиция спортивных семейных состязаний, конкурсов на звание самой дружной семьи и т. п. На основании всего вышеизложенного были сделаны следующие выводы 1. Семья - это биологическая необходимость, человеческая потребность, единственно полноценный институт воспитания. 2. Трансформация семьи неизбежна и исторически обусловлена. Эта трансформация сопровождается острым кризисом, но часто кризисное состояние предшествует новому витку развития.

Следовательно, необходимо сделать так, чтобы это развитие шло в положительном направлении. 3. Современной семье, как и государству необходима идея ее объединяющая.

Возможно, такой вновь должна стать Православное христианство, но не как догмат, а как духовно-нравственная направляющая. Внимание культурологи к проблемам семьи не должно ограничиваться простым анализом и констатацией фактов. Необходима выработка рекомендаций и практических действий направленных на сохранение института семьи. Это могут быть какие-то клубы для семейного отдыха. Желательно восстановить в школьной программе предмет Этика и психология семейной жизни, в рамках которого будут преподавать культурологи, психологи, сексологи, возможно даже медики.

Возрождение национальной культуры, сохранение нации как единого целого возможно благодаря сохранению института семьи и его активному поддержанию со стороны государства, религии, общества и личности. Список литературы 1. Берн Ш. Гендерная психология СПб. прайм-ЕВРОЗНАК, 2001 320 с. 2. Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью - М. Мысль, 1988 301с. 3. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета М. Издание Моск. Патриархии, 1988 1376 с. 4. Васильев К. Любовь М. Прогресс, 1982 384с. 5. Верб М. С. Любовь и семья в XX веке Свердловск Прогресс, 1988 165 с. 6. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Курс лекций М. Изд. Ценр Академия, 1998 432 с. 7. Голод С. И. Семья и брак историко-социологический анализ СПб. ТОО ТК Перополис , 1998 272 с. 8. Гитин В. Г. Эта покорная тварь - женщина М. Изд-во АСТ, 2002 544 с. 9. Дружинин В. Н. Психология семьи М. Изд-во КСП, 1996 327 с. 10. Здравомыслова О. М Арутюнян М. Российская семья на европейском фоне по материалам международного социологического исследования М. Эдиторал, 1998 176 с. 11. Земска М. Семья и личность М. Прогресс, 1986 135 с. 12. Ильин И.А. Путь к очевидности Сочинения М. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998 912 с. 13. Кант И Гегель Г.В.Ф Шеллинг Ф.В.И. Немецкая классическая философия.

Том 1 М. Эксмо, 2000 784с. 14. Ковалев С. В. Психология семейных отношений М. Просвещение, 1987 208 с. 15. Кон И.С. Ребенок и общество М. Наука, 1988 271 с. 16. Костомаров Н. И. Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях Смоленск Русич , 2002 560 с. 17. Кравченко А. И. Общая социология Учеб. пособие для вузов М. ЮНИТИ, 2001 479 с. 18. Куприянчик Л. Л. Психология любви Донецк Изд-во Сталкер , 1998 416 с. 19. Ларю Дж. Секс в Библии М 1995. 20. Лин Генри Б. Фен-шуй для начинающих - М. ФАИР-ПРЕСС, 2001 320 с. 21. Мацумото Д. Психология и культура СПб. прайм-ЕВРОЗНАК, 2002 416 с. 22. Мифологический словарь Гл. ред. Мелетинский Е. М М 1991 618 с. 23. Морган Л. Древнее общество М. Наука, 1983 - 301 с. 24. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию М. Изд-во МГИК, 1994 236 с. 25. Пархоменко И.Т Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах М. Центр, 2001 325 с. 26. Платон.

Федон, Пир, Федр, Парменид М. Изд-во Мысль , 1999 528 с. 27. Платонов О.А. Русская цивилизация М. Роман-газета, 1995 335 28. Розин В.М. Введение в культурологию.

Учебник для высшей школы М. Издательский дом ФОРУМ , 1997 224 с. 29. Рюриков Ю. Б. Мед и яд любви М. Наука, 1990 446 с. 30. Рюриков Ю. Б. Три влечения Любовь, ее вчера, сегодня, завтра М. Мол гвардия, 1984 286с. 31. Сатир В. Вы и ваша семья.

Руководство по личностному росту Пер. с англ М. Изд-во Эксмо, 2002 320 с. 32. Семейно-бытовая культура.

Пособие для слушателей нар. Ун-тов Д. И. Водзинский, А И. Кочетов, К. А. Кулинкович и др. Под ред. Д. И. Водзинского Мн 1987 255 с. 33. Семья Книга для чтения. В 2-х кн. Сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга М. Политиздат, 1991. 34. Синицина Л. Н. Гендерные стереотипы в реальности современной культуры М. Наука, 2002 102 с. 35. Социология учебник для вузов В. Н. Лавритенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова Под ред. Проф. В. Н. Лавритенко М. ЮНИТИ, 2000 407 с. 36. Столяров Д.Ю Кортунов В.В. Культурология Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей М. ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998 102 с. 37. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа М 1999. 38. Фромм Э. Мужчина и женщина М. Изд-во АСТ, 1998 512 с. 39. Фукс Э. История нравов Пер. с нем. В. М. Фриче Смоленск Русич, 2002 624 с. 40. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР М. Мысль, 1979 367 с. 41. Хоруженко К. М. Культурология.

Энциклопедический словарь Ростов-на-Дону Изд-во Феникс , 1997 640 с. 42. Хьелл Л Зиглер Д. Теории личности Основные положения, исследования, применение СПб. Питер, 1999 608 с. 43. Человек в кругу семьи очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени М. Наука, 1996 586 с. 44. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений.

Курс лекций М. ЭКСМО, 2000 512 с. 45. Эвола Ю. Метафизика пола М. Беловодье, 1996 382 с. 46. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства М. Прогресс, 1991 112 с. 47. Морис Д. Человек по имени животное. Научно-популярный фильм. прод.1ч. 30мин.

– Конец работы –

Используемые теги: разрушение, института, семьи, разрушение, национальной, культуры0.118

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Разрушение института семьи - разрушение национальной культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Национальные отношения и национальная политика – составная часть обновления общества
Еще со времен "Повести временных лет" известно, что Россия страна - многонациональная. Но эта непреложная истина так и не стала основой для… Пренебрежение, равнодушие к этнонациональным проблемам и недооценка их… Вновь провоцируют политики: с одной стороны, одни, используя лозунги демократии и прав человека, обосновывают идеи…

Понятие культуры, культура и цивилизация
В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации, о их различии и взаимоотношении. Это - тема об… Стрелка часов мировой истории показывает час роковой, час наступающих сумерек,… Все наше славянофильское сознание было проникнуто враждой не к европейской культуре, а к европейской цивилизации.…

Культура и природа. Религия, искусство и наука в системе культуры
В процессе преподавания курса Культурология студентам всех специальностей... ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...

Лекції з історії світової та вітчизняної культури ФІЛОСОФСЬКО-ТЕОРЕТИЧНІ ОСНОВИ ІСТОРІЇ КУЛЬТУРИ
Навч посібник Вид ге перероб і доп За ред проф А Яртися та проф... ЗМІСТ ПЕРЕДМОВА...

Политическая культура. Уровни и типология политической культуры
Она выражает суть социально-политической системы, определяет правила игры в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без… Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как… Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо в конечном счете…

Культура и цивилизация, их сущность. Запад, восток и Россия в диалоге культур
В религиозной трактовке культура восходит к культу, вере, традициям, высшему смыслу бытия, заданному Богом. Понятие культуры может различно… Используется понятие культуры и в социологии. Можно выделить также понятие… Т.е с одной стороны культура – это процесс целенаправленного воздействия на природу, общество, воспитание и…

Эпистемология культуры: история и философия наук о культуре
Ю В Ларин... Эпистемология культуры история и философия наук о культуре...

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам