рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социокультурные проблемы современной семьи

Работа сделанна в 2003 году

Социокультурные проблемы современной семьи - Дипломная Работа, раздел Культура, - 2003 год - Разрушение института семьи - разрушение национальной культуры Социокультурные Проблемы Современной Семьи. Во Все Времена Человек Мыслил Сем...

Социокультурные проблемы современной семьи. Во все времена человек мыслил семью как свое маленькое земное счастье. Во все века, независимо от социально-экономических условий и государственных режимов именно семья являлась основой общества.

А лучше сказать, семья и есть самое первоначальное общество, где формируются духовные начала и основы нравственности каждой конкретной личности. В семье человек получает истинное и существенное воспитание и начинает развивать в себе правильное представление о нравственной жизни в целом. По большому счету, моральное и физическое благосостояние нации и государства прямо пропорционально относится и всецело находится в зависимости от наличия и уровня нравственных идей и их реализации в семье.

Когда мы исследуем состояние народа или века, наши взоры, прежде всего, обращаются на состояние брачной жизни. По состоянию таковой мы судим и обо всем остальном. Если брачная жизнь известного народа поколеблена, то мы знаем, что и остальные области нравственной жизни народа находятся в состоянии упадка. Все, кто стремился разрушить общество начинали это делать с разрушения семьи, семейных устоев, ибо семья есть самая драгоценная основа и краеугольный камень всего гражданского общества 33 8 . В первобытном обществе семья отпочковалась от рода на основе преимущественно заботы о детях, обеспечения их выживания.

Период цивилизации порождает патриархальный тип семьи, который можно определить как семью-домохозяйство, в которой доминирует общее ведение хозяйства при сохранении многообразия прочих связей. К средним векам относится возникновение в Европе современного типа супружеской семьи, в которой при всей важности целостного комплекса разнообразных связей в супружеских отношениях ощутимо нарастает роль и значение духовных, нравственно-психологических начал.

Безусловно, изменение это проявляется лишь как тенденция, ибо и для современных молодых людей в основе семейного союза могут лежать разные социально значимые ценности, как и различное понимание сущности и назначения семьи. Она может создаваться на разных ценностных основах и по расчету, и на романтических побуждениях, и как духовный союз или союз-товарищество, скрепленный единством взглядов, отношениями дружбы и взаимоуважения и т.п. И все же большая часть молодых людей, как свидетельствуют исследования социологов, заключают браки по любви, отдавая предпочтение нравственно-психологическим и духовным отношениям в семье.

Утрата чувств любви при этом рассматривается как достаточное основание для развода. Однако стремление создать семью, основанную на любви, еще не гарантирует ее от возникновения конфликтов и кризисов. Более того, оно неотвратимо ставит человека перед духовно-нравственным выбором удовольствия и беспечность или долг и ответственность, эгоцентризм или способность поступиться своими желаниями, интересами, и в конечном итоге стремление обеспечить личную независимость или готовность корректировать свое поведение, привычки, сложившийся уклад жизни в интересах единства семьи.

Нередко этот выбор делается не в ее пользу. Статистика показывает, что разводов меньше в семьях, созданных по расчету, а не по любви. Здесь изначально отношения между супругами развиваются на конкретной, приемлемой для обоих основе, лишены непредсказуемости и завышенных требований. 29 Это совсем не значит, что любовь перестала быть важнейшей ценностью отношений в семье.

Возможно это результат того, что молодые люди часто путают чувство влюбленности с настоящей любовью. Влюбленность чаще всего - чувство я-центрическое. Любовь поражает человека глубже влюбленности, не-эгоизм и двуцентричность - это, видимо, ее основа основ, ее самое человечное свойство.

Отношение к любимому как к самому себе - это, пожалуй, центральная сердцевина любви. 30 167 Так считает знаток любви Юрий Борисович Рюриков и с этим трудно не согласиться. Но настоящая любовь закладывает только фундамент брака, далее на первый план выходят душевные свойства супругов доброта или недоброта, сердечность или бессердечность, радушие или равнодушие. Почти весь XX век страна перманентно живет в условиях реальных и мифологизированных подвигов. Революции и войны, восстановление экономики после военных разрух, изматывающее соревнование с Западом как способ любой ценой утвердиться в качестве передовой державы в мире - все это при соответствующем идеологическом оформлении не оставляло места идее духовного преображения человека не в политически-идеологическом, а в христианском понимании как идее преображения души и возвышения духа на основе евангельских заповедей.

Присущий народу идеал православия был практически вытеснен из общественного сознания. Целью жизни стало не преображение естества, а преобразование окружающего материального мира. Такая абсолютизация человека хотя и мобилизовала его на свершения, но имела и оборотную сторону.

Она полностью заземляла его назначение и смысл жизни. Если человек сводит себя, сущность своего бытия полностью к материальности, телесности, то все в жизни становится подчиненным удовлетворению потребностей тела, его желаний, прихотей. Но, как верно заметил видный русский философ XX столетия И.А.Ильин, похоть плоти есть нечто неустойчивое и самовольное 12 201 . Она тянет к погоне за новыми и новыми земными благами удовольствиями, почетом, богатством и т.п. Это в полной мере относится и к семейным отношениям.

Высшие задачи и функции семьи понимаются все более упрощенно, материально, даже физиологично, с позиций собственного удобства. Таким образом, налицо смена ценностных ориентиров. Вместо традиционных ценностей приходят новые, менее обременительные. Вместо долга, обязательности предпочтение отдается безответственности, совесть уступает место практицизму, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения полов.

Практически речь идет о духовном кризисе человека и общества. Бездуховность размывает в такой же мере и семью. Непродуманные и неподготовленные социальные эксперименты 80-х-90-х годов стимулировали нарастание разрушительных тенденций в семейных отношениях. Крушение прежних социальных и духовных ценностей стало естественным следствием отмены коммунистической идеологии на государственном уровне.

В бывших союзных республиках СССР на место коммунистической идеологии пришла идеология национализма, опирающаяся на традиционные религиозные ценности. В России же возникший идеологический и духовный вакуум в большинстве своем переживается значительно острее. Идеология национализма в ней объективно не могла стать определяющей в процессе преобразований. Политика национального нигилизма, проводившаяся тоталитарным режимом, в первую очередь была направлена на разрушение национального самосознания русского народа под флагом борьбы с великодержавным шовинизмом.

Особенно тяжелые потери в этой борьбе понесла православная церковь. Были закрыты тысячи храмов, верующие подвергались преследованию и осмеянию со стороны властей. Годы гонений не прошли бесследно. Сегодня это очевидно. Десятилетия антицерковной реакции помешали православию стать центром духовного сплочения нации. Вместе с тем деятельность различных религиозных сект, групп, школ, фондов, миссионеров западных и восточных религий препятствуют консолидации русского народа, возрождению традиционных национальных ценностей, национальной идеи. Обращает на себя внимание тот факт, что обострение социальных, экономических, политических и других противоречий совпадает по времени с втягиванием России в систему отношений, свойственных западной цивилизации.

Россия и Запад изначально не были изолированы друг от друга, между ними осуществлялись многосторонние связи.

В то же время они составляли принципиально различные, в чем-то даже противоположные цивилизации. Западная цивилизация, идейным обоснованием которой стал протестантизм, в основе развития имеет преимущественно материальный прогресс, стремление к утилитарности жизнедеятельности. Гонка потребления товаров и услуг делает людей заложниками вещей. Труд, творчество, досуг, семья, любовь - все пропитано рыночными отношениями, все имеет свою цену. Поскольку накопителем духовности, лоном культуры является семья как первичный социокультурный институт, она в первую очередь подверглась тлетворному влиянию современного кризиса.

Явления кризисного состояния ее становятся все острее и многомернее. Престиж семьи в ряду социально-ценностных ориентаций опустился до критического уровня. В результате 2 3 молодых людей в 25-летнем возрасте оптимальном для деторождения не состоят в браке, 1 3 в возрасте до 35 лет не имеют своей семьи, 1 10 несемейными пересекают возраст 60 лет 2 2 . Но даже сам факт вступления в брак еще не говорит о намерении создать полноценную семью, продолжающую род человеческий.

Согласно социологическим опросам, более 18 супружеских пар не желают вообще иметь детей 5 96 . Сложные экономические условия радость от рождения ребенка превращают в борьбу за выживание. Распад семьи, разводы стали более привычным явлением, чем благополучные семьи. Количество разводов у нас выросло с 50 тыс. после Отечественной войны 1941-1945 гг. до 1 млн. в начале 90-х гг причем половина разводов приходится на первый год совместной жизни, а 2 3 - на первые 5 лет 10 52 . С ростом разводов растет и количество неполных семей, чаще с одной матерью.

Это приводит ко многим другим проблемам и к повышенной занятости матери, вынужденной обеспечивать себя и ребенка, и к растущей отчужденности ребенка, так как мама не может уделять ему достаточного внимания, и как уже говорилось неполноценному развитию личности. Другая проблема - это маскулинизация женщин, связанная с развитием бизнеса в России и других странах.

Женщины, занимающие ключевые руководящие посты, в борьбе за выживание в жестоком мире бизнеса постепенно теряют свои исконно женские черты и все больше становятся похожими на мужчин. Ведь женщинам приходится жертвовать такими ценностями как личными отношениями, семьей, детьми. А также уступчивостью, покладистостью, беззаботностью и нежностью. Как показывают исследования, треть женщин занимающих руководящие посты в наиболее преуспевающих компаниях, не имеют детей, в то время как большинство их коллег мужчин являются счастливыми отцами и мужьями.

Пугающей представляется сексуальная неграмотность молодежи на фоне широкого распространения информации эротического и сексологического содержания. Сексуальные отношения молодых людей, часто еще не достигших совершеннолетия становятся чем-то обыденным. Но элементарные правила половой гигиены, предохранения в основном не обсуждаются внутри семьи. Ранняя беременность, которая пагубно влияет на физически и психически неподготовленных девочек, заболевания СПИДом другими венерическими болезнями, вот результат такой неграмотности.

Настоящим бедствием в стране стали аборты. Известный итальянский юрист Рафаэль Баллестрини писал сто лет тому назад Самым верным доказательством полного нравственного падения народа будет то, что аборт станет считаться делом привычным и абсолютно приемлемым 15 15 . Это страшное предсказание стало у нас фактом повседневной жизни.

При молчаливом попустительстве общества, по официальной статистике, в стране ежегодно убиваются 8 млн. детей. Аборты превратились в массовый террор против собственных детей. Многие матери отказываются от своих детей. В основном как отмечает статистика это девушки от 15 до 19 лет. Часто, отмечают специалисты, на юных матерей оказывают давление родители, они же насаивают на прерывании беременности. Вот почему большое значение имеют нравственные нормы, которые закладываются в семье будущей матери.

Полноценно развиваться и осваивать окружающий мир ребенок может только вместе с любящей матерью, а если эта самая важная для младенца связь прервана с рождения, то человек просто теряет опору в жизни. Наркомания, пьянство, отказ от своих детей и престарелых родителей, другие общественные пороки повергают семью поистине в бедственное состояние. Сохранение этих разрушительных процессов в обществе и семье ставит под вопрос перспективу сохранения русского народа. В противоположность Западу цивилизация в России носит преимущественно духовный характер.

Идея совершенствования души, преодоление греховной природы тела, постижение высшего смысла земной жизни для русского человека всегда были ближе материального благополучия. Архимандрит Иларион Троицкий достаточно глубоко, на наш взгляд, подметил Идеал православия есть не прогресс, но преображение. Новый завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу, к Богу . 27 9 . Следовательно, противоречие двух цивилизаций не вызвано какими-то конкретными несовпадениями отдельных сторон жизни.

Оно проистекает от разного миропонимания, различных мотивов жизни, систем ценностей. Таким образом, проблемы современной семьи и культуры, порожденные преимущественно духовным оскудением в обществе, могут быть решаемы на основе обращения к высшим духовным ценностям.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Разрушение института семьи - разрушение национальной культуры

С начала прошлого века начались крупные социальные изменения, затронувшие все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и культуру. Современная культурная ситуация вызывает немалую тревогу у культурологов. Произошла резкая переориентация российского культурного сознания на Запад, что вызвано прежде всего экономическими…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социокультурные проблемы современной семьи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Концепции происхождения семейно-брачных отношений
Концепции происхождения семейно-брачных отношений. Вступление в брак и создание семьи ныне настолько привычное явление, что кажется, так было всегда. Европейский тип брачности возник более 3

Семья и брак в процессе исторического развития - эволюция семейно-брачных отношений
Семья и брак в процессе исторического развития - эволюция семейно-брачных отношений. В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само с

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Парные отношения мужчины и женщины в современном мире. Современная семья, по оценкам исследователей, принимает новую форму, где на первый

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги