Министерство образования РФ Владимирский Государственный университет Муромский институт Факультет радиотехнический Кафедра СГД СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1 Русская живопись первой половины XIX века. 2 Русская живопись второй половины XIX века. 11 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 ЛИТЕРАТУРА 25 ВВЕДЕНИЕ В одном из своих произведений А. И. Герцен писал о русском народе, мощном и неразгаданном, который сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния и на петровский приказ образовываться ответил через сто лет огромным явлением Пушкина.
Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время пушкина, первую треть XIX века, не зря называют золотым веком русской культуры. Начало XIX века - время культурного и духовного подъема в России. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.
Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы.
Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года, которая в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом других народов России. Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры.
Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создавали новые условия для развития культуры. Втягивание в рыночные отношения все более широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании.
Это вызвало невиданный прежде рост числа сельских и городских школ. Промышленность, транспорт и торговля проявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Значительно выросли ряды интеллигенции. Ее духовные запросы вызывали рост книгоиздательского дела, подымали тиражи газет и журналов. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств. Культура России второй половины XIX - начала XX века впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы золотого века предшествующего времени.
На рубеже веков XIX - XX веков в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощещениями человека XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современника назвали серебреным веком русской культуры.
Прославление подвига народа, идея его духовного пробуждения, обличение язв крепостнической России таковы главные темы изобразительного искусства 19 века.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1
Но рано областью, где его талант раскрывается наиболее естественно и н... Швальбе, 1804, там же, написанный в рембрандтовской манере, выделяется... На портрете Тропинина поэт по-домашнему обаятелен. Весна, Крестьянка с васильками, Захарка, Утро помещицы отображая красо... Комедийно-сатирический характер носят и другие картины Федотова Завтра...
XIX в. Выходец из семьи почтового служащего, учился в Рисовальной школе Общес... В тех краях он создал свои дождливые работы После дождя, Хмурый день, ... Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи Вечер на Волге, В... В начале 90-х гг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Русское изобразительное искусство, проникнутое передовыми идеями того времени, служило великой гуманной цели борьбе за освобождение человека, за социальное переустройство всего общества.
В целом в первой половине XIX века Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских художников. Завершился процесс формирования национальной культуры. На рубеже XIX-XX вв. модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала Мир искусства А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих, И.Э. Грабарь и др Мир искусники провозгласили новые художественно-эстетические принципы, противостоявшие реалистическим воззрениям передвижников, и склонность академизма.
Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них - красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох XVIII - начала XIX в а также популяризации западноевропейского искусства. В начале XX в. возник русский авангард.
Его представители К.С. Малевич, Р.Р. Фальк, М.З. Шагал и другие проповедовали искусство чистых форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.
ЛИТЕРАТУРА 1. История СССР Учеб. для 9 кл. сред. шк 6-е изд. дораб М. Просвещение, 1992 г. 2. История России. Учеб М. Проспект, 1997 г. 3. История России, конец XVII - XIX в. Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений Под ред. А. Н. Сахарова 4-е изд М. Просвещение, 1998 г. 4. Электронная энциклопедия Кирилла и Мифодия, 2001 г.