рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Принятие христианства переломный момент в истории Русской культуры

Работа сделанна в 2002 году

Принятие христианства переломный момент в истории Русской культуры - Реферат, раздел Культура, - 2002 год - Становление культуры России Принятие Христианства Переломный Момент В Истории Русской Культуры. Несущим Э...

Принятие христианства переломный момент в истории Русской культуры. Несущим элементом любой культуры является религия. Это не просто вера в сверхъестественное, или система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь времен Владимира стала государством, переросла языческие верования, была окружена народами, имеющими свои письменность, развитие религии.

Она хотела войти в этот мир. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предыдущей историей Руси. Сведения о проведении христианства в Приднепровье восходят к I веку н.э. и в преданиях связаны с именем Андрея Первозвоного, Апостол якобы поставил крест на месте будущего Киева, предсказав что, тут возникнет град велик.

В источниках содержатся сведения о крещении княгини Ольги, о существовании в период ее властвования христианских храмов. Таким образом, проповедь христианства существовала издавна, хотя христианство еще не стало господствующей религией. Русь официально приняла христианство в 988 году, в акте знаменитого крещения на Днепре жителей Киева. Смена веры на Руси произошла без иностранного вмешательства. Это было ее внутренним делом. Она сама сделала свой выбор. Большинство ее соседей приняло христианство из рук миссионеров и крестоносцев. Выбор восточной ветви христианства православия был определен рядом причин, внутренних и внешних.

В этот период формулировалось необходимость этнокультурного объединения всех земель. Язычество должно было уступить место новой религии, так как оно отражало демократический быт древнеславянского общества, исчезающей под натиском общегосударственного феодализма. Решающим фактором обращения к религиозно идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя.

В системе Византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение, зависело от императора. Это соответствовало политическим устремлением князя Владимира. Для него было важным, чтобы крещение и связанное с этим заимствование византийской культуры не лишило Руси ее самостоятельности. Несмотря на то, что православную церковь возглавил византийский патриарх и император, Русь была вполне суверенным государством.

На это и были направлены реформы Владимира, имевшие целью изменение культурных основ Киевской Руси. И еще один момент привлек его. Христианство по православному образцу не связанно богословие языковыми канонами. В католицизме богослужение проходило на латинском языке. Киев защищал национальное богослужение, делая упор на возвеличивание славянского языка до уровня божественного. Византийская церковь разрешила отправление религиозного культа на национальном языке.

Христианство, заимствованное от греков и в то же время не отмежеванное полностью от Запада, в конечном счете, оказалось ни Византийским, ни Западным, а русским. Это обрусение христианского верования и церкви рано началось и шло в двух направлениях. Первое борьба за свою национальную церковь в верхах. Греческие митрополиты встретились на Руси с тенденцией самобытности. Первые русские святые были возвеличены по причинам политическим, не имеющим отношения к вере, вопреки мнению грека митрополита.

Вторая струя шла из народа. Новая вера не могла вытеснить то, что было частью самого народа. Рядом с христианской верой, недостаточно крепкой в народе, были живы культы старых богов. Складывалось недоверие, а новая синкретическая вера как результат обрусения христианства. Христианство было своеобразно усвоено русскими, как и все что попадало из вне. Как повлиял выбор христианства на русскую историю и культуру В период X XIII веков происходи сложный психологический слои языческих верований и становление христианских представлений.

Процесс смены духовных и нравственных приоритетов всегда труден. На Руси он происходил не без насилия. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных норм. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром общественной жизни стала церковь. Она проповедовала новую идеологию, привела новые ценностные ориентиры, воспитывало нового человека. Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре совести, вытекающих из евангельских заповедей.

Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между русом и славянином. Всех объединяла обща духовная основа. Произошла гуманизация общества. Русь была включена в европейский христианский мир. С этого времени она считает себя частью этого мира, стремится играть в нем видную роль, всегда сравнивать себя с ним. Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Понятие новой религии помогло установить политические, торговые, культурные связи со сторонами христианского мира. Оно способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране.

Но необходимо учитывать специфический слободской характер русских городов, где основная масса населения продолжала заниматься сельскохозяйственным производством, в незначительной мере дополнено ремеслом, а собственно городская культура сосредоточилась в узком кругу светской и церковной аристократии.

Этим можно объяснить поверхностный, формально-образный уровень христианских русских мещан, их невежественность в религиозных элементарных верованиях, наивное истолкование основ вероучения, столь удивлявшее европейцев, посещавших страну в середине века и в более позднее время. Опора власти на религию как на социально-нормативный институт, регулирующий общественную жизнь, сформулировала особый тип русского массового православия формального невежественного, часто систематизированного с языческой мистикой.

Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства, появились первые летописи, школы, где обучались люди различных слоев населения. То, что христианство было принято в восточном варианте, имело и иные последствия, появившейся в исторической перспективе. В православии слабее, чем в западном христианстве, была выражена идея прогресса.

Во времена Киевской Руси это еще не имело большого значения. Но по мере того, как ускорялись темпы развития Европы, ориентация православия на иное, понимание целей жизни сказывалось существенно. Европейского типа установка на преобразующую деятельность была сильна на первых этапах истории, но она была трансформирована православием. Русское православие ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам.

Это способствовало развитию такого феномена, как духовность. Но при этом православие не давало стимулов для социального или общественного прогресса, для преобразования реальной жизни личности. Ориентация на Византию означала и отторжение от латинского, греко-римского наследия. М. Грек предостерегал от перевода трудов западных мыслителей на русский язык. Он считал, что это может нанести ущерб истинному христианству. Особенной хуле подвергалась эллинистическая литература, которая вообще не имела отношения к христианству.

Но полностью отрезанной от античного наследия Русь не была. Влияние эллинизма, вторичное, складывалось через византийскую культуру. Оставили свой след колонии в Причерноморье, велик был интерес и к античной философии. В течение длительного времени, до XIX века, христианство остается доминантной культуры. Оно будет определять стиль, манеры, образ мыслей и чувств. Складывалось своеобразное отношение церкви и государства.

Государство взяло на себя и церковные задачи. Церковь стала орудием централизации государства, создавала идейные основы самодержавия. Организационные особенности церкви способствовали культурной замкнутости страны. В России усилился традиционализм. Здесь не было реформации альтернативы православию. С периода Московского царства нарастает культурное отсутствие от Западной Европы. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Становление культуры России

Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру. Особенности формирования российской культуры видятся… Чтобы наглядней представить сказанное, рассмотрим основные этапы формирования… В О. Ключевский отметил равнинность, обилие речных путей на Восточо-Европейсккой равнине, которые облегчали…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Принятие христианства переломный момент в истории Русской культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Языческая культура древних славян
Языческая культура древних славян. На ранних этапах развития природы страны накладывала огромный отпечаток на весь ход ее истории. В О. Ключевский отметил равнинность, обилие речных путей на

Культура Киевской Руси
Культура Киевской Руси. К XII-XIII векам древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские города стали соучаст

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги