рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура Киевской Руси

Работа сделанна в 2002 году

Культура Киевской Руси - Реферат, раздел Культура, - 2002 год - Становление культуры России Культура Киевской Руси. К Xii-Xiii Векам Древнерусская Культура Достигла Свое...

Культура Киевской Руси. К XII-XIII векам древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы.

Русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля. В основе этих достижений успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло. В Древней Руси существовало более 40 ремесленных специальностей. Важное место занимало кузнечное. Производилось более 150 видов изделий из железа, стали. На Руси были сделаны научно технические открытия, в том числе создание цилиндрического замка, который с успехом продавался в Европе.

Знания ремесленно практического толка развивались, укреплялись, передавались из поколения в поколение. В дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной поэтической и песенной традиции песнях, сказках, загадках, пословицах. Значительное место в фольклорной языковой традиции занимала календарная языковая поэзия, опиравшаяся на языческий культ заговоры, заклинания, обрядовые песни. На протяжении многих поколений народ создавал и хранил своеобразную устную летопись в виде эпических сказаний о прошлом родной земли.

Устная летопись предшествовала летописи письменной. К X веку относится возникновение нового эпического жанра героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества. Былины это устные произведения о пролом. В их основе лежат реальные эпические события.

Былины пелись часто в сопровождении гусляров. Главной темой былин Киевского цикла была тема борьбы с иноземными захватчиками, идея единства и величия Руси. В народной памяти былинный эпос сохранился до XX века. Значительным культурным переворотом было Введение единой письменности, так как язык является несущим элементом культуры. Русский язык один из славянских языков, относящихся к индоевропейской группе, прошел долгий путь развития. В VII VIII веках можно предположить существование восточнославянских диалектов, на основе консолидации которых возник древнерусский язык. Он сформировался в XI XIV веках.

Старославянский язык пришел на Русь с богослужебной литературы. Славянская азбука была представлена греками Кириллом и Мефодием с учетом специфики славянской речи на основе греческого скорописного письма с добавлением букв из коптского и самаритянского алфавитов. Один из письменных памятников Киевской Руси Русская правда написан подлинно народом, простым, ясным языком.

Этому языку не страшны были влияния. Он мог только обогащаться новыми словами, оборотами не теряя своего национального облика. Славянская письменность, литература XI XII веках достигла своего расцвета. За менее чем 150 лет Русь прошла путь от периода бесписьменности к вершинам словесного искусства. Язык величайшего произведения Слово о полку Игореве корнями уходит в народную устную поэзию, откуда автор черпал свои образы, эпитеты, сравнения. Слово уникально, оно наиболее полно отражает дух эпохи, ее мировоззрение.

Для истории русской культуры важно подчеркнуть еще одно свойство. Русский язык, литература при наличии особенностей народного говоров прочно внедрились на всей территории Руси. От севера до юга в юридических документах, исторических повестях, стихах, прозе звучал гибкий, образный русский язык. Благодаря мощным связям с Византией развивалось просвещение. Городское население Руси было грамотным. Князья владели иностранными, древними языками. Киевскую Русь называли книжной страной.

При монастырях были созданы школы, библиотеки, архивы, переводилось большое количество литературы, писались летописи. Уровень развития культуры Киевской Руси для своего времени был достаточно высок. После принятия христианства для Руси стало характерным противоречивое отношение к светским увеселениям их то запрещали, то признавали необходимость смеховой разрядки. Первое было характерно для духовенства, которое видело в народных традициях проявление язычества.

Но в сознании народа, большинства князей аскетическое отрицание плотских радостей вызывало противодействие. С XI века в литературных памятниках встречается упоминание о скоморохах. Это были актеры сочетавшие черты потешника, драматического лицедея, музыканта, певца, танцора, фокусника. Со своими бесовскими песнями и плясками они были любимы и при дворе князя и в крестьянской избе. Помимо скоморохов любимым зрелищем народа были игрища, приуроченные к традиционным бытовым и земледельческим праздникам.

Гротеск, буффонада, смех были непременным элементом всех веселых зрелищ. Смеховая культура сохранялась в традиции этих праздников. Но христианские ценности и обряды постепенно входили и в народную культуру, вытесняя язычество, перемешиваясь с ними. От XI XII веков дошло 80 духовных и светских книг. Древнерусские авторы предпочитали оставаться неизвестными. Литература Древней Руси быстро стала самостоятельной. Она взяла на себя как бы все функции по воспитанию народа. Церковная литература сформировалась в различных жанрах притчи, жития, поучения Поучения Владимира Мономаха, Сказания о Борисе и Глебе. К первой половине XI века относится истоки философской культуры.

Их связывают с религиозно философским произведением Слово о законе и благодати киевского митрополита Иллариона. Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет мировая история. Тема смысл человеческой жизни. Многотомные великие Четьи Мани то есть чтения, расположение по месяцам года, летописи Повесть временных лет и др хронографы хождения описания путешествий все это свидетельствовало о чувстве величия мира древнерусским человеком.

Литература этого периода носила поучительный характер, рассказывала не о придуманном, а о реальном. До XVII века она не знает почти условных персонажей. Имена действующих лиц исторические. Литература Руси видела свою главную роль в просвещении, проповеди светской жизни, ведении русской культуры в мировую христианскую культуру.

Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства по заказам государства, князей в городах начинается каменное строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего зодчества Богородицу Десятинную Десятинную церковь, построенную в честь принятия христианства, Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов крестово-купольный стиль были заимствованы из Византии.

Храм являл собой как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внимания к сводчатым аркам определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба куполом. Все центральное пространство храма в плане образовывало крест. Особенность зодчества Киевской Руси проявилось, с одной стороны, в следовании византийскими традициями в начале и мастера были преимущественно греки, с другой стороны сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так, уже в первой каменной церкви Десятинной наметились такие не характерные для Византии черты, как многокупольность до 25 куполов, пирамидальность это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное.

Внутри храмы украшались фресками и мозаикой, необходимым элементом украшения были иконы. Первые архитекторы и иконописцы в Древней Руси были греки, которые обучали русских. Но, где бы, не обучались русские художники, они перенимали лишь технику, интересовались стилем. Уже в XII веке русские иконописцы создают оригинальные художественные композиции на темы, не известные в Византии.

Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем в XI веке. Эта икона получила название Владимирской Богоматери и стала своеобразным символом Руси. В условиях феодальной раздробленности важную роль в сохранении и укреплении связей между разозленными землями играла общность культурных традиций. Художественное наследие Киевской Руси сохраняло значение в качестве образцов, которым они стремились следовать.

Возникли местные школы, в творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили самостоятельное развитие, Образование местных школ способствовало сближению искусства получили самостоятельное развитие. Образование местных школ способствовало сближению искусства народного и ученого, более широкому проникновению народных элементов в культуру господствующего класса. В середине XII века во Владимиро-Суздальском княжестве началось широкое строительство монументальных храмов Успенского, Дмитровского во Владимире, роскошных дворцовых сооружений в Боголюбове.

Высокого развития достигнуто церковно-певческое искусство. В XIII XIV веках крупнейшим центром древнерусской культуры становится Новгород. Искусство Новгорода отличалось чертами яркого своеобразия. В новгородских былинах воспевалась не только защита страны от внешнего врага, но и внутренняя жизнь большого города с его контрастами, борьбой интересов, широким разгулом, весельем расточительностью.

Популярный герой новгородского эпоса Садко - бедный гусляр, певец становится первым в городе купцом. Типично русским явлением в новгородской культуре было искусство колокольного звона, которое здесь доведено до степени высокого и тонкого мастерства. Наряду с наличием общих с Европой тенденцией в развитии культуры этого периода существовал ряд особенностей ее формирования связанных со спецификой социальных процессов.

Своеобразно шел процесс классоборазования. Приобрела сводная земледельческая община, основанная на коллективных формах собственности. Ячейкой общественного устройства была община. Русь страна городов, но их роль иная, чем в Европе. Там они центры ремесла, торговли. На Руси соотношения личности и общества разрешалась в пользу коллектива. К середине XII века Русь распалась на несколько княжеств. Европа тоже прошла этот период развития, после которого сформировались национальные государства.

Но на Руси этого не случилось, потому что с XII века возникла опасность с Востока монголо татарское нашествие, а с Запада интервенция Литвы, Швеции, требовавших смены вероисповедания, принятие католичества. Юго-западные земли Руси, оказались в составе Великого княжества Литовского, продолжали развиваться по европейскому типу. На северо-западе земли Руси, оказавшись в составе Великого Литовского княжества, продолжали развиваться по европейскому типу. На северо-западе своеобразно развивался Новгород.

Церковь здесь была самостоятельной, верующие выбирали себе духовного пастыря. Этот порядок был ближе к протестантским традициям. В Новгороде процветали ереси. Здесь раньше, чем на западе появились реформаторские тенденции, и даже атеистические настроения. Многое напоминало здесь европейскую реформацию. Принципы новгородской демократии давали возможность участвовать в жизни республики не только знати, но и городскому плебсу. В условиях давления с Запада и с Востока республика стремилась сохранить свой тип развития.

В борьбе за независимость прославился князь Александр Невский. Своей гибкой политикой уступок Золотой Орде он сопротивляется наступлению катастрофы. В 1478 году Новгородская республика пала под ударами великого московского князя Ивана III. Исчез последний островок, имевший европейский тип развития. В целом, древнерусская цивилизация киевского периода по своим типологическим чертам мало отличается от раннефеодальных цивилизаций Западной Европы.

Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской характер культуры, единообразие многих ценностей ориентаций. Православный характер русского христианства и тесные экономические, политические, культурные связи с Византией определили стилевую специфику цивилизации Древней Руси. В первые века Киевская Русь по многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как дочернюю зону византийской культуры, хотя по большинству форм общественного устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к центральной Европе, так что на первом этапе своего становления российская цивилизация уже синтезировала черты европейской, эллинистической культуры и византийской мистики. 5.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Становление культуры России

Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру. Особенности формирования российской культуры видятся… Чтобы наглядней представить сказанное, рассмотрим основные этапы формирования… В О. Ключевский отметил равнинность, обилие речных путей на Восточо-Европейсккой равнине, которые облегчали…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура Киевской Руси

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Языческая культура древних славян
Языческая культура древних славян. На ранних этапах развития природы страны накладывала огромный отпечаток на весь ход ее истории. В О. Ключевский отметил равнинность, обилие речных путей на

Принятие христианства переломный момент в истории Русской культуры
Принятие христианства переломный момент в истории Русской культуры. Несущим элементом любой культуры является религия. Это не просто вера в сверхъестественное, или система идей, верований, представ

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги