Архитектурные стили XVIII века

Архитектурные стили XVIII века. В ходе рассмотрения вопроса, обозначенного в заглавии работы, необходимо обозначить основные особенности архитектурных стилей, которые использовались при застройке города.

Сложившийся в русском искусстве первой половины XVIII века новый стиль барокко, тяготевший к созданию героизированных образов, к прославлению могущества Российской Империи, наиболее ярко проявился в середине XVIII века в архитектурных сооружениях одного из величайших зодчих В.В.Растрелли. Его творческому гению принадлежат проекты величественных дворцовых ансамблей в Петербурге Зимний, 1754-1762 Строгановский дворец, 1752-1754 и в Петергофе 1746-1775, в Царском Селе Екатерининский дворец, 1747-1757. Грандиозные масштабы зданий, необычайное богатство и пышность декоративного убранства, двух- и трехцветная раскраска фасадов с применением золота все это поражало воображение зрителей, вызывая их искренне восхищение.

Торжественный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на все искусство середины XVIII века. В Петербурге и Москве в эти же годы трудилась плеяда замечательных русских зодчих крепостной архитектор Ф.С.Аргунов, С.И.Чеванский, А.В.Квасов и др. Во второй половине XVIII века в русском искусстве преобладающее значение получил классицизм стиль, который зародился в Европе еще в начале XVIII века. Призванный выразить высокие гражданские идеалы, отвечавший передовым устремлениям прогрессивной части русского общества, классицизм черпал свои сюжеты и художественные формы в искусстве Древней Греции и Рима. Памятники античности стали постоянными образцами для изучения и в некотором смысле подражания.

Влияние классицизма с его пафосом гражданственности было чрезвычайно плодотворным для развития архитектуры.

Этот стиль наиболее ярко отразился в творчестве таких зодчих, как В.М.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Е.Старов, создавший такие крупнейшие постройки, как Таврический дворец в Петербурге 1783-1789, дворец в Пелле под Петербургом 1785-1789, архитертор Д.Кваренги, автор здания Академии наук, Ассигнационного банка в Петербурге и др. построек.

Усилиями этих и других зодчих в XVIII веке многие русские города не только Петербург застроились гражданскими зданиями классической архитектуры. Широкое творческое обращение к классическому архитектурному наследию позволило русским мастерам разработать новые приемы внутреннего и внешнего оформления зданий. 2.