Стилистические метаморфозы в архитектуре города

Стилистические метаморфозы в архитектуре города. В 1737 году после опустошительных пожаров 1736 года и лета 1737 была создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении, на которую было возложено руководство всей застройкой города и его благоустройством.

В нее вошел крупнейший градостроитель и один из наиболее просвещенных людей своего времени П.М.Еропкин, разработавший в 1737-1740 годах вполне реальный, глубоко продуманный план перестройки и развития Петербурга, по которому продолжалась застройка города в течение нескольких следующих десятилетий. В основу его была положена трехлучевая планировочная система центральной части города, намеченная еще зодчими петровского времени, в соответствии с которой в 1738 году была проложена между уже существовавшими проспектами Невским 1711 г. и Вознесенским Гороховая улица.

Основные элементы планировки города, его улицы и площади, намеченные этим планом, были впоследствии осуществлены и в основном сохранились до нашего времени. Монументальные здания, сооруженные по проектам Растрелли и современных ему русских зодчих, отличаются пышностью, богатством декоративного убранства, имеют ярко выраженный торжественный характер.

Их самобытный архитектурный стиль, является своеобразным сочетанием переработанных классических архитектурных форм и национального русского декоративного искусства. Пришедший на смену барокко русский классицизм вполне отвечал новым задачам и новым эстетическим вкусам передовых людей того времени. В сооружениях классицизма красота простых, строгих архитектурных форм сочеталась с требованиями удобства планировки. Большой вклад в формирование классицизма в архитектуре России, в частности Петербурга, на первом этапе развития этого стиля сделали его основоположники - великий русский зодчий В.И.Баженов, по проекту которого архитектор В.Ф.Бренна построил Михайловский Инженерный замок 1797-1800, и И.Е.Старов, создатель Таврического дворца 1783-1789 и Троицкого собора Александро-Невской лавры 1778-1790. В развитии классицизма в русской архитектуре большую роль сыграл в конце XVIII - начале XIX вв. Дж. Кваренги им построены главное здание Академии наук 1783-1789, здание Ассигнационного банка на Садовой ул. 1783-1790, Эрмитажный театр с аркой через Зимнюю канавку 1783-1787 гг Смольный институт 1806-1809 гг Малый Гостиный двор 1790-е гг. и другие сооружения.

Е.Т.Соколов выстроил здание Публичной библиотеки на углу Невского проспекта и Садовой ул. 1796- 1801 гг Наивысшего расцвета градостроительство эпохи русского классицизма достигло в первой трети XIX в когда в Петербурге был создан ряд выдающихся произведений русской и мировой архитектуры - монументальных общественных зданий и дворцов, были завершены главнейшие, начатые еще в XVIII в. ансамбли в центре города. 5.