Москва становится церковным центром всей Руси

Москва становится церковным центром всей Руси. В консолидации русских земель, формировании единого российского государства важную роль играла православная церковь.

В течение относительно короткого времени двух-трех веков христианство пустило глубокие корни на русской земле. Православная церковь стала одним из самых авторитетных институтов. Она оставалась важнейшим связующим звеном всех русских земель в период феодальной раздробленности до татаро-монгольского нашествия.

Во время татаро-монгольского ига ее значение еще больше возросло. Православие служило духовно-нравственной опорой русского народа в годы тяжелых лишений. На ее авторитет опирались великие князья московские, проводя свою объединительную политику. Известно, что глава Русской православной церкви митрополит Владимирский Петр был в тесной дружбе с Иваном Калитой, подолгу жил в Москве, где и умер в 1326 г и был погребен в Успенском соборе.

Его приемник митрополит Феогност окончательно поселился в Москве, которая таким образом стала церковной столицей всей Руси. Перенос кафедры митрополита в Москву способствовал укреплению политической роли московского княжества. При Калите Москва стала духовным центром всей Русской земли, постоянным местопребыванием русских митрополитов. Трудно переоценить политическое значение переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Старая традиция связывала для русских людей представления о царствующем городе с тем местом, где жили и государь и митрополит.

Можно было не признавать притязаний московского князя, но нельзя было под страхом отлучения игнорировать митрополита. Москва получила неоспоримые преимущества перед всеми другими городами. У митрополита было право назначения епископов и суда над ними и нередко им пользовался, силу духовной власти испытали даже иерархи таких крупных городов, как Новгород и Тверь. Легко представить себе, какие большие средства стекались в Москву вследствие приезда видных духовных лиц, ибо устройство церковных дел обходилось недешево.

Многочисленные политические нити сходились ко двору митрополитов, которых контролировали московские князья. Спор между Москвой и Тверью за преобладание был решен в пользу Москвы уже тогда, когда преемник Петра, митрополит Феогност, родом грек, окончательно утвердил в ней свое местопребывание. По каким же причинам митрополиты выбрали своим постоянным местопребыванием Москву Любопытные соображения по этому поводу высказал Пл. Соколов, по мнению которого московские князья предоставили митрополитам существенные преимущества по сравнению с теми возможностями, которыми располагали епископы в других княжествах. Кроме того московские князья обладали достаточной реальной силой, чтобы поддержать угодных для них кандидатов на митрополичий престол.

Немалое значение имело центральное положение Москвы и относительное удобство отношений с Константинополем. Наконец, одним из мотивов переноса кафедры митрополитов именно в Москву являлось отсутствие в ней своих епископов.

Митрополит всея Руси не задевал в Москве ничьих церковных интересов. Иван Калита и митрополит Петр положили начало тому своеобразному сочетанию светской и духовной власти, которое стало характерно для Москвы допетровского времени. Двор великого князя и двор митрополита помещались в непосредственном соседстве светская власть нашла себе духовную опору, поддерживая, в свою очередь, всей своей гражданской мощью главу русской церкви митрополита.

Так, маленький Кремль Калиты уже вместил в себя зародыши другого, более позднего царствующего града Москвы. Утверждение митрополичьего престола в Москве было ударом по тверским князьям, претендовавшим на первенствующую роль среди русских князей. Поэтому ожесточенная борьба между Тверью и Москвой за преобладание сопровождалась такой же борьбой за митрополичий престол. Московские князья и добились от константинопольского патриарха канонизации главы Русской православной церкви митрополита Владимирского Петра, который стал таким образом первым московским и всея Руси чудотворцем.

Преемник Петра грек Феогност окончательно утвердил митрополичье место за Москвой, которая с этого времени сделалась гражданской и церковной столицей Руси. Поддержка церкви обеспечила московским князьям преобладание над другими русскими князьями. С необыкновенной силой эта поддержка сказалась в 1329 г когда Калита ходил выгонять из Пскова тверского князя Александра Михайловича.

Калита прибегнул к помощи митрополита Феогноста, который послал проклятье и отлучение от церкви на князя Александра и на псковичь. Православная церковь использовала любимое средство римских пап, столь часто издававших интердикты, или отлучения от церкви. Оно было грозным оружием в руках духовенства, действовавшим как удар молота на слабые души скверных людей закрывались церкви, прекращалось богослужение, переставали крестить младенцев, венчать вступающих в брак, даже отпевать покойников.

Страх отлучения заставил Александра Михайловича покинуть Псков, чтобы проклятье не легло на город. Так пишет летописец, симпатизирующий тверскому князю. Новгородский автор пишет проще Псковичи выпроводиша князя Олександра от себе. 4Московский Кремль.