рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальная природа исторического источника

Социальная природа исторического источника - Реферат, раздел Культура, Источниковедение. Источник как информационная система Социальная Природа Исторического Источника. Первые Научные Представления О Пр...

Социальная природа исторического источника. Первые научные представления о природе исторических источников начали формироваться во второй половине XVIII столетия.

В целом они были наивно реалистическими. Прошлое познаваемо. Содержание источника объективно. Залог тому его простая природа. Источник - это просто текст. Он передает прошлое без искажений и не несет в себе скрытых смыслов. Создатель текста воспринимался как простой ретранслятор передатчик политического прошлого. Поэтому рационально мыслящие историки XVIII в. не ощущали целостности письменного свидетельства цитировали не учитывая контекста произвольно рассекали текст дополняли его своими словами самостоятельно связывали нестыкующиеся части.

В общем рациональная методология не видела субъективной стороны источников. По мере того как расширялся кругозор историков и накапливался опыт работы с документами стала прорисовываться их внутренняя глубина неоднозначность и субъективность. Особенной сложностью и противоречивостью отличались русские летописи. Историки так называемой скептической школы во главе с М.Т.Каченовским обнаружили в них множество позднейших вставок ошибок и разночтений выделили основанный на устных преданиях баснословный период заметили практику объединения разнородных сведений об одном событии.

Это по их мнению совершенно обесценивало средневековые источники и делало невозможным изучение истории Древней Руси. Однако скепсис не мог быть достижением. Главной научной заслугой школы М.Г.Каченовского стало открытие субъективной стороны источников и обоснование необходимости их внутренней критики.

В дальнейшем во второй половине XIX века развитие представлений о внутренней природе исторического источника шло под знаком позитивистской методологии. Она считала документы единственной основой исторического познания. Для позитивно мыслящего историка источник след или реальный остаток прошлого. Прошлое отразилось в нем в условной форме впечатлений очевидца или автора. Внутреннее в источнике социальнопсихологические и культурные факты истории отраженные в субъективно-психологической форме.

Субъективно-психологическая форма документа искажает отраженное в нем событие. Поэтому позитивист извлекая из источника заключенный в нем исторический факт применял специальную источниковедческую методику освобождавшую устанавливаемый факт от личностно-психологических искажений. Таким образом позитивистская традиция первой четко сформулировала плодотворное положение об отражении прошлого в историческом источнике. Она твердо установила объективную социально-психологическую и описательно-культурную природу источника и научно доказала что его содержание заключено в субъективно-психологическую форму.

Вместе с тем позитивизм не поднялся до понимания культурной субъективности и не заметил субъективной природы самого процесса научно-исторического познания. Это стало уделом неокантианской и феноменологической парадигмы. Для неокантианской традиции источник лишь вместилище чисто субъективных впечатлений человека прошлого. Столь же субъективно и исследование историка.

Познать прошлое он может только путем личного сопереживания и понимания. Таким образом неокантианство отвергало возможность объективного исторического познания. В связи с этим русская методологическая мысль предпочла более оптимистическую феноменологическую школу. В методологическое учение ее идеи воплотил А.С.Лаппо-Данилевский Никулин П.Ф. Теория и методика источниковедения в отечественной истории X - начала ХХ вв. -М. Изд-во РУДН 0000 000 с Ему первому удалось соединить в целое субъективное в источнике и деятельности историка с требованием объективности научно-исторического познания. Основные положения его учения о природе исторического источника выглядят следующим образом.

Источник реализованный продукт человеческой психики овеществленное произведение его физического и духовного творчества. Он реальный остаток материальной и духовной культуры своего времени. Поэтому историческое познание объективно. Сознание историка обращено не внутрь себя это исследование путем сопереживания и понимания а к реально существующему объекту-источнику. Источник воплощение его создателя.

Следовательно историческое исследование является по своей сути общением взаимодействием историка с автором через его произведение. Поэтому без историка нет источника. Источником остаток прошлого становится лишь в акте исторического познания. В советское время возобладала классово-марксисткая теория источника. Она была довольно гибкой и включала в свой состав позитивистскую теорию отражения и идеи А.С.Лаппо-Данилевского Никулин П.Ф. Теория и методика источниковедения в отечественной истории X - начала ХХ вв. -М. Изд-во РУДН 0000 000 с Классовая теория одна из ныне действующих.

Во многом своими сильными сторонами она определяет современное состояние науки. Поэтому остановимся на социально-классовом учении об источнике более подробно. В его центре проблема объективности осуществляемого через источник исторического познания. Эта ключевая методологическая проблема разрешается строго в рамках схемы прошлое источник историк с учетом всей диалектики возникающих между ними отношений.

Источник является результатом прошлой социальной предметной и психической деятельности человека. В нем представлены субъективные мысли впечатления и чувства создателя. Истинное их содержание связано с принадлежностью автора к тому или иному социальному классу. Человеческое сознание объективно по своему содержанию. Оно отражает современную ему социальную действительность.

Поэтому исторический источник объективен по содержанию и отражает реальные социальные экономические и политические отношения своей эпохи. Это свидетельствует о возможности объективного исторического познания. Вместе с тем отображаемые в свидетельстве реальные исторические события передаются его автором в искаженной субъективно-классовой и психологической форме. В связи с этим перед историком-марксистом встает задача оценить достоверность сведений источника и освободить его от субъективных искажений путем учета его социально-классовой природы.

Метод включал в себя определение классового происхождения документа учет социально-классовых позиций его автора выяснение классовой функции свидетельства в свою эпоху и комплексное использование разнообразных источников. В меньшей степени советское источниковедение учитывало фактор классовой субъективности историка. В 00-00-е годы было декларировано установление в СССР однородного бесклассового социалистического общества.

Поэтому под социально-классовой субъективностью стали понимать заданно положительное отношение исследователя к угнетенным и исторически прогрессивным классам и тотально отрицательное отношение к эксплуататорам и исторически отжившим учреждениям. Особенно негативным было отношение к крепостному праву дворянству и самодержавию. Тем не менее советская историческая наука стремилась преодолеть и такую пристрастность. В целом же в ее методологии под субъективностью понималась прежде всего принадлежность к той или иной научной школе направлению и личная пристрастность исследователя.

Такого рода субъективность историка преодолевалась исполнением принципов и требований объективного научного исследования использованием всего комплекса документов по изучаемой теме учетом богатейшего опыта предшественников взаимоконтролем разных научных направлений и школ. И это открывало возможность объективной реконструкции прошлого Емелин В. А. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии.

Автореферат Сложившееся в советский период представление о классовой природе источника было односторонним и неполным. Явно абстрактным было обязательное деление общества на два класса антагониста. Реальная социальная структура была более разнообразной. Преувеличивалось значение социально-экономических факторов и недооценивалась роль личности корпораций и духовно-культурных аспектов. Все это осознавалось еще в советское время. Уже тогда начался поиск новых подходов.

И к настоящему времени утвердился как наиболее перспективный культурологический подход к источнику имеющий своим началом учение А.С.Лаппо-Данилевского Никулин П.Ф. Теория и методика источниковедения в отечественной истории X - начала ХХ вв. -М. Изд-во РУДН 0000 000 с Остановимся на наиболее важных сторонах современного цивилизационного подхода не касаясь уже изложенных идей Лаппо-Данилевского. Исторический источник продукт функционирования в прошлом определенной общественной культуры.

Основа культуры присущая только ей целостная система ценностей идеалов. В соответствии с ними человек живет и созидает. Ценности дают человеку корпорации смысл ориентиры существования и деятельности. Руководствуясь ценностями и воспроизводя их человек прошлого создавал свои произведения. Прошлое в источнике не только отражалось но и перерабатывалось его создателем в соответствии со своей ценностно-смысловой системой. Так в средневековой Руси XI-XVII вв. господствовала православная культура.

Поэтому все повествовательные источники данного времени составлены в духе православно-христианских ценностей и символики Философский энциклопедический словарь. Ред сост. Е.Ф.Губский Г.В.Кораблева В.А.Лутченко - М. ИНФРА-М 0000 000 с Содержание источника это во-первых сама культура которую он представляет ее смысловая система во-вторых это заключенные в источник реальные исторические события преломленные ценностно-смысловой призмой данной культуры. Сам источник реален.

Реальными были и отображенные им события. Но они облечены в субъективно-культурную смысловую форму источника. Поэтому работая со свидетельством историк должен освободить имеющиеся в нем факты от субъективно-культурных искажений. Для этого он должен правильно понять заложенные в источнике смыслы. Особенно те в контексте которых помещены интересующие исследователя события. Так русские летописцы часто зашифровывали вкладываемые в свои произведения смыслы отбирая и располагая описываемые события по аналогии с событиями Священной истории.

И в данном случае ключ к раскрытию смысла в знании и понимании библейской истории. Исследователь однако сам включен в контекст современной ему культуры и представляет научно-историческую субкультуру с ее требованиями объективности доказательности и концептуальности проводимого исследования. Поэтому работа историка с источником является по существу взаимодействием двух культур создателя текста и самого исследователя. Историк активная сторона он организует взаимодействие.

Он даже может навязать источнику свои смыслы и раскрыть его содержание в системе своих ценностей и смыслов. Это однако закроет реально существовавшее прошлое. Единственно верная дорога к нему изучить и понять смыслообразующую систему ценностей идеалов символов и язык исследуемой культуры. Основываясь на ней можно определить назначение социальную и культурную функцию текста и его субъективно-смысловую сторону. Это позволит оценить фактическое содержание источника освободить его от субъективно-культурных искажений и построить достаточно объективную картину изучаемого прошлого культуры.

Таким образом основываясь на приведенном материале возможно сформулировать социально-философское определение исторического источника. Оно должно в краткой сущностной форме выразить суть современных представлений о социальной природе источника и возможностях исторического познания. Исторические источники это продукты прошлой субъективно-культурной социальной и психической деятельности людей которые содержат в себе объективные данные о социокультурном прошлом цивилизации страны и используются в процессе исторического познания.

Исторические источники следует отличать от исторических памятников. Исторические памятники это тоже остатки прошлого. Однако они в отличие от источников не используются в процессе исторического исследования Философский энциклопедический словарь. Ред сост. Е.Ф.Губский Г.В.Кораблева В.А.Лутченко - М. ИНФРА-М 0000 000 с 0.0. Информационная природа исторического источника Продолжая рассмотрение нашего вопроса главы отметим что проблема информационной природы источника была поставлена и решалась в 00-00-е годы XX века в связи с разработкой общенаучного системного подхода.

Тогда утвердились и представления о системной природе общества и культуры. Социокультурные системы функционируют и развиваются на основе информационного обмена. Различные социальные субъекты отдельные люди корпорации и учреждения в процессе своей жизнедеятельности обмениваются между собой информацией сведениями сообщениями.

Социальная информация передается абстрактно-знаковыми системами. Из прошлого до исследователя доходит текст остаток письменного знаково-информационного обмена. Исторический источник следовательно несет в себе и информационную природу. Прошлое в источнике представлено в виде информации. Это требует разобраться с тем какой отпечаток информация накладывает на заключенные в источнике исторические события и процесс исторического познания.

Начнем с характеристики основных сторон и свойств информации. Согласно современным философским представлениям информация отраженное разнообразие явлений объективного мира. Содержание информации объективно. Объективный характер имеет и содержание сведений исторического источника. Заключенная в нем информация передает историческую реальность. Вместе с тем социальная информация субъективна. Она является результатом взаимодействия социального субъекта с объективным миром и несет на себе отпечаток целей задач и ценностных ориентаций субъекта.

Это прагматический аспект информации выражающий интересы субъекта. Информация имеет и знаково-семантическую сторону. В ней выделяют несколько аспектов. Информация идеальна по своей природе. Ей требуется материальный носитель. В качестве такового выступают вещественные материалы бумага береста дерево пергамен глина и т.д. звук и электромагнитные волны. Это первый аспект. Второй выражает передаваемые информацией понятия образы идеи. Это смысловой или семантический аспект.

Выделяют также знаковый аспект сообщений. Информация фиксируется и передается в виде знаков. Знак это материальный чувственно воспринимаемый предмет который выступает как представитель или заместитель другого предмета явления свойства. Между знаком и представляемым им предметом возникают отношения сходства различия. Поэтому знаки классифицируют по их внешнему сходству с замещаемым предметом. Согласно такой классификации знаки делятся на три вида. Первый это образ.

Его отличает полное внешнее сходство с представляемым явлением. К знакам-образам относятся фотографии скульптуры рисунки реалистические картины. Для второго вида знаков характерно сходство лишь в главных чертах. Это символ или иероглиф. Наиболее распространен условный знак. Он отличается полным отсутствием сходства. К условным знакам относятся буквы и цифры. Они объединены в азбучные и цифровые системы. Знаки фиксируются на носителе информации. Объединенные вместе знаки носитель они образуют способ кодирования хранения и передачи информации.

Выделяют вещественный письменный изобразительный и звуковой способы. Таковы основные черты информации. Выяснив их можно определить ее воздействие на прошлое в источнике и историческое познание. Результаты анализа следующие. Во-первых информационная форма источника надежно передает субъектно-объектную структуру прошлого. Информация не только отображает историческую действительность но и представляет историку создателя текста.

В тексте отчетливо проявляются система ценностей особенности мышления мировоззрение интересы и цели автора. Во-вторых очевидно что текст передает прошлое неполно в основных его информационных узлах и связях. До историка в основном доходят сведения о социальных институтах входивших в сеть письменного информационного обмена. Его участниками являлись различные группы институты и учреждения правящего класса и государства. Информация о других областях и субъектах социальной жизни всегда была вторичной.

Так сведения о жизни русского крестьянства XVIII в. можно почерпнуть лишь из архивов государственных и вотчинных учреждений. В XIX веке к ним прибавились материалы разного рода научных исследований статистических фольклорных и т.д Чисто крестьянские письменные источники были малочисленны в силу устного характера народной культуры. Основная масса дореволюционных письменных источников отображает культуру и идеологию различных групп правящего класса и интеллигенции.

В третьих прошлое в тексте представлено в обобщенной знаково-символической понятийно-смысловой форме. Поэтому опираясь на источник историк может создать лишь приблизительную логическую модель исторической действительности. Вместе с тем разнообразие знаково-понятийных систем позволяет исследователю построить достаточно полную картину. Образная информация передает внешнюю сторону событий ее символическая форма несет ценности идеалы крупные идеи. Словесно-понятийная информация отображает как внешнюю так и внутреннюю сущностную сторону исторических явлений.

Поэтому историк должен работать со всем комплексом исторических источников использовать все их информационное и видовое разнообразие. В заключение сформулируем информационное определение источника. Исторический источник это остаток письменного информационного обмена в прошлом который в знаково-понятийной текстовой форме передает информацию о реальном прошлом и создавшем текст о социальном субъекте и используется для построения образно-логической картины прошедшего.

ГЛАВА 0.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Источниковедение. Источник как информационная система

Культурология - гуманитарная дисциплина изучающая культуру в совокупности ее цельных исторических форм. Культурология в отличие от философии… Цель культурологии - реконструкция культурного универсума картины мира… Культурология активно использует концептуально-методологический аппарат семиотической и герменевтической парадигм…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальная природа исторического источника

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ. Продолжая рассмотрение вопроса темы в этой части реферата мы не только определим предмет и задачи науки источниковедения но и рассмотрим вопросы образования инфор

Система исследовательский аппарат источниковедения
Система исследовательский аппарат источниковедения. Исходя из приведенного выше возможно заключить что источниковедение комплексная наука. Она включает в себя и комплекс так называемых вспомогатель

Классификация исторических источников
Классификация исторических источников. Как уже отмечалось главной задачей источниковедения является определение достоверности исторических свидетельств и выработка методов извлечения и обработки им

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги