Трансформация раннего христианства

Трансформация раннего христианства. Переосмысление раннего христианства в духе паулинизма явилось началом его трансформации в сторону организованной вселенской церкви.

В этом смысле именно Павел может считаться первым патриархом если не основателем христианства. С Павла точнее с нападок паулинистов на иудаизм берет видимо свое начало и тот резкий антагонизм между христианством и иудаизмом который впоследствии стал столь заметным несмотря на то что Ветхий завет иудеев был включен в христианское Священное писание и что Иисус его мать Мария его ученики включая и апостола Павла были евреями.

Паулинизм способствовал переключению радикальной активности христиан с критики существующих порядков на критику соперничающей религии представители которой оказались теперь виновны во всех грехах отклонениях и даже преступлениях - они ведь в конце концов распяли Христа.

Кроме того паулинизм сделал сильный акцент на загробное воздаяние на вознаграждение за терпение и страдания блаженством на том свете. Эти два существенных момента сыграли важную роль в процессе дальнейшей трансформации раннего христианства. В условиях становившейся все более жесткой догматической основы христианского вероучения уходила в прошлое полная опасностей и преследований но отличавшаяся свободой духа и действий жизнь первоначальных сект и общин возглавлявшихся харизматическими руководителями.

На смену им в новых условиях приходили избиравшиеся верующими а затем и утверждавшиеся сверху должностные лица - дьяконы епископы пресвитеры. В рамках формировавшейся таким образом церковно-бюрократической структуры на переднем плане вскоре оказались епископы которые вначале были лишь казначеями общин и ведали хозяйственными делами но затем именно в силу своей прочной позиции в общине стали играть все более заметную руководящую роль. Уже со II в. епископы занимались толкованием сложных проблем догматики и культа активно выступали против тех общин и сект которые еще не смирились с общим процессом бюрократизации и догматизации христианства и пытались по-своему объяснять те или иные его проблемы.

Необходимость борьбы с ересями с остаточным влиянием харизматических лидеров то и дело уводивших ту или иную из общин в сторону от главной линии эволюции учения способствовала дальнейшему укреплению епископальной организации формированию строгой церковно-бюрократической иерархии представители которой консолидировали свое единство на Вселенских соборах.

Первые два из них состоялись в 000 и 000 гг. и на них была осуждена арианская ересь третий в 000 г. осудил ересь несторианскую. Замена харизматических руководителей бюрократической иерархией - неизбежное явление в условиях формировавшейся церкви с ее строгими канонами и нерушимыми догмами. Видения и божественные откровения трансформировавшейся и очищавшей себя от ересей ортодоксальной церкви более были не нужны.

Страдавшие ими харизматические лидеры пророки-проповедники уже в III-IV вв. не только решительно отстранялись от активной церковной деятельности но и просто не допускались к ней. Их удел отныне стал иным за их счет формировался институт монашества деятельность и святой дух которого были поставлены теперь на службу церкви на укрепление ее авторитета причем без особой опасности для ее строгой внутренней структуры так как уединенные и замкнутые высокими стенами монастыри препятствовали широкому распространению оригинальных видений осененных благодатью святых отцов в монашеской рясе. Таким образом очищенная от грехов молодости христианская церковь стала вполне приемлемым для социально-политических верхов институтом влияние которого в массах делало желанным сближение с ним и использование его на что не преминули обратить внимание римские императоры.

Император Константин в начале IV в. поддержал церковь по его инициативе был созван первый христианский собор его преемники кроме Юлиана Отступника правившего сравнительно недолго последовали его примеру и вскоре христианство стало господствующей религией.

Из гонимых христиане стали гонителями о чем свидетельствует в частности погром языческой библиотеки в 000 г. в Александрии видном центре эллинской культуры. Распад Римской империи в конце IV в. на Западную и Восточную привел к расколу христианской церкви. В Западной империи где власть императора ослабевала позиции церкви постепенно усиливались.

В V в. всесильный римский епископ был провозглашен Папой в руках которого вскоре сосредоточилась огромная власть над всем раздробленным в политическом отношении западноевропейским римско-католическим миром. Старательно поддерживая идею о божественном происхождении своей власти и собственной непогрешимости Римский Папа сумел поставить свой авторитет выше авторитета государей средневековой Европы соперничавших друг с другом и искавших его поддержки. 0.0.