Православная церковь в России

Православная церковь в России. Особо следует сказать несколько слов о православии в России.

Дело в том что по византийскому стандарту зависимая от власти и потому не только политически но и духовно слабая к тому же огражденная от людей труднопонимаемой ими церковнославянской лексикой официальная церковь в России в отличие от гонимых еретических движений начиная от протопопа Аввакума и кончая более поздними в том числе современными староверами и другими сектантами с их сильными нравственными убеждениями и соответствующим - обычно столь поражающим привыкших к иному - стилем жизни не сумела создать в обществе где она призвана была быть пастырем жесткой системы нормативной этики.

Русская православная церковь оказалась не с состоянии внушить своей пастве должного уважения к святым библейским заповедям и главное превратить эти заповеди в непреложную норму автоматически и жестко соблюдаемую основной массой населения как того добилась скажем католическая церковь в Латинской Америке. Результатом оказалось не столько неуважение к самой церкви она пользуясь официальным покровительством властей могла на него рассчитывать сколько неуважение к моральной норме - в первую очередь в отношениях между людьми.

Конечно можно было бы в оправдание заметить что трудно ожидать от крепостного раба хорошего знания и тем более повседневного соблюдения норм высокой морали. Но стоит снова и снова напомнить что индейцы и негры Латинской Америки и южных штатов США чье социальное положение вплоть до середины прошлого века было аналогичным положению русских крепостных относились к соблюдению христианских заповедей и санкционированных церковью моральных норм иначе.

Разумеется население нашей страны не отрицало ни церковных заповедей ни связанных с ними моральных норм и тем более обрядов. Но одно дело - признавать норму и совсем иное - автоматически ее соблюдать. Классическая русская поговорка Пока гром не грянет мужик не перекрестится очень наглядно подтверждает именно то о чем идет речь. Церковь не сумела воспитать автоматизм ни в религиозном сознании народа ни тем более в соблюдении им жестких моральных принципов.

Отсюда и привычные для российского населения бесцеремонные формы взаимоотношений основанные на нарочитом неуважении как к собеседнику так и к самому себе чего стоит хотя бы наиболее распространенное у нас матерное обращение людей друг к другу. Отсюда и восходящее к первобытной архаике массовое неуважение к собственности что выражается - мягко скажем - в примиренческом отношении общества к повсеместному и повседневному воровству а также издревле широко распространенное пьянство причем пьянство обычно безмерное когда о соблюдении норм морали рассуждать вовсе не приходится. К этому же корню восходит и теми же причинами объясняется массовое и чаще всего мерзкое даже извращенное сквернословие.

Нельзя не упомянуть и о недостаточно высокой культуре и дисциплине труда. К сожалению трудно не прийти к выводу что многие беды преследующие нашу страну включая и драматические события двадцатого века в немалой степени обусловлены слабостями традиционной народной культуры за которые в конечном счете всегда несет ответственность господствующая в обществе религия. Слабости русской православной церкви трудно сказать насколько они являются ее виной и насколько - бедой и хромота санкционированной ею народной культуры - особенно духовной т. е. генеральных моральных принципов - во многом объясняются осознанной и даже воинственной политикой православия видевшего своего заклятого врага только на Западе во всяком случае прежде всего и именно там. Главным своим соперником русская церковь считала католицизм позже также и протестантизм т. е. основные модификации развитой христианской цивилизации.

Александра Невского сражавшегося с тевтонскими рыцарями и ползавшего на коленях перед татарскими ханами она канонизировала как святого.

И это не было случайностью. Это был принцип. Принцип который сближал наше государство а вместе с ним и церковь с восточной командно-административно-распределительн ой структурой хорошо знакомой с деспотизмом и произволом власти но незнакомой с основами античной свободы и демократии и с тесно связанной с ними рыночно-частнособственнической структурой западного типа. 0.0.