Религия

Министерство образования Российской Федерации. Воронежский Институт Высоких Технологий. Факультет довузовской подготовки. Курсовая работа дисциплина Культурология на тему Религия. Выполнил слушатель группы СП-0454 Резцов Сергей Сергеевич. Проверил преподаватель Котенко Раиса Васильевна.Воронеж 2005 Содержание I. Введение 1 Религия как элемент культуры 2 Что такое религия II. Основная часть 1 Научный метод познания религии 2 Христианская модель мира и проблема соотношения веры и разума 3 Возникновение религоведения как элемента культуры. III. Заключение. IV. Литература. Введение.

Принимая за исходную точку зрения о том, что культура - это все, что создано человеком, его вторая природа, мы должны определить для себя является ли религия элементом культуры, или она, как утверждают теологи, результат богооткровения Религия как система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов, безусловно, есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности, поэтому в данном реферате она будет рассматриваться как феномен культуры, присущий всем народам, разворачивающийся в разных культурных средах, что и определяет многообразие религий.

Религия возникает в истории человечества вместе с осознанием человеком самого себя и противопоставлением себя окружающей действительности. Традиционно возникновение религиозных представлений о мире связывают с процессом обожествления природы, которая выступает по отношению к человеку как всемогущее, высшее, неподвластное ему начало, которое требует поклонения.

Таким образом объясняют возникновение политеистических религиозных систем, в которых множество богов олицетворяют разные природные стихии, например, Бог Грома и Молнии принимался за Верховное божество и древними грекам Зевс, и римлянами Юпитер, и древними славянами Перун. Долгое время считалось, что религия плод невежественности первобытного человека, не знавшего законов природы и испытывавшего страх перед неведомым, а, следовательно, она должна исчезнуть с развитием научных представлений о мире, на этом строилась материалистическая критика религии, идущая от французских материалистов Дидро, Руссо и Л.Фейербаха, и широко развернутая в марксистской философии.

Но она не исчезла с появлением и возрастанием научного знания. Что продолжает и в наши дни порождать религиозную веру Какое место религия занимает в системе культуры И как она соотносится с так и не вытеснившим ее научным познанием они противоречат или дополняют друг друга Вот, пожалуй, самый интересный вопрос для современного человека, который воспитывался на резком противопоставлении одного и другого.

Именно поэтому, выясняя место религии в системе культуры, она постоянно будет сравниваться с наукой. Что такое религия Основным вопросом для каждого человека всегда был и остатся вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя окончательный ответ, не все способны достаточно обосновать его. Но в каждом нормальном человеке неистребима потребность найти этот смысл и его разумное оправдание.

Современный человек окружен большим количеством разнообразных вер и идеологий, но все они могут быть объединены вокруг двух основных мировоззрений религии и атеизма. Третье, часто называемое агностицизмом, по существу не может претендовать на мировоззренческий статус, поскольку в принципе отрицает за человеком возможность познания таких мировоззренческих реалий, как бытие Бога, душа, бессмертие личности, природа добра и зла, истина и др. Религия - производное от латинского слова religio.

Древние римляне обозначали этим словом вс то, что было связано с почитанием культом богов. Исследованием религии занимаются богослов, историк, философ, но они это делают с разных сторон, Первый заботится о наиболее точном выражении фактов религиозного сознания, данных путем откровения, второй рассматривает ступени религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии.

Философ стремится осмыслить феномен религиозности. Сравнительное изучение религии началось лишь в XIX в. Религия является неотъемлемой частью современного мира, поскольку выполняет три блока социальных функций. Религия - это представление человека о всеобщих мировых связях, выражаемое при помощи специфического поведения. Следовательно, религиозное учение есть не что иное, как систематизированное представление человека о всеобщих мировых связях.

Научный метод познания религии

е. Очевидно, что ни то ни другое учение религией не является. В ходе этого исследования осуществляется сопоставление различных этапо... Политики М.Ганди и М.Л.Кинг также исходили из религиозных принципов. В размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое ра...

Христианская модель мира и проблема соотношения веры и разума

Когда возникло христианство, то слово религия перекочевало от римлян к... Под термином религия христиане первоначально понимали только свою, хри... Крупнейший христианский теолог, один из отцов церкви, епископ Августин... Предметом же научного изучения религия становится в XIX в тогда создаю... Сво право на существование научное религоведение доказало значимостью ...

Заключение. Вывод, к которому мы подошли заключается в следующем. Наука это одновременно мощный созидательный и разрушительный инструмент в руках образованного человечества. Направить этот инструмент во благо мы способны, лишь сохранив в себе чувство непосредственной сопричастности миру, космосу и той высокой реальности, которую человек именует как Божество.

Наука и религия две чаши весов, и для баланса сил в этом мире необходимо их равновесие как единство знания и веры, без которых немыслимо культурное развитие человечества. С помощью религиозной символики полученный человечеством опыт встраивается в глубинные мировоззренческие пласты, формируя религиозное мировоззрение в его целостности и всеохватности. Как и наука, религия может быть понята как символическая модель мира, обобщающая и по определнным принципам упорядочивающая весь опыт отношения человека к природе и космосу, к самому себе и всему человечеству.

Литература 1.Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии М 1989. 2.Мень А. История религии. Т.1 М.Слово, 1991. 3.Розанов В.В. Религия. Философия. Культура М. Республика, 1992. 4.Тайлор Э.Б. Первобытная культура М Изд-во полит. лит 1989. 5.Токарев С.А. Религии в истории народов мира М. Изд-во полит. лит 1986. 6.Тэнасе Э. Культура и религия М 1989.