Нидерландское Возрождение

Нидерландское Возрождение. Особенно отчетливыми были эти противоречия в Нидерландах. Здесь средневековье долго оставалось живой и активной силой, и городская культура Нидерландов дала иную форму Ренессанса, нежели итальянские города.

Протестом против укоренившихся художественных форм средневековья стало углубление нидерландской художественной культуры во внутренний мир человека. Мастеров привлекали не выдающиеся личности, как итальянцев, а психологическая глубина и внутренние, интимные красоты человека самого по себе. Крупнейшими живописцами этой эпохи были Ян Ван Эйк, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший. Ян Ван Эйк 1390-1441 предвосхищает культуру Северного Возрождения.

Для Нидерландов начало в. еще глубокое Средневековье. Поэтому в его портретах Человек с гвоздикой, Чета Арнольфини и многих других с их острой характеристикой индивидуальности, с раскрытием особого психологического склада с наибольшей полнотой утверждаются принципы нового искусства. Именно в портретной живописи оппозиция художников к христианскому Средневековью, к канонизированному им условному изображению человека прозвучала особенно сильно. Иероним Босх ок. 145060-1516 живет в период активной борьбы против католичества, завоевателей- испанцев и феодального строя, в переломный период развития духовной культуры.

Его можно считать основателем особого направления в живописи- условного и аллегорического, фантастического и насмешливого. Босх- первооткрыватель подсознательного утверждал крупнейший философ века Карл Густав Юнг. Босх пишет картины или на религиозные темы Несение креста, Иисус в терновом венке, Искушение святого Антония или на аллегорические триптих Воз сена, Поклонение волхвов, Сад наслаждений.

В его творчестве наблюдается новаторски смелый поиск в области колорита. Питер Брейгель Старший 1525-1569 прозванный Мужицким, переосмыслив уроки итальянской живописи, создал в в. глубоко национальное искусство, опирающееся на народные традиции и фольклор. В его творчестве соединяются, переплетаются юмор и фантастика, гротеск и лирика. Есть в его полотнах и эпическое начало. Пожалуй самая известная его картина Слепые, а также серия Времена года, Безумная Грета и др. 2.2 Немецкое Возрождение.

Немецкое Возрождение стало завершением духовного лютеранская реформа и социального возвышение крестьянства кризиса, который длился полвека и сильно изменил средневековую Германию. Не обладая цельностью итальянского Ренессанса, немецкое Возрождение развивалось в хронологически короткий период и не имело своего логического продолжения. Наиболее яркими представителями немецкого Возрождения были Альбрехт Дюрер, Ханс Гольбейн Младший, Эразм Роттердамский.

Альбрехт Дюрер 1471-1528 величайший художник немецкого Возрождения, человек разностороннего образования и талантов, младший брат Леонардо да Винчи, как его иногда называют за широту познаний и деятельности. Он занимался математикой и механикой, теорией фортификации и архитектуры, писал трактаты и стихи, был талантливым живописцем и гениальным графиком. Высшим творческим достижением его была гравюра. В напряженно экспрессивных формах, в фантастических образах он воплотил страдания и надежды передовых людей Германии конца в ожидание ими всемирно- исторических перемен серия Апокалипсис, состоящая из 18 гравюр.

Глубокий социальный смысл имеет лист Четыре всадника, олицетворяющие мор, войну, голод и смерть. Им дана власть истреблять род человеческий. Под их копытами гибнут люди всех сословий и национальностей. Дюрер оставил серию прекрасных портретов, в том числе и Автопортрет, Портрет Эразма Роттердамского и другие. Эразм Роттердамский 1469-1536, незаконнорожденный сын священника и служанки, стал благодаря природному уму и неустанному совершенствованию своей натуры одним из образованнейших людей Европы.

Моральный авторитет Эразма оказывал влияние на королей и императоров. Многочисленные выступления против церкви, постоянная критика пророков католической иерархии не оттолкнули от Эразма римских пап, неоднократно предлагавших ему кардинальскую мантию. Эразм Роттердамский пытался прекратить разрушающие культуру войны и установить общеевропейский мир. Известнейшее произведение Эразма Роттердамского Похвала глупости в полной мере раскрывает его мировоззрение. Он видит добродетели в свободе и ясности духа, в миролюбии, воздержанности, здравом смысле, образованности, простоте.

Пороками считает фанатизм, невежество, насилие, лицемерие, интеллектуальную вычурность. Он считает, что для человеческого бытия наиболее пагубны одержимость, склонность к эксцессам, интеллектуальная ослепленность. Ханс Гольбейн Хольбейн Младший 1497-1543 известен в истории искусства главным образом как блестящий портретист.

Им написан, считающийся одним из лучших, Портрет Шарля Моретта, Портрет Эразма Роттердамского и другие. Сделанные им иллюстрации к Похвале глупости Эразма Роттердамского не были им предназначены для печати, но они оказались столь соответствующими литературному источнику, как, правило, это произведение и сейчас выходит с иллюстрациями Гольбейна. Гольбейн самый гармоничный из всех представителей немецкого Возрождения. 2.3