Ренессанс эпоха и человек

Ренессанс эпоха и человек. Для возрожденческого мировоззрения личность и материя сливаются в специфическое, оригинальное бытие, в котором уже нельзя различить ни личности, ни материи.

Взаимосвязанность выражала себя в разнообразной степени интенсивности. В некоторых случаях трудно различить, какое из начал берет верх, поскольку само существование этих двух начал оказывается малосущественным. Ренессансный индивид впервые сталкивал внутри себя разные культурные позиции, не становясь полностью ни на одну из них и становясь тем самым их творцом, вырабатывая при этом самого себя, свою собственную индивидуальность, субъектность. Освободительное значение усилий итальянских мыслителей и художников включило в себя плодотворную скованность духовным материалом, над которым они, казалось бы, господствовали.

Так, скульптору мраморная глыба не мешает, а помогает создать нечто отличное от нее. В этом смысле можно было бы сказать, что ренессансный прорыв к будущей новоевропейской цивилизации свершился не только вопреки средневековью, традиционализму, антично -христианским иконографическим и риторическим формулам, но также и благодаря всему этому, благодаря инерционной исторической силе, без которой исчезла бы неповторимость Возрождения.

Конечно, освобождение поэтому должно было остаться неполным, диалог открытым, переход - незавершенным. Зато само это свойство эпохи - переходность - обрело целостность, оказалось полностью откристаллизовавшимся стилем мышления. Зато Возрождение стало именно поэтому переходом не к одному барокко, не к одному Просвещению, не к одной буржуазной культуре, но и к потрясающим духовным переворотам нашего века, но и - впрок.

Целостность Возрождения состоялась как вечная незавершенность, вечная потенциальность, как бесконечная переходность 2.