Дворцы и особняки

Дворцы и особняки. Николаевский дворец, находящийся на Благовещенской площади ныне площадь Труда был построен по проекту архитектора Штакеншнейдера для великого князя Николая Николаевича, сына Николая I. Строительство было завершено в 1861 году. Фасады дворца являют собой яркий пример неоренессансного стиля.

Повторяя композиционные приемы итальянской архитектуры XVI века, Штакеншнейдер насытил фасад лепниной, орнаментальными скульптурными вставками, поэтажно размещенными колоннами и пилястрами. Из-за измельченности масштаба ордер утрачивает мощь и героичность, присущие постройкам классицизма. Портик из четырех гранитных колонн, в отличие от классицизма, не играет роль эмоционального и смыслового центра, он превратился в простое оформление парадного подъезда.

Вместе с тем Николаевский дворец кажется больше своих истинных размеров. Причина этого - характер ордерной обработки фасада. Первый этаж украшен широкими ионическими пилястрами, второй - коринфскими колоннами, третий - короткими узкими пилястрами, что создает иллюзию перспективного сокращения. Также облегчается скульптурный декор, что дает ощущение большей высоты здания.

Предпочтение в отделке было отдано ренессансу и барокко. Одним из интереснейших произведений мировой архитектуры XIX века является парадная лестница. Комплекс строений Николаевского дворца представляет собой своеобразный микроансамбль, в котором монументальному и нарядному дворцу противостоят скромные фасады служебных зданий в восточной части квартала. В дифференцированности архитектурных приемов проявилось стремление отразить функцию здания в его облике и вместе с тем подчеркнуть разницу в социальном положении обитателей дворца и служебных зданий. 2. Ново-Михайловский дворец был также построен по проекту Штакеншнейдера в 1857-1861 гг. Он находится между Дворцовой площадью и Миллионной улицей.

Главный корпус дворца, выходящий на Дворцовую набережную, оформлен наиболее пышно, облик же шталмейстерского корпуса, где находились квартиры придворных и служащих решен очень скромно и напоминает многоквартирный доходный дом. В этом различии проявляется свойственной эклектике стремление создавать взаимосвязи между функцией здания и его архитектурным обликом.

Необарокко. Первым зданием, созданным в необарочном стиле, стала собственная дача наследника-цесаревича будущего Александра II в Старом Петергофе, в 50 х гг. стиль этот вошел в моду. Особняки и дворцы, строившиеся в Петербурге в середине 19 века, отличаются большим разнообразием размеров, планировок и художественных решений фасадов от пышных палаццо, до скромных одноэтажных домиков.

В планировке особняков в середине 19 века использовались сложившиеся в предшествовавшие десятилетия приемы. В главном лицевом корпусе размещались апартаменты, расположенные традиционной анфиладой обычно они занимали второй этаж и выделялись увеличенными размерами окон и более нарядной отделкой наличников. Часто в центре бельэтажа делали балкон, подъезд оформлялся навесом зонтиком на тонких чугунных колоннах или металлических кронштейнах. В глубине участка размещались служебные постройки. 1. Здание особняка княгини Юсуповой ныне центральный лекторий на Литейном, 42. Особняк был построен в 1852-1858 годах архитектором Бонштедтом.

Немец по происхождению, он долгое время работал в России. Фасад является стилизацией на темы немецкого и австрийского барокко первой половины XVIII века и облицован специально доставленным из Германии бременским песчаником. Произведения такого рода призваны были демонстрировать высокий имущественный статус их владельца и считались шедевром вкуса и великолепия. 2. Особняк гвардии полковника Трофимова на Дворцовой набережной, 24. Используя стены особняка, Барч надстроил здание на один этаж и оформил его в стиле позднего барокко.

Позднее, в 1901 году, особняк был перестроен в доходный дом и надстроен еще одним этажом, однако характер необарочной отделки фасада был сохранен. 3. Фасады Фрейлинских корпусов в Петергофе выполнены архитектором Бенуа в1853-4. Дворец Великого князя Николая Николаевича в Знаменке.

Перестроенный в 1835-1839 гг. в неоготическом стиле, он был еще раз перестроен в 1856 г. в необарочном стиле архитектором Боссе. Знаменский дворец представляет собой очень длинное здание со строго симметричной композицией, центр которой выделен увеличенной высотой и одинаковыми выдвинутыми вперед объемами. Высокое профессиональное мастерство архитектора сказалось в изяществе тонко выполненных лепных деталей и последовательности стилизации под барокко. Дворец можно назвать апофеозом необарокко, вдохновленного Стилем Растрелли.

Неоренессанс. 1. Особняк Г.А. Кушелева-Безбородко, расположенный на наб. Кутузова, 241. Современный облик он приобрел благодаря перестройке, осуществленной в 1857-1858 гг. архитектором Г.А.Генрихсеном. Первый этаж был обработан рустом, второй и третий - размещенными поэтажно пилястрами. Второй этаж выделяется увеличенной высотой стен и барельефами с танцующими путти.

Ренессансная система поэтажных пилястр и ренессансные барельефы сочетаются со строгой, классицистической формой наличников. Пропорции нарушают несколько грузные фронтоны, предназначенные для установки герба и эмблем владельца. В середине XIX века стал складываться новый тип особняка - особняк делового человека. Такие особняки строили для себя коммерсанты, дельцы, процветающие врачи, архитекторы, имеющие большие доходы. Характерной особенностью подобных зданий был довольно развитый комплекс помещений, предназначенных для работы хозяина и его сотрудников.

Последняя треть XIX века - исчезновение особняков и строительство доходных домов в центре. Особняки строили на окраинах, где земля стоила в 5-10 раз дешевле. Их композиция зависела от многих факторов доходов, вкусов, занятий владельцев. Особняки были призваны подчеркнуть статус их владельца и изначально строились по традиционной схеме дворянских анфилады парадных гостиных, залы для танцев и т.д. В середине XIX века последний подъем испытало строительство великокняжеских особняков.

В 1862-1872 строился великокняжеский дворец Дворцовая наб 26 для великого князя Владимира Александровича, сына Александра II. В строительстве принимали участие многие видные архитекторы, такие, как Шретер, А.Л.Гун, И.С.Киттер. В 1880 годы М.Е.Месмахер дополнил здание несколькими новыми помещениями. Дворец и примыкающие к нему здания занимают участок между набережной Невы и Миллионной улицей.

Бельэтаж здания представляет собой анфиладу парадных комнат. Три внутренних корпуса, охватывающие двор, вмещают парадные залы и служебные помещения. Южная половина участка была обстроена по периметру многоэтажными корпусами, в которых размещались квартиры для придворных и прислуги. Барские покои были решены в традициях дворянской архитектуры, общая застройка участка использовала приемы, сложившиеся в архитектуре доходных домов. Главный фасад обработан сплошь рустом и подражает флорентийским палаццо XV века. 2. Дворец Великого князя Михаила Михайловича на Адмиралтейской набережной, 8 был построен в 1880 году по проекту архитектора Месмахера.

Стесненность участка не позволила разместить традиционный парадный двор-курдонер. Месмахер развернул его в боковой переулок, ограничив минимальными размерами. Дворец был выполнен в стиле неоренессанса и облицован темно-розовым песчаником. Княжеские дворцы 70-х - 80-х годов XIX века утрачивают градообразующую роль, которую они играли в прежние десятилетия.

Происходит общий процесс нивелирования композиционных приемов. Купленные особняки переделываются. Ярким примером того может служить трехэтажный дом, построенный Растрелли в 1720 году и переделанный в начале XIX века в стиле классицизма Луиджи Руска. В 1875 году Громов, новый владелец особняка, позже - им стал Ратьков-Рожнов. Были перестроены внутренние и лицевые флигели, архитектор Рахау изменил декор фасадов и ввел два эркера, поддерживающиеся кариатидами.

Внутренняя отделка была выполнена во многих стилях - от готики до рококо. В зодчестве второй половины XIX века существовал тип дворцового особняка, в котором система парадных комнат представляла собой кольцевую анфиладу. Примеры 1. Особняк Спиридонова на Фурштадтской улице. Построен он был в 1895-1896 по проекту архитектора Померанцева. 2. Особняк Н.П.фон Дервиза - Английская набережная, д.28. Здание отличают симметрия и размеренный ритм окон. Этот тип постепенно изменялся, и примером тому может служить особняк военного министра Бернгарда.

Он стремился избежать излишних проходных комнат и сгруппировать парадные апартаменты в одной части. В особняке встречаются круглые, овальные комнаты. Фасад выполнен в духе раннего классицизма. Часто большие особняки делились на самостоятельные комплексы квартир. Также приобретали все большее распространение дома смешанного типа. 2. Мосты. 2.1.Металлические мосты Смелый взлет инженерной мысли, достижения науки и техники второй половины XIX века особенно ярко воплотились в мостостроении.

Появились первые металлические мосты на каменных опорах. Вторым из построенных мостов и первым во второй половине XIX века является Литейный. Он был построен в 1874-1879 гг. по проекту инженера А.Е. Струве. Пять пролетов моста были перекрыты стальными арками, а у левого берега был устроен разводной пролет с вращающимся крылом. Мост прослужил без каких-либо реконструкций до 1965 года, когда он был перестроен для пропуска современных крупнотоннажных судов. При реконструкции сохранены перила, спроектированные архитектором К.К.Рахау. В 1897 году началось строительство Троицкого моста.

Он был открыт уже в начале 1903 года. Проект, предложенный французской строительной фирмой Батиньоль, был выбран в результате двукратного международного конкурса. Главная часть моста состоит из пяти пролетов, размеры которых нарастают в середине реки, образуя красивый ритм линий. Применение оригинальной, новаторской системы, состоящей из стальных пятишарнирных ферм, позволило сделать конструкцию моста наиболее экономичной и в то же время создать выразительный, стройный силуэт, словно летящий над рекой.

Смелость и изящество стальных конструкций моста удачно оттенила трехпролетная каменная аркада, размещенная у правого берега. Ее проект разработал архитектор Г.Г.Кривошеин. Мост был сооружен из отечественных материалов и при участии российских специалистов. В мостах проявились черты железного стиля. 2.2.Деревянные мосты.

Биржевой мост. Был сооружен в 1894 году по проекту архитектора Н.М.Мазурова. Он имел 25 пролетов, в том числе средний разводной, отверстием 14 м. Планировали построить металлический мост, но этому помешала Первая Мировая. Деревянный мост ремонтировался в 1930 и 1947 году, пока не был заменен в 1958 на металлический. Лермонтовский мост бывший Ново-Петергофский был построен в 1857 году. Трехпролетный, деревянный, подкосный, он в 1932 был заменен металлическим. 3.