рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РУССКОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА

Работа сделанна в 2004 году

РУССКОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА - Реферат, раздел Культура, - 2004 год - Искусство как свидетель истории Русское Искусство Xx Века. Период Переходных Культур Всегда Драматичен, И Все...

РУССКОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА. Период переходных культур всегда драматичен, и всегда сложны и противоречивы отношения между традиционной, классической культурой прошлого знакомой, привычной, но уже не возбуждающей особого интереса, и формирующейся культурой нового типа, настолько новой, что ее проявления непонятны и порой вызывают негативную реакцию.

Искусство XX века противоречиво и многогранно.

На направленность и сложность культуры в целом свою печать наложила историческая действительность между двумя революциями 1905 1917. История определила страстное неприятие окружающего мира, буржуазной культуры и цивилизации, радикальное отрицание порядков современного мира и интуитивное предвидение наступления нового времени. Чувство времени в различных вариантах пронизывает все искусство этого периода. Достижения русского искусства XX века огромны и имеют мировое значение.

Литература, живопись, скульптура, театр и музыка стали своеобразным прологом искусства XX столетия, как в зеркале отразив противоречия и сложности культуры нового века. Две самых страшных в истории человечества мировых войны, политические взрывы и революции, установление жестокого авторитарного режима в России в значительной мере определяют развитие отечественной культуры XX столетия. 7.1. Литература XX век начинался эпохой смутного времени войны, революции.

В литературном процессе в такой период на первый план выходят публицистические, беллетристические и лирические жанры небольшого объема. Первые романы появились только в 1921 году Два мира В. Зазубрина и Голый лед Б. Пильняка. До этого главное место в прозе занимали очерки, репортажи, рассказы. Интересную прозу писали Л. Леонов, В. Иванов, М. Зощенко, Б. Пильняк. Неожиданно произошел взлет драматургии. Возрождались полузабытые традиции массового площадного действа. Это оказало влияние на первые шаги новой драматургии. Мистерия-буфф В. Маяковского, Стенька Разин В. Каменского, Фома Компанелла А. Луначарского эти пьесы соответствовали эстетике нового революционного театра.

Но наибольший интерес в литературе 1917 1921 годов вызвала поэзия. Это было время стихов. Тема поэтического осмысления революции породила как восторженные оды В. Маяковский, Д. Бедный и др так и проклятья в ее адрес М. Волошин, И. Бунин, З. Гиппиус и др Начинали звучать новые талантливые голоса Клюев, Багрицкий, Пастернак, Мандельштам, Тихонов и др Литература 20-х годов характеризуется редким жанровым разнообразием и тематическим богатством.

В прозе наибольшего расцвета достигли жанры повести, рассказа, очерка. В то же время началась работа над романами, тяготеющими к эпопее Жизнь Клима Самгина М. Горького, Тихий Дон М. Шолохова, Хождение по мукам А. Толстого, Белая гвардия М. Булгакова. Проза этого времени характеризуется интенсивным, напряженным сюжетом, острым социальным конфликтом.

Роман, повесть, рассказ, очерк в том виде, в каком эти жанры сложились в прежней русской литературе, в 20-е годы встречаются редко. В это время уже началось то небывалое смешение жанров, которое со всей определенностью заявило о себе на последующих этапах развития русской литературы XX века. В текст своего романа Чапаев Д. Фурманов, например, включил хронику. Дневниковые записи, очерки, письма. Яркие творческие индивидуальности появились в русской поэзии. В 20-е годы в ней возродился полузабытый жанр баллады.

Интересную эволюцию этот период совершила поэма от Двенадцати А. Блока до Хорошо и Во весь голос В. Маяковского. Великая Отечественная война началась для страны огромной трагедией отступления, громадных человеческих потерь. И писатели стали призывать к защите страны, к победе над врагом, обращаясь к глубинам отечественной истории, к тысячелетнему патриотическому чувству. Это было одной из форм противостояния врагу, возможно, не менее важной, чем на поле боя. Этим временем рождена поэма Твардовского Василий Теркин, лирика Ахматовой, Пастернака.

Наиболее заметной вехой в развитии военной темы в литературе 40 50-х годов стала повесть В. Некрасова В окопах Сталинграда, в которой проявился не только талант художника, но и личный опыт писателя. Эта книга была удостоена Сталинской премии, но вскоре попала в немилость. Здесь мы видим окопную правду о войне. Проза о второй мировой войне в это время была далека от масштабного осмысления проблем, лишена философичности, ограничена цензурными рамками.

И все же, при всех ограничениях, при всем идеологическом давлении на художника, она отразила подвиг солдат и тружеников тыла, подготовив дальнейшее развитие темы в 50 60-е годы. В это время многие писатели обращались к истории. Образуется целый пласт исторической прозы. С. Злобин создает романы Салават Юлаев 1929 1941 и Степан Разин 1951. В романе Ю. Германа Россия молодая мы видим широкую картину строительства русского флота. Два новых романа опубликовала в это время О. Форш старейший мастер исторического жанра Михайловский замок и Первенцы свободы.

В 50-е годы появляется возможность реализовать долго не востребованный опыт писателей военного поколения, по-иному осмыслить события Великой Отечественной войны. Утверждалась правда, которую некоторые критики презрительно называли окопной. Первые повести и рассказы А. Ананьева, В. Богомолова, Г. Бакланова, Ю. Бондарева, Б. Окуджавы, К. Воробьева, В. Курочкина и др В конце 50-х годов в литературу вошло поколение лейтенантов Бакланов, Бондарев, Быков и др которое принесло свое знание войны, свой личный опыт. Их произведения противостояли одновременно и лакировочным книгам 40-х годов и многотомным эпопеям, продолжавшим утверждать мудрость Генштаба и Сталина.

В литературе обозначился поворот к нравственному осмыслению событий. Моральный аспект сделался главным. Это относится к повестям Батальоны просят огня 1957, Последние залпы 1959 Ю. Бондарева, Журавлиный крик 1960, Третья ракета 1961 В. Быкова, а также к рассказам и повестям К. Воробьева, Г. Бакланова, Ю. Гончарова, В. Астафьева, В. Богомолова повесть Иван 1957 и рассказы.

Самое объемное произведение о войне в конце 50 начале 60-х годов принадлежит К. Симонову трилогия Живые и мертвые, Солдатами не рождаются, Последнее лето. В. Гроссман упрямо боролся за право опубликовать роман о войне Жизнь и судьба текст был арестован. Правда, содержавшаяся в произведении, тщательно скрывалась от народа.

Советская проза 60 80-х годов не могла пройти мимо событий коллективизации. Различные аспекты этой темы затронули В. Белов, М. Алексеев, С. Антонов, Б. Можаев и др. Внимание художников устремлено на неоднозначный и болезненный процесс социальной ломки, в корне изменившей веками складывающиеся устои хозяйственной и нравственной жизни крестьянина. В периоде великого перелома современные писатели находят истоки целого ряда социальных проблем новейшего периода, и не только деревни, но и всей политико-государственной системы страны.

Невозможно представить себе литературу 70 80-х годов без произведений исторической прозы. Особенностью осмысления исторических тем и сюжетов в новейшей прозе является интерес писателей к вечным нравственным вопросам, к которым обернулась в современную эпоху вся литература. Проблемы совести и долга, жизни и смерти, любви и ненависти приобретают особую масштабность при проекции на события, от которых зависят судьбы людей и целых народов. Избрав путь нравственно-философского постижения минувшего, Д. Балашов, В. Шукшин, Ю. Давыдов, Ю. Трифонов, Б. Окуджава вступили в диалог с читателем по проблемам политики и нравственности, народа и власти, личности и государства.

Современные исторические романисты в изображении минувшего оказались ближе к традициям русских классиков А. Пушкин, Л. Толстой и к опыту интеллектуального романа XX века Т. Манн, Л. Фейхтвангер. В центре их внимания находится человек, соотношение личности и объективного исторического процесса.

В атмосфере нравственных и эстетических исканий 70 90-х годов сложились следующие типы исторических повествований собственно исторический роман, в котором исследуются в переломные эпохи отечественной истории человеческие судьбы произведения Д. Балашова, Н. Задорнова, В. Лебедева, А. Солженицына и др книги, ищущие ответы на современные вопросы в толще времени произведения В. Шукшина, Ю. Трифонова, Ю. Давыдова, произведения, обращенные к вечным вопросам истории произведения Б. Окуджавы, О. Чиладзе и др Историческая проза 70 80-х годов привлекает многообразием подходов к минувшему, самостоятельностью исторической и философской концепций, неповторимостью художественных решений, и главное поиском правды о человеке и мире. 7.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Искусство как свидетель истории

Искусство каждой эпохи связано с историческими условиями, с национальными культурами, с уровнем художественной жизни общества. В каждую историческую эпоху одна из форм общественного сознания выступает как… Подобно этому в разные периоды в искусстве какой-то один из видов становится главным, так как с наибольшей полнотой…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РУССКОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

РУССКОЕ ИСКУССТВО XVII ВЕКА
РУССКОЕ ИСКУССТВО XVII ВЕКА. В истории русской культуры, как и в истории Росси в целом, XVII столетие завершает период средневековья и примерно со второй половины XVII века начинается новый период.

РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА
РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА. XVIII век значительнейший период в русской истории. Реформы Петра касались не только экономической, государственной, политической, военной и общественной жизни, но так

Владимир и Рогнеда А.П. Лосенко
Владимир и Рогнеда А.П. Лосенко. Первым русским историческим живописцем был А.П. Лосенко 1737 1773. Одна из наиболее известных его картин Владимир и Рогнеда 1770 год. В ней Лосенко избрал тот момен

Бдение Александра Македонского и другие работы М.И. Козловского
Бдение Александра Македонского и другие работы М.И. Козловского. Творчество замечательного русского скульптора Михаила Ивановича Козловского 1753 1802 наглядное свидетельство того, как русские маст

РУССКОЕ ИСКУССТВО XIX ВЕКА
РУССКОЕ ИСКУССТВО XIX ВЕКА. Для искусства XIX века были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосуществование разных худож

Война и мир Л.Н. Толстого
Война и мир Л.Н. Толстого. К созданию Войны и мира Толстой пришел от замысла начатой в 1860 году повести Декабристы. Декабристская тема определяла на раннем этапе работы композицию задуманно

Живопись первой половины XIX века
Живопись первой половины XIX века. После Отечественной войны 1812 года возрастание интереса к народной жизни, человеческой индивидуальности привело к складыванию нового идеала, в основе которого ле

Последний день Помпеи К. Брюллова
Последний день Помпеи К. Брюллова. Крупнейшим произведением Брюллова и самым знаменитым созданием русской живописи первой половины XIX века стала картина Последний день Помпеи 1830 1833. Реальное с

Живопись второй половины XIX века
Живопись второй половины XIX века. Во второй половине XIX века направление критического реализма, которое уже ранее утвердилось в русской литературе, провозгласившей необходимость не только объясне

Живопись начала XX века
Живопись начала XX века. На рубеже веков в исторической теме намечается несколько иной путь развития. Так, например, Андрей Петрович Рябушкин 1861 1904 работает в историко-бытовом жанре, а н

Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Петрограде и Расстрел
Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Петрограде и Расстрел. бакинских комиссаров И. Бродского Одним из произведений тех лет, сочетавшим в себе групповой портрет и ист

Оборона Севастополя А. Дейнеки
Оборона Севастополя А. Дейнеки. На выставке Героический фронт и тыл 1943, открытой в залах Третьяковской галереи, всеобщее внимание привлекла картина А. Дейнеки Оборона Севастополя 1942. Фашистские

Бегство фашистов из Новгорода Кукрыниксов
Бегство фашистов из Новгорода Кукрыниксов. Основная идея картины Кукрыниксов Бегство фашистов из Новгорода 1944 1946 во многом совпадала с замыслом юоновского Парада на Красной площади 7 ноября 194

Живопись второй половины XX века
Живопись второй половины XX века. е годы это время наиболее плодотворной творческой работы тех художников, которых сегодня относят к старшему поколению. В своей широкой экспрессивной манере Е. Моис

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги