Реализм в Литературе

Реализм в Литературе. Основоположниками реализма в литературе были А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Александр Сергеевич Пушкин 1799 1837 гг. создал русский литературный язык, возвл литературу в достоинство национального дела. Он проявил себя творчески в различных жанрах гениальный поэт-прозаик, драматург, публицист, историк.

Творчество Пушкина энциклопедия русской жизни, общества, народа. В исторической пьесе Борис Годунов с огромной силой творческого проникновения воссоздат картину русского прошлого. Создавая Бориса Годунова, Пушкин задался целью преобразовать русский театр взамен придворной трагедии классицизма дать образец народной драмы шекспировской силы и глубины, развртывающий широкую и правдивую панораму одной из самых драматичных эпох русской истории.

Замысел был осуществлн. Вместе с Грибоедовым, почти одновременно написавшим Горе от ума, Пушкин явился в свом Борисе Годунове основоположником русской реалистической драматургии. Трагедия написана Пушкиным во время ссылки в Михайловском. Начата в декабре 1824 г. И окончена 7 ноября 1825 г. По возвращении из ссылки осенью 1826 г. в Москву Пушкин несколько раз читал Бориса Годунова друзьям-литераторам, за что получил строгий выговор от шефа жандармов Бенкельдорфа.

Николай I, которому Пушкин вынужден был представить на просмотр трагедию, дал е на отзыв реакционному журналисту, тайному агенту III отделения Ф. Булгарину. Последний указал на ряд недопустимых, с его точки зрения, мест в трагедии Монахи слишком представлены в развратном виде, Царская власть представлена в ужасном виде и отметил, что в народных сценах не высказывается любви и преданности царю. Николай I не разрешил печатать трагедию, а сделал Пушкину нелепое предложение С нужным очищением переделать е в историческую повесть или роман наподобие Вальтер-Скотта.

Пушкин предпочл совершенно отказаться от публикации трагедии. В печати Борис Годунов смог появиться только через 5 лет после создания, в 1831 г. постановка Бориса Годунова на сцене состоялась лишь в 1870г. Пушкин назвал свою трагедию Борис Годунов. Тем самым в заглавии он подчеркнул, что центральная фигура или по его шутливому выражению первая персона, которая предала содержание эпохи царь Борис. От его характера и действий зависела историческое развитие.

Он опередил время. Для обозначения главной фигуры совершенно не важно, во скольких сценах выведен Борис и завершается ли трагедия его смертью или нет. Пушкин ломает устоявшиеся каноны прежней трагедии, согласно которым с гибелью основного героя исчерпывается конфликт и прекращается действие. Именно Борис совершил такое деяние, которое положило начало неожиданному и трагическому повороту истории. Жертвой этого поворота стал он сам. Оно же породило Смуту и новые бедствия государственного масштаба и значения.

Логическим завершением преступления Бориса явились гибель его жены, его сына и воцарение Самозванца, выступившего отрицанием не только Бориса и его династии, но и всей предыдущей русской истории. Наиболее распространнной точкой зрения на многие годы стала концепция Г.А. Гуковского, согласно которой главное действующее лицо трагедии народ. Но ведь народ появляется у Пушкина только в 9-ти сценах. К тому же ряд переломных сцен например, Ночь. Келья в Чудовом монастыре проходят без народа.

А главное событие истории не создаются народом тот привлекается либо для одобрения, либо для низвержения того или иного властителя. И Борис, и Самозванец, и бояре стремятся заручиться его поддержкой, но никто из них не рассматривает народ как действующую силу. И Пушкин, конечно, учитывал реальное место народа в тогдашней политической жизни. Не народ создал ситуацию, после которой началась Смута, не народ посадил Бориса царм и не народ призвал Самозванца в Москву.

В целом народ не опасен ни для Бориса, ни для бояр. Он стоит далеко от власти и сравнительно легко усмиряем, если находится под неусыпным контролем. Эта отстраннность народа, его нежелание принимать участие в делах страны не в последнюю очередь связана с его терпимостью и покорностью. В сцене уговоров Бориса на царство Девичье поле. Новодевичий монастырь народ целиком доверяется патриарху и боярам А как нам знать То ведают бояре, не нам чета. В последних сценах Лобное место и Кремль.

Дом Борисов. народ опять-таки охотно вверяет свою судьбу боярам Что толковать Боярин правду молвил. Расступитесь. Бояре идут. Каждый ведт себя как все Ну, брат, дошло до нас, скорее На колени, Все плачут, заплачем, брат, и мы. Реальная картина словно двоится с одной стороны, народ не понимает, что происходит, и потому не испытывает глубоких чувств, ни сознания значительности событий и творящейся на его глазах истории с другой стороны, он в тех же событиях угадывает нечто важное, какую-то иную правду, скрывающуюся за конкретными обстоятельствами.

Люди в трагедии недоумевают и перекидываются репликами О чм там плачут, А как нам знать, Что нам ещ, Да кто их разберт. В месте с тем народ кричит, вдохновляясь, однако, своей мыслью, а вовсе не той, которую ждали патриарх и бояре. Правящие слои сосредоточены на избрание Бориса. Народ озабочен тем, что престол пуст О, боже мой, кто будет нами править О горе нам по древнему опыту народ убеждн в том, что безначалие гибельно.

Безначалие синоним сиротства. Как семью без отца, так народ без царя ждут тяжлые дни и тяжлая судьба. Но это убеждение не связанно впрямую с личностью Бориса. В сцене Лобное место народ провозглашает здравицу Самозванцу Да Здравствует Дмитрий, наш отец А прежде радовался согласию Бориса Борис наш царь Да здравствует Борис Логика народа не совпадает с логикой Бориса Самозванца и бояр. Борис, держа народ в узде, хочет ограничить независимость бояр. Бояре, напротив.

Стремятся к самостоятельности и хотят урезать самодержавие. В такую политику чувства и действия народа не вмешиваются. С точки зрения обычной логики, реакция народа неразумна на благие дела, совершнные Борисом он отвечает чрной неблагодарностью и клеветой. Борис не в силах понять народные настроения. Но Пушкин заставляет Годунова очень близко подойти к познанию одной из причин народного неудовольствия. Народ не может простить Борису нечистую совесть. Царь оказывается жертвой собственного преступления.

Убийство Дмитрия обернулось всеобщим грехом царя, бояр и народа. Пимен ведь не только от себя свидетельствует О страшное, невиданное горе Прогневали мы бога, согрешили Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли. Борис сделал народ невольным соучастником своего злодеяния. Народ не подозревал о свом грехе, его вина следствие обмана, а не сознательного умысла. В преступление втянуты и бояре. И народ, почувствовавший нравственным внутренним чутьм грех, уже не хочет принимать милости и щедроты Бориса, отвергает их. Другая причина.

По которой народ не благодарен царю за его добрые деяния проистекает из того, что забвение совести вносит в нравственную жизнь стихийный хаос, переоценку прежних ценностей, разрушительною, не поддающуюся разуму силу. Разгул, который колеблет царство. Отныне любое чувство и любое действие представляют одновременно в прямом и превратном свете. Подлинно нравственные душевные порывы теперь сопряжены с ложными и неотделимы от них. Критерий правды и лжи, совести и бессовестности преобразился и уничтожился. Тень Дмитрия царевича поднимается из небытия и оказывается в конечном итоге могущественной духовной и материальной силой, превышающей все другие, имеющиеся в распоряжении Бориса.

На сюжет трагедии М.П. Мусоргским написано народная музыкальная драма Борис Годунов - одно из самых замечательных созданий русского оперного искусства. 4.