рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Реализм в драматургии и театре

Работа сделанна в 2004 году

Реализм в драматургии и театре - Реферат, раздел Культура, - 2004 год - Реализм в русском искусстве 19 в. Реализм В Драматургии И Театре. Натуральность Не Главное Качество Главное Дос...

Реализм в драматургии и театре. Натуральность не главное качество главное достоинство есть выразительность, экспрессия А.Н. Островский.

Русская драматургия и русский театр с 30-40-х годов 19 века переживали острый кризис. Несмотря на то, что в первой половине 19 века было создано немало драматических произведений пьесы А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, состояние дел на русской драматической сцене продолжало оставаться плачевным. Многие произведения названных драматургов подвергали цензурным гонениям и появились на сцене много лет спустя после их создания.

Дух века требует важных перемен и на драматической сцене писал еще Пушкин. Будучи убежден, что предмет драмы человек и народ, Пушкин мечтал о подлинно народном театре. Эта мысль была развита Белинским в Литературных мечтаниях О, как хорошо было бы, если бы у нас был свой, народный, русский театр В самом деле видеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным, слышать говорящими ее доблестных героев, вызванных из гроба могуществом фантазии, видеть биение пульса ее могучей жизни.

А между тем, замечал критик, из всех родов поэзии слабее других принялась у нас драма, особенно комедия. И позже он с горечью говорил, что, кроме комедий Фонвизина, Грибоедова и Гоголя, в драматической русской литературе нет ничего, решительного, ничего хоть сколько-нибудь сносного. Задача создания самобытной национальной драматургии решалась усилиями многих писателей, критиков, театральных деятелей. К жанру драмы обращались Тургенев, Некрасов, Писемский, Потехин, Салтыков-Щедрин, Толстой и многие другие.

Но только Островский стал драматургом, с именем которого связано появление подлинно национального и в широком смысле слова демократического театра. Островский замечал Драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы. Всякие другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии для всего народа Эта близость к народу нисколько не унижает драматургию, а напротив, удваивает ее силы и не дает ей опошлиться и измельчать.

Поэтический мир Островского исключительно многообразен. Исследователи сумели подсчитать и выявить, что в 47 пьесах 728 не считая второстепенных и эпизодических отличных ролей для актеров самого разнообразного дарования что все его пьесы представляют собой широкое полотно о русской жизни в 180 актах, местом действия, в котором является Русь в ее главнейших переломных моментах за два с половиной столетия что в произведениях Островского представлены люди разного звания и характеров и в самых разнообразных жизненных проявлениях.

Он создавал драматические хроники, семейные сцены, трагедии, картины московской жизни, драматические этюды. Его талант многомерен он и романтик, и бытовик, и трагик, и комедиограф Островский больше всего заботился о том, чтобы все лица были жизненно и психологически достоверны. Без этого они могли потерять свою художественную убедительность. Он отмечал Мы теперь стараемся, наши идеалы и типы, взятые из жизни, как можно реальнее и правдивее изобразить до самых мельчайших бытовых подробностей, а главное, мы считаем первым условием художественности в изображении данного типа верную передачу его образа выражения, т.е. языка и даже склада речи, которым определяется самый тон роли. Теперь и сценическая постановка декорация, костюмы, грим в бытовых пьесах сделала большие успехи и далеко ушла в постепенном приближении к правде.

История оставила различные по своему уровню сценические трактовки пьес Островского. Были и несомненные творческие удачи, были и откровенные неудачи, вызванные тем, что постановщики забывали о главном о жизненной а, следовательно, и эмоциональной достоверности. И это главное открывалось порой в какой-нибудь простой и незначительной, на первый взгляд, детали.

Характерный пример возраст Катерины. И в самом деле, немаловажно, сколько лет главной героине Один из крупнейших деятелей советского театра Бабочкин писал в связи с этим Если Катерине будет со сцены даже 30 лет, то пьеса приобретет новый и ненужный нам смысл.

Правильно определить ее возраст нужно 17-18-ю годами. По Добролюбову, пьеса застает Катерину в момент перехода от детства к зрелости. Это совершенно правильно и необходимо. Островский считал, что писатель обязан не только сродниться с народом, изучая его язык, быт и нравы, но и должен овладеть новейшими теориями искусства. Все это сказалось на взглядах Островского на драму, которая из всех видов словесности ближе всего стоит к широким демократическим слоям населения.

Наиболее действенной формой Островский считал комедию и признавал в самом себе способность воспроизводить жизнь преимущественно в этой форме. Тем самым Островский-комедиограф продолжал сатирическую линию русской драмы, начиная с комедий 18 века и кончая комедиями Грибоедова и Гоголя. Искал он отражения русского национального характера и в прошлом в переломных моментах истории России. Первые замыслы на историческую тему относятся еще к концу 40-х годов. Это была комедия Лиса Патрикеевна, в основу которой были положены события из эпохи Бориса Годунова.

Пьеса осталась незаконченной, но сам факт обращения молодого Островского к истории свидетельствовал о том, что драматург сделал попытку найти в истории разгадку современных проблем. Островский изображает народ как основную движущую силу истории, как главную силу освобождения родины. Одним из представителей народа является земский староста Нижнего посада Козьма Захарьич Минин, Сухорук, выступивший организатором народного ополчения.

Великое значение эпохи смуты Островский видит в том, что народ проснулся, заря освобождения здесь в Нижнем занялась на всю Россию. Подчеркивание решающей роли народа в исторических событиях и изображение Минина как подлинно национального героя вызвало неприятие драматической хроники Островского официальными кругами и критикой. Слишком уж по-современному звучали патриотические идеи драматической хроники. Критик Щербин писал, например, о том, что драматическая хроника Островского почти не отражает духа того времени, что в ней почти нет характеров, что главный герой кажется человеком, начитавшимся современного на поэта Некрасова.

Другие критики, напротив, хотели видеть в Минине предшественника земств. Теперь овладело всеми вечевое бешенство писал Островский и в Минине хотят видеть демагога. Этого ничего не было, и лгать я не согласен. В драматических произведениях Островского можно наблюдать, как разрывается временная последовательность и концентрированность действия автор прямо указывает на значительные промежутки времени, отделяющие один акт от другого.

Однако такие временные перерывы встречаются чаще всего в хрониках Островского, преследующих цель эпического, а не драматического воспроизведения жизни. В драмах и комедиях временные интервалы между актами способствуют выявлению тех граней характеров действующих лиц, которые могут обнаруживаться лишь в новых изменившихся ситуациях. Разделенные значительным временным промежутком, акты драматического произведения обретают относительную самостоятельность и входят в общую структуру произведения в качестве отдельных этапов беспрерывно развивающегося действия и движения характеров.

В некоторых пьесах Островского Шутники, Тяжелые дни, Грех да беда на кого не живет, На бойком месте, Воевода, Пучина и д.р. вычленение относительно самостоятельной структуры актов достигается, в частности, тем, что в каждом из них дается особый перечень действующих лиц. Однако даже при таком строении произведения финал не может быть в бесконечном отдалении от кульминации и развязки в этом случае нарушится его органическая связь с основным конфликтом, и финал обретет самостоятельность, не будучи должным образом, подчинен действию драматического произведения.

Наиболее характерным примером такой структурной организации материала является пьеса Пучина, последний акт которой представлялся Чехову в виде целой пьесы. Стремясь к всестороннему раскрытию характеров, Островский как бы поворачивает их различными гранями, отмечая разнообразные психические состояния персонажей в новых поворотах действия. Эту особенность драматургии Островского отметил еще Добролюбов, увидевший в пятом акте Грозы апофеоз характера Катерины.

В пьесах Островского сохраняется постановка определенной художественной задачи, которая доказывается и иллюстрируется живыми сценами и картинами. У меня ни один акт не готов, пока не написано последнее слово последнего акта замечал драматург, утверждая тем самым внутреннюю подчиненность всех разрозненных на первый взгляд сцен и картин общей идее произведения, не ограниченной рамками тесного круга частной жизни.

Лица предстают в пьесах Островского не по принципу один против другого, а по принципу каждый против любого. Отсюда не только эпическое спокойствие развития действия и панорамность в охвате жизненных явлений, но и многоконфликтность его пьес как своеобразное отражение многосложности человеческих отношений и невозможности сведения их к единичному столкновению. Внутренний драматизм жизни, внутреннее напряжение становилось постепенно главным объектом изображения.

Как в жизни мы лучше понимаем людей, если видим обстановку, в которой они живут писал Островский так и на сцене правдивая обстановка сразу знакомит нас с положением действующих лиц и делает выведенные типы живее и понятнее для зрителей. В быту, во внешней обстановке ищет Островский дополнительные психологические опоры для раскрытия характеров действующих лиц. Островский не ограничивается изображением характера в единственно возможной ситуации он обращается к этим характерам многократно.

Этому способствуют повторяющиеся картины например, сцены грозы в комедии Шутник и в драме Гроза и повторяющиеся имена и фамилии действующих лиц. Островский хорошо понимал, что в современном мире жизнь слагается из незаметных, внешне ничем не примечательных, событий и фактов. Таким пониманием жизни Островский предвосхищал драматургию Чехова, в которой принципиально исключается все внешне эффектное и значительное.

Изображение повседневной жизни становится у Островского принципиальной основой, на которой строится драматическое действие. Островский вплетает в серую ткань быта золотые нити романтизма, создавая из этого соединения изумительно художественное и правдивое целое реалистическую драму.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Реализм в русском искусстве 19 в.

Искусство отражение жизни в художественных образах. Искусство самым тесным образом связанно с историей. Поэтому, знакомясь с произведениями… Новая попытка модернизации российского общества 1860 1870-е гг. коснулась… Далее оглядывая весь XIX век, больше хочется остановиться на том периоде, когда в русском искусстве зародился реализм.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Реализм в драматургии и театре

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Реализм в живописи
Реализм в живописи. Все прекрасное, заключается только в живой действительности Г. Белинский К середине 19 в. назревал кризис классического искусства. Глубокие сдвиги, происшедшие в русском

Реализм в Литературе
Реализм в Литературе. Основоположниками реализма в литературе были А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Александр Сергеевич Пушкин 1799 1837 гг. создал русский литературный язык, возвл литературу в достоинст

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги